Мощный тягач национальной экономики

Недавнее решение Президента о создании военно-промышленного комитета дает ответ на вопрос: какие резервы мобилизует в нынешнем году наша экономика? Попытаемся, исходя из задач, которые призвана решить новая структура, ее потенциала, перспектив наращивания мощи, оценить правильность шагов политического руководства страны, спрогнозировать развитие ситуации.

Недавнее решение Президента о создании военно-промышленного комитета дает ответ на вопрос: какие резервы мобилизует в нынешнем году наша экономика? Попытаемся, исходя из задач, которые призвана решить новая структура, ее потенциала, перспектив наращивания мощи, оценить правильность шагов политического руководства страны, спрогнозировать развитие ситуации.

Но сначала немного истории.

Военно-промышленный комплекс БССР начал формироваться в конце 40-х годов прошлого века. Более 50 республиканских предприятий, НИИ и конструкторских бюро, многие из которых работали по программам важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) союзного значения, были укомплектованы лучшими специалистами, имели самую современную материальную базу. Кроме того, дислокация на территории республики большого количества армейских соединений различных видов вооруженных сил обусловила необходимость создания заводов для капитального ремонта автомобильной, авиационной, бронетанковой техники, техники войск связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В рамках существовавшей специализации предприятия белорусской оборонной промышленности занимались, в частности, разработкой и производством

: - автоматизированных систем управления (АСУ) войсками, разведкой, оружием, системами радиоэлектронной борьбы и связи;

- специальных устройств микроэлектроники и радиотехники, использовавшихся при реализации космических программ;

- грузовиков высокой проходимости, шасси на колесном и гусеничном ходу для монтажа и транспортировки крупногабаритной ракетной техники и специальных систем вооружения;

- оптико-электронных устройств с использованием лазерных технологий для космической и авиационной техники, комплексов и образцов вооружения сухопутных войск;

- вычислительной техники в специальном исполнении.

И это минимальный перечень того, над чем работал белорусский ВПК.

В условиях демилитаризации в конце 80-х годов, следуя политике партии, с ошибками на местах, предприятия "оборонки" вместо запланированного годового 5 - 7-процентного снижения объема выпуска военной продукции в одночасье сворачивали перспективные военные разработки и переходили на выпуск товаров народного потребления (Александр Лукашенко потом не единожды вспомнит с сарказмом этот период "кастрюль и сковородок"). Кризис 90-х - с либерализацией цен, обнищанием населения и открытием внутренних рынков для более качественных импортных товаров - разрушил неконкурентоспособное производство гражданской продукции. Кроме того, по военной промышленности ударило и разрушение единого экономического, таможенного и законодательного пространства, вызванное распадом СССР.

Пацифистские иллюзии развеялись у многих политиков в середине 90-х годов. И уже в новой мировой политико-экономической ситуации, которая характеризовалась в том числе борьбой за новые территории и рынки сбыта, руководство Беларуси приняло решение о реконверсии. Речь шла об увеличении доли производства оборонными предприятиями профильной продукции и увеличении номенклатуры такого рода товаров и услуг. По сути, с этого времени и этого решения началась вторая жизнь белорусского военно-промышленного комплекса.

О том, что из себя сегодня представляет отечественная "оборонка", какая ее продукция особо популярна в различных регионах мира, можно говорить предметно и долго. Я приведу только слова министра обороны Леонида Мальцева после того, как в марте 2003 года он посетил в Абу-Даби одну из самых престижных выставок вооружений IDEX-2003: "Из общего количества демонстрировавшейся посетителям выставки техники, представленной странами-участницами, 40 процентов были либо сделаны в Беларуси, как, к примеру, боевая машина 2Т "Сталкер" и тягач Минского завода колесных тягачей; либо имели агрегаты белорусского производства, как российские танки с системой управления огнем, созданной предприятием "Пеленг"; либо сделаны на основе белорусских разработок, как арабские тягачи".

Подтверждением нынешних широких возможностей белорусского военно-промышленного комплекса может служить каталог продукции предприятий, изданный компанией "Белтехэкспорт" (это главный в стране спецэкспортер, уполномоченный правительством). В фолианте, напечатанном в Италии на великолепной бумаге, рекламируются продукция нашего ВПК и услуги, которые могут предоставить белорусские субъекты хозяйствования в этой специфической сфере. Здесь содержится огромный объем информации об имеющихся в стране разработках: от автоматизированных комплексов управления авиацией до препаратов профилактики и лечения лучевых поражений.

Доказательством же конкурентоспособности такой продукции являются, во-первых, огромный интерес иностранных специалистов к проводимой в Минске раз в два года выставке вооружений, военной техники и технологий двойного назначения и, во-вторых, активное участие самих белорусских производителей в крупнейших мировых выставках этого направления. Подобное участие - весьма престижное, но страшно дорогое дело. Просто так, не имея предварительных договоренностей о перспективах продажи, кататься со своей техникой, скажем, в Абу-Даби никто бы не стал.

При этом оценить финансовые успехи белорусских предприятий на мировом рынке оружия, продукции и технологий двойного назначения весьма трудно. Официальных данных на сей счет нет. Фигурируют разные суммы. Называют годовой оборот в 1 - 2 миллиарда долларов. Но думаю, что такие выводы делаются прежде всего с учетом возможностей распродажи старой советской техники, пусть даже отремонтированной или модернизированной. Она подпадает под категорию обычных вооружений, и подобные контракты фиксируются.

Белорусская же "оборонка" - это не только и не столько 140-й танкоремонтный завод в Борисове, где проводят предпродажную подготовку и модернизацию боевых бронированных машин. Белорусский военпром - это в первую очередь разработки на основе высоких технологий. Скажем, АСУ, авионика, техника разведки, связи и РЭБ, комплектующие для высокоинтеллектуальных машин, космическая аппаратура, прицелы, лазерные технологии и т.п. Потенциал таких разработок, продукции и технологий двойного назначения в финансовом плане значительно выше, чем производства танков и БМП. Один лишь контракт на поставку в Швецию белорусских прицелов в 1997 году составил 3 миллиона долларов, а организация производства в Китае оптико-электронных систем в 2002-м - 500 тысяч долларов. И это только известная работа одного предприятия - ЛЭМТ, структурного подразделения "БелОМО". Сколько реально зарабатывает само это объединение, какие суммы приносят гиганты ВПК "Агат", "Пеленг", СКБ "Камертон" и другие - тайна.

Изюминкой белорусского военно-промышленного комплекса специалисты называют автоматизированные системы управления войсками, разведкой, оружием, в том числе зенитно-ракетными, ракетно-артиллерийскими комплексами и авиацией, комплексами РЭБ, системами связи и передачи данных. Они позволяют интегрировать отдельные, в том числе и разнородные, единицы боевой техники в мощный организм, который обладает совершенно новыми боевыми качествами, на 20 - 60 процентов превышающими возможности группировок военной техники, составленных простым суммированием боевых единиц.

Поэтому, наверное, не случайно руководителем нового комитета назначен работавший ранее генеральным конструктором по автоматизированным системам управления и информационным технологиям Министерства промышленности, а также генеральным директором государственного научно-производственного объединения "Агат" Николай Азаматов. Именно ему предстоит организовать координацию деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам развития ВПК. В полномочия Госкомвоенпрома входят также выработка и реализация мер по сохранению и развитию оборонного научно-технического и производственного потенциала страны, адаптации его к условиям рыночной экономики. Комитету передаются некоторые функции в системе экспортного контроля, которые ранее осуществлялись МИДом, Министерством обороны, Государственным таможенным комитетом и некоторыми другими ведомствами.

Создавая новую структуру, подчиненную правительству, государство надеется, что удастся оптимизировать механизм государственного управления в сфере обеспечения обороны, повысить эффективность военно-технической политики.

Правда, как именно госкомитет будет управлять "оборонкой", пока не совсем ясно. На совещании в декабре Президент говорил о вычленении предприятий ВПК из экономики страны. Однако ни одно из таких предприятий не может считаться чисто оборонным. Даже на танкоремонтном заводе в Борисове выпускают мирную продукцию, вплоть до банальных бытовых ванн. В этой связи существует опасность, что появится своеобразная система двойного подчинения структурных подразделений субъектов хозяйствования, в номенклатуре товаров которых есть хоть какой-то процент специфической продукции. Это - фактическое разрушение предприятий. Надо полагать, на такой опрометчивый шаг правительство не пойдет.

Ясно одно: успехи белорусской военной промышленности в состоянии не только поддерживать конкурентоспособность (хотя бы по отдельным направлениям) и престиж белорусской экономической машины, но и поднимать ее показатели. В связи с этим особо следует подчеркнуть значимость того, что удалось сохранить интеллектуальный потенциал нашей "оборонки", условия для выпуска продукции. Именно на это рассчитывает государство, стараясь сделать военно-промышленный комплекс стержнем экономики, трамплином для ее укрепления и развития.

 

БУДКЕВИЧ Вячеслав.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter