Беларусь и Воронежская область России приступают к переходу от простой торговли к кооперационным проектам

Мощный базис для долгосрочных отношений

Воронежская область рассчитывает войти в топ-10 российских партнеров Беларуси по товарообороту. Предпосылки для этого вполне серьезные. За прошедшее пятилетие стороны нарастили объем совместной торговли ровно вдвое и по итогу 2023 года рассчитывают увидеть в оборотной ведомости знаковую отметку в 0,5 миллиарда долларов. Одно это делает Воронеж и Минск партнерами стратегического характера. При этом необходимо отметить, что стороны только приступают к промышленной кооперации. А это значит, что будущее взаимодействие сторон прямо сейчас меняет вектор развития от обычной торговли в пользу сопряжения промышленных потенциалов.

Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой и губернатор Воронежской области Александр Гусев заложили капсулу с посланием потомкам в основание будущего завода по утилизации шин.

СКАЗАНО

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Благодаря вам мы имеем такое сотрудничество и пытаемся выстроить единое Союзное государство на новых принципах, чтобы никто не был в обиде, чтобы развивались суверенные независимые государства — Беларусь и Россия. К такому союзу, уверен, будут подключаться и другие республики бывшего Советского Союза… Ключевым аспектом наших торгово-экономических отношений должна стать производственная кооперация. Как показывает практика, именно кооперационное сотрудничество закладывает мощный базис для долгосрочных отношений и дает хороший интеграционный эффект.

На встрече в Минске с губернатором Воронежской области Александром Гусевым, 27 апреля 2022 года.

Выйти в лидеры

По данным за 2021-й, взаимный товарооборот Беларуси и Воронежской области составил более 348 миллионов долларов и за 12 месяцев того же года увеличился на 30 процентов. Эти цифры губернатор российского региона Александр Гусев приводил, будучи с визитом в Минске около полутора лет назад. Тогда воронежские экономисты закладывали на 2022 год увеличение взаимной торговли к уровню 2021‑го на 10 процентов. Однако уже январь — февраль показали 58 процентов роста. Судя по планам выйти к концу текущего периода на товарооборот в полмиллиарда долларов, несложно подсчитать, что примерно такой темп Минск и Воронеж держали весь 2022‑й и планируют сохранить до декабря 2023‑го. При этом цифры сложились практически полностью благодаря торговле.

В российский регион поставляются в основном продукты: сыры, творог и сливочное масло, говядина, а также изделия из металлов, части и принадлежности для автомобилей и тракторов. В Беларусь из Воронежской области следуют преимущественно подсолнечное масло, соевые бобы, синтетический каучук.

На новом этапе стороны продекларировали желание еще раз удвоить объемы товарооборота в течение следующих пяти лет. Но за счет обычной и привычной торговли достигнуть суммы обмена товарами в 1 миллиард долларов будет маловероятно, и это прекрасно понимают и в Беларуси, и в Воронежской области. Поэтому сейчас стороны вплотную подходят к разработке новых принципов сотрудничества. Их основой призваны стать совместные кооперационные проекты.

— Конечно, нам хотелось бы стать одними из лидеров среди российских субъектов во взаимодействии с нашими друзьями из Беларуси. Мы понимаем, что есть крупные регионы, которые сложно будет обогнать. Но свое достойное место, я думаю, мы займем. И десятка лучших по сотрудничеству с белорусами — это наше место на самом деле по объемам. Ну а по тесноте взаимоотношений, по дружеским взаимоотношениям надеемся стать лидерами, — сформулировал задачу на будущее губернатор Воронежской области Александр Гусев.

Локомотив сотрудничества

Нельзя, конечно, сказать, что между Минском и Воронежем вообще нет проектной деятельности. Драйвером развития отношений, кроме торговли, стала строительная отрасль. Известен ее мультипликационный эффект: за поставками строительных материалов едут строители с услугами, за ними движутся товары, предназначенные для новых зданий, оборудование, оснащение.

Этот эффект в полной мере сказался при возведении белорусами одной из крупнейших школ в России: 1 сентября она открылась в Воронеже. Проект под знаковым названием «Содружество» был разработан еще несколько лет назад. Площадь школы — 60 тысяч кв. м, одновременно в ней смогут заниматься 2860 детей. Здесь созданы художественные мастерские, астрономическая башня, лаборатории для учебных опытов и биологический водоем. Внимание к воронежскому учебному заведению было беспрецедентным.

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко передал в подарок ученикам образовательного комплекса белорусский школьный автобус. Ключи от него вручил посол Дмитрий Крутой, а сам транспорт в день открытия учебного заведения был выставлен у входа в школу.

1 сентября к ученикам, педагогам и родителям обратились главы Совета Республики Беларуси и Совета Федерации России Наталья Кочанова и Валентина Матвиенко.

— Центр был возведен совместными усилиями специалистов Российской Федерации и Республики Беларусь и является ярким примером дружбы и сотрудничества наших братских государств, наших братских народов. Этот проект стал возможен в рамках реализации соглашения между правительствами Беларуси и Воронежской области, подписанного на Форуме регионов, и был одобрен главами наших государств. Спасибо нашим белорусским партнерам — всем, кто проектировал, строил, оснащал центр, — за их вклад в реализацию этого проекта. Не подвели, ввели в срок, с высочайшим качеством, — отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

— Мы искренне благодарим наших российских коллег за доверие и признание профессионализма белорусов. Уверена, что мы сможем реализовать не один совместный проект, — подчеркнула в свою очередь Наталья Кочанова. — Реализация такого масштабного совместного проекта стала возможна благодаря профессионализму, плодотворному и ответственному труду белорусских и российских строителей, взаимовыгодному региональному сотрудничеству наших стран.

Проект оказался знаковым в том числе и по причине упомянутого мультипликационного эффекта. Большинство строительных материалов, оборудования произведено на территории Союзного государства, в работе над объектом приняли участие десятки поставщиков импортозамещающей продукции из Беларуси и России.

— Для нас, конечно, важно было показать, что мы можем реализовывать объекты любого уровня сложности, с заданным качеством и в установленные сроки и даже быстрее, — отметил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.

Следующий объект, который возведут подрядчики из нашей страны, находится в непосредственной близости от открытой 1 сентября школы и тоже носит приставку «мега». Это будет один из крупнейших в Российской Федерации детских садов. Вообще, социальные объекты в Воронежской области — своего рода фишка белорусских строителей. Строительный трест № 12 Могилева выступал генеральным подрядчиком при строительстве школы на 520 мест в поселке Стрелица Семилукского района. Объект открыли два года назад, также в День знаний.

При этом белорусы не просто построили образовательное учреждение: его профинансировали кредитными ресурсами ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и ОАО «АСБ Беларусбанк». Схема оказалась весьма выгодной: россияне получают стабильное финансирование и высокое качество работ за приемлемую стоимость. Для Беларуси преимуществом стало обязательство по участию в работах белорусских компаний, материалов и оборудования.

Сейчас в портфеле белорусских подрядчиков еще ряд объектов.

На прошедшем в Уфе Форуме регионов двух стран губернатор Воронежской области заключил соглашение с компанией «БелинжинирингстройИнвест» на реконструкцию Центрального стадиона в Воронеже. Также подписаны договоры на строительство белорусскими подрядчиками еще одного стадиона в областном центре — на нем будет играть футбольная команда «Факел», выступающая в премьер-лиге России.

— Собственно, это небольшой этап нашей совместной работы, я думаю, что мы в дальнейшем еще подберем значимые объекты и будем их совместно реализовывать, — сказал Александр Гусев.

Во время открытия мегашколы, которую построили в Воронеже с участием белорусских строителей.

Строим на своем

Социальные объекты тем не менее для белорусских подрядчиков не главное направление работы в Воронеже. Губернатор региона не кривил душой, говоря, что эта сфера только часть взаимодействия с белорусскими строительными организациями.

1 сентября 2023 года глава Воронежской области и посол Беларуси в России заложили памятную капсулу в основание нового предприятия. Белорусский подрядчик таким образом приступает к активной фазе возведения завода по утилизации автомобильных шин на площадке особой экономической зоны «Центр». Проект реализуется совместно с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор».

— Для нас это тоже в определенном смысле новая тема, пример в том числе и для белорусских компаний, которые будут заниматься переработкой различных видов вторичных отходов. С руководителем «Российского экологического оператора» мы общались, он будет у нас в Беларуси по поручению Премьер-министра России, мы будем готовить совместную большую программу. И я губернатору Воронежской области предложил, чтобы этот объект вошел в нее также. И совместно использовались оборудование и материалы наших стран, — конкретизировал Дмитрий Крутой.

Организационную и финансовую поддержку проекту окажут «Российский экологический оператор» и «Сбер». К этому моменту уже разработана проектная документация, получены заключение экспертизы и разрешение на строительство. Сметная стоимость проекта оценивается в 817 миллионов российских рублей. Что характерно, подчеркнул посол Беларуси, соглашение о создании предприятия также было подписано в рамках Форума регионов Беларуси и России.

Следующая совместная тема, которую разрабатывают белорусские и воронежские специалисты, касается жилищного строительства. На территории поселка Лушникова в Бобровском районе ведется строительство домов в микрорайоне Эко-деревня, где планируется создать «Белорусский квартал». Речь идет о строительстве 40 индивидуальных жилых домов, первые из которых планируется сдать уже нынешней осенью, а оставшиеся — в 2024 — 2025 годах. Это проект, использующий конструкции шкловского завода. Важность его в том числе и в том, что в случае позитивного опыта такие решения можно тиражировать на всей территории России. Благо резюме у белорусских строителей в Российской Федерации с каждым аналогичным проектом улучшается.

— В период нескольких поездок в Беларусь познакомились с людьми, понимаем, насколько выстроена система в республике в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, насколько высокая дисциплина, ответственность людей, которые занимаются этой деятельностью. И конечно, для нас было важно в том числе показать и нашим строителям, что есть такие организации, которые даже в сложных условиях не теряются, все делают в срок и очень качественно. Уверенность в том, что все будет точно исполняться, — это первая причина. А вторая — то, что мы хотим наши партнерские, экономические связи укреплять. Это один из шагов укрепления наших дружеских связей, — назвал губернатор Александр Гусев причины для работы с белорусами.

Масштабирование проектов

Одним из перспективных направлений развития сотрудничества стороны видят промышленную кооперацию. Поскольку эта тематика пока слабо представлена в торговом обороте, сейчас определяются скорее контуры будущего сотрудничества. На взаимной встрече губернатор Воронежской области и посол Беларуси обсудили возможность взаимодействия в сфере радиоэлектроники, станко- и машиностроения.

Александр Гусев напомнил о своем визите в Беларусь в 2022 году, о встрече с Главой государства и актуализировал проблематику промышленного взаимодействия:

— Мы с ­Президентом Беларуси договорились не просто единичными инициативами в строительстве наши отношения ограничить, а сделать упор на масштабные проекты. Задача  — перейти от торговли к обмену технологиями. Например, системное взаимодействие в части развития радиоэлектронной промышленности. У нас несколько десятков предприятий этой сферой занимаются. И могли бы синергетические проекты здесь появиться, мы готовы к взаимному интересу, — сказал губернатор.

В планах Воронежской области создание, по сути, нового радио- и микроэлектронного кластера. Регион — один из центров военно-промышленного производства России, здесь есть определенные наработки и, что немаловажно, кадры для реализации амбициозных задач. На первом этапе воронежцы определили около двух десятков предприятий для возможного вхождения в проект.

На основании полученных материалов от коллег уже в Беларуси должны подобрать производства, которые могли бы войти в общую радиоэлектронную программу с воронежскими партнерами. Для сотрудничества есть и экономическая основа, и, что немаловажно, юридическая.

Правительства Беларуси и России в феврале подписали Соглашение о единой промышленной политике, одним из важных пунктов которой прописано развитие кооперации в области радиоэлектроники. Сейчас две страны работают над обобщением потенциалов и развитием научных школ в микроэлектронике. Стратегия направлена на формирование кооперационных цепочек между предприятиями отрасли, что за счет синергетического эффекта должно повысить экономическую окупаемость.

Вторая предметно обсуждаемая тема — создание в Воронеже сборочных производств белорусской техники. Довольно предметно рассматривается опыт в России белорусского «АМКОДОРа». Сейчас в Российской Федерации освобождается сегмент лесных машин, коммунальной и дорожной техники. Эти ниши важно занимать продукцией союзного производства. Воронеж совершенно не против прихода белорусских автопроизводителей на свой рынок и готов предоставлять партнерам преференции, предусмотренные возможностями местной особой экономической зоны.

— Ну и военно-промышленный комплекс, авиационная сфера. Учитывая то, что у нас подписаны совместные программы двух стран и другие российские регионы в их реализации активно участвуют, мы попытаемся сейчас очень быстро возможности Воронежской области тоже изучить и, может, найти совместную кооперацию и в этой сфере. У нас согласована большая кредитная линия на 105 миллиардов российских рублей на уровне Правительства для промышленных проектов — часть для микроэлектроники, часть для «классической» промышленности. Но там нет проектов и объектов с Воронежской областью. И если первые проекты программы будут успешными, мы будем инициировать ее расширение, — сообщил посол Дмитрий Крутой.

Золотое время науки

Развитию взаимоотношений в области сельского хозяйства Воронеж и Минск выделяют отдельный пункт в программе переговоров. В этой сфере на высоком уровне вопрос взаимных поставок продуктов уже не поднимается. Тема продовольственного обмена давно отработана и реализуется на уровне субъектов хозяйствования. В топе взаимных поставок молочная, мясная и рыбная группы товаров. Наверное, единственное, чем можно углубить партнерство в теме продовольствия, — это фирменная торговля. Белорусские продукты в Воронеже представлены и в местных, и в федеральных сетях, а также в малых торговых объектах, брендированных местными предпринимателями «под белорусское». Можно было бы, к примеру, рассмотреть возможность открытия в Воронеже фирменных магазинов белорусских мясных или молочных комбинатов, но это вопрос, не носящий категории повышенной срочности. В чем стороны намерены ускориться, так это в сотрудничестве аграрных научных институтов.

Здесь необходимо отметить, что Воронежская область в числе лидеров российского производства как растениеводческой, так и мясо-молочной промышленности. И успехи, и проблемы здесь аналогичные белорусским. Один из главных вопросов на сегодня — семеноводство.

Перед аграриями всего Союзного государства стоит задача заменить зарубежные семена своими. Не секрет, что элитные семена родительских форм, используемые на участках гибридизации, как правило, импортируются иностранными компаниями. И сейчас в Воронеже вплотную занялись производством родительских линий подсолнечника и кукурузы в рамках импортозамещения.

— У нас на самом деле есть хорошие наработки в этой области, почти три десятка предприятий занимаются именно семеноводством, очень широкий спектр: от обычных зерновых до кукурузы, подсолнечника, свеклы. На сегодня мы полностью обеспечиваем себя и надеемся на то, что будем помогать и нашим коллегам. Задача — сделать именно нашей селекции семена, а не просто завозить родительские формы и тиражировать их на территории страны и области. Наука в это включилась, наши ключевые НИИ ожили, получили финансирование, нашли индустриальных партнеров в виде крупных компаний. Уверен, что такой подход, тем более в кооперации с нашими коллегами из Беларуси, даст хорошие результаты, — со знанием дела сообщил губернатор Александр Гусев.

Аналогичные планы и у белорусских семеноводов. Санкции прошлых лет привели к тому, что у ученых появляется уникальная возможность испытать и внедрить свои разработки в области элитных семян практически любых культур.

— Очевидно, что для наших ученых золотое время, — рассуждает Дмитрий Крутой. — И нужно активнее те проекты, которые лежали на полках, сейчас доставать и реализовывать, внедрять. Под это выделяются очень хорошие деньги, поэтому, я думаю, продовольственную обеспеченность семенами, гибридами, селекционными посадочными материалами мы должны предоставить очень-очень быстро.

Дорога для транспорта

Еще одна традиционная тема в белорусско-российских экономических отношениях — поставки транспорта. В прошлом году завершился контракт на поставку белорусской пассажирской техники в Воронежскую область. Однако программа сотрудничества на этом не завершается.

— Мы около 500 единиц различной сельхозтехники в прошлом году закупили: тракторы, комбайны. Приобрели автобусы МАЗ на газомоторном топливе. В конце сентября — октябре мы будем проводить еще один конкурс на 900 миллионов российских рублей и договорились, что передадим все сведения партнерам из Беларуси. Я думаю, что МАЗ поучаствует в нем. Эта техника будет в основном для муниципальных районов. Думаю, что все возможности у МАЗа победить в конкурсе есть, — сообщил губернатор Александр Гусев.

Сейчас в российском сегменте пассажирского транспорта серьезное оживление. Перед страной стоит задача обеспечить замену парка пассажирского транспорта, особенно в регионах и малых городах. На это предусмотрены федеральные средства, и в областях сейчас формируются крупные программы закупок автобусов, троллейбусов и трамваев в самом различном исполнении. Еще один плюс для белорусских производителей: предприятия Беларуси, специализирующиеся на электротранспорте, приравнены к российским и смогут наравне участвовать в программе переоснащения парка транспорта.

korotkin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter