Москва фестивалит

В самом громком событии ММКФ — церемонии открытия фестиваля — участвовали сотни гостей и зрителей...

Короткие ночи и длинные дни


В самом громком событии ММКФ — церемонии открытия фестиваля — участвовали сотни гостей и зрителей. Удивительное дело! Когда–то фестивальный билетик был самой настоящей валютой. Да и очереди за возможностью посмотреть настоящее фестивальное кино были, как за любым дефицитом, всенощные, с перекличкой и спекулянтами, торгующими местами в ней. А тут побродила по мультиплексу «Октябрьский» с его десятью кинозалами и поняла, что лучшее кино сейчас разворачивается где–то рядом. В творческих московских вузах, кующих кадры для «фабрик мечты», уже вовсю идут просмотры — прошла через Новый Арбат от штаб–квартиры ММКФ во дворы, а там возле одного из столичных театров–студий будущие кинозвезды томятся в ожидании судьбы. «Я уже четвертый раз поступаю», — мальчик–тростинка собрал вокруг себя благодарную аудиторию из юных провинциалок с острыми коленками и жадными глазами. А вдруг, а вдруг?!


Собственно, ММКФ еще продолжается, только завтра будут известны фавориты и аутсайдеры киномарафона, будут розданы призы и приглашения посетить Москву и в будущем году. Так случилось, что если нынешний фестиваль юбилейный, потому что 30–й, то в следующем году главным информационным поводом ММКФ будет его 50–летие. Фестивальное летоисчисление ведется от 1959 года, но было время, когда московский кинофорум проводился как бьеннале, проходя раз в два года, чередуясь с фестивалем в Карлови–Вари.


Даже не представляю, кого организаторам ММКФ нужно будет заманить в Москву, чтобы переплюнуть уровень представительства нынешнего. В этом году ньюсмейкерами фестиваля стали Такеси Китано, Канэто Синдо, Иштван Сабо, Питер Гринуэй... Но пресыщенным ежегодным пиром духа московским журналистам из множества ничего не говорящих мне изданий, но неоднократно работающим на ММКФ, этого было мало. Прислушиваясь к их разговорам, я диву давалась: никаких тебе споров о просмотрах, никаких обсуждений фильмов. Излюбленная тема была незатейливой и крутилась вокруг того, удалось или нет прорваться на вечеринку–прием–фуршет, и того, насколько меню прошлогодних аналогичных вечеринок было богаче нынешних. Фраза «даже фруктов не было!» добила.


Между тем на фестивале было много событий, достойных профессиональных дискуссий. Взять хотя бы фильм «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера», режиссер Игорь Майборода.


Историю, как известно, пишут победители. А фильм мне показался очень спорной попыткой ее переписать. Но было любопытно посмотреть, как на посвященной премьере пресс–конференции автор фильма — моложавый мужчина, явно похожий, особенно по части усов, на самого Тарковского, только без нервных рефлексий на лице, — с дрожью в голосе рассказывал, что фильм его не против Андрея Тарковского, а за Георгия Рерберга. Оператора, снявшего «Зеркало» и «Сталкера».


Официальная версия: после второй совместной работы творческие пути гениев кинематографа разошлись, Тарковский уволил оператора. По версии кинофильма, представленного в фестивальном показе «Перспективы», в отношении Рерберга Андрей Арсеньевич допустил «духовный Чернобыль». Не скрою, трудно было отделаться от ощущения, что поиск «скелета в шкафу» — это основная тема фильма. Впрочем, это не единственный спорный фильм на фестивале.


У кого учился Учитель?


Режиссер Алексей Учитель — не новичок на Московском международном кинофестивале. Он с юмором рассказывает, что когда представил на престижный конкурс несколько лет тому назад свой фильм «Прогулка», то был уверен, что просто обязан победить. Но жюри решило иначе.


Участие через несколько лет в ММКФ фильма «Космос как предчувствие» уже не вызывало у него такого острого желания победы. А ленту между тем ожидала счастливая фестивальная судьба.


— Этот ММКФ — юбилейный, — отметил Алексей Учитель в интервью «СБ». — Он необычен тем, что на него в Москву приехали такие мэтры, как патриарх японского кино 96–летний Канэто Синдо, еще полный творческих сил и планов! Мы ведь, как признался великий венгерский режиссер Иштван Сабо, все учились у легендарного патриарха. Со мной каждый год на Московском кинофестивале что–то происходит — новые встречи, новые идеи, новые решения. Форум год от года становится интереснее, разнообразнее, лучше. На него приезжают легенды мирового кинематографа, привозят свои лучшие фильмы. Еще совсем недавно в российский футбол верили только влюбленные в него фанаты. А вот мы уже празднуем победы (интервью проходило после победы российской сборной над командой Нидерландов. — Л.Р.). Я вчера, к примеру, два часа добирался после фестивальных мероприятий на машине домой, потому что не мог проехать сквозь ликующую толпу по Тверской.


«Я не плакальщица»


По результатам голосования зрителей и журналистов, участвующих в показах работ конкурсной программы ММКФ, уже определился фильм–фаворит — киноработа питерского режиссера Сергея Овчарова «Сад», одна из двух российских лент основного конкурса фестиваля.


В ленте «Сад» снялись Игорь Ясулович — Фирс, Роман Агеев — Лопахин, Анна Вартанян — Раневская. Представляя публике киноленту, режиссер отметил, что его фильм — вовсе не классическое прочтение чеховского «Вишневого сада», предложенное много лет назад Станиславским. Антон Павлович, если судить по его письмам, был не в восторге, что пьесу поставили во МХАТе как трагедию, манифест краха эпохи. Чехов писал Немировичу–Данченко, цитирует переписку г–н Овчаров: «...я не плакальщица, это все должно быть совершенно по–другому. Я написал водевиль».


Чтобы добраться до сути творческого замысла Антона Чехова, режиссер пересмотрел все известные театральные постановки «Вишневого сада», прочитал переписку писателя с друзьями, отзывы современников. Так постепенно родилось понимание, какой именно должна быть картина «Сад». Впрочем, сам замысел съемок родился у автора фильма практически спонтанно, благодаря едва ли не автоматическому жесту, которым с книжной полки была однажды вечером снята книга. Она, к счастью, оказалась томиком Чехова. В руках книга автоматически раскрылась на пьесе...


Овчаров рассказал мне удивительную историю, связанную со съемочным процессом «Сада». В дачной Павловке под Питером вырубили старый вишневый сад. Поскольку деревья уже практически не плодоносили, их заменили молодыми деревцами. Киностудия купила эти деревья, и на их основе был создан рукотворный цветущий сад — искусственные цветы в картине просто совершенны! В природе вишни цветут около недели, и на пленэре, понятно, снять попросту ничего бы не успели. Съемки в павильоне длились больше месяца. Практически столько же длились репетиции к фильму.


Сетование о том, что на съемках сейчас практически не репетируют, стало уже общим местом. Для молодых актеров  работа над фильмом «Сад» стала хорошей школой отношения к профессии. Режиссер разыгрывал сцены как театральную постановку, и запись этого спектакля тоже, быть может, станет достоянием зрительской аудитории. Игорь Ясулович сыграл в новом фильме роль слуги Фирса. Рассказывая о работе на съемочной площадке, он поблагодарил продюсера и режиссера за то, что впервые за последние годы смог вернуться к практике репетиций на площадке. «Впервые мы репетировали столько, сколько необходимо. Об этом в кино уже забыли. Актерское дело — послушать режиссера, понять, в чем совпадаешь, нащупать болевые точки роли. Работа над «Садом» — это было замечательное время, это было полное погружение в работу», — отметил актер для читателей «СБ».


Многим зрителям показался необычным прием съемки, которую применил режиссер: камера фиксирует много общих планов, когда в кадре говорят и двигаются несколько человек. «У Чехова написано, что все действуют одновременно, говорят и не слушают друг друга. Мы в фильме не самовыражались, а любили Чехова, тянулись к нему», — резюмировал Овчаров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter