2023—2024 годы должны стать для БЕЛАЗа знаковыми по выпуску инновационной техники

Мощь интеллекта

Импортозамещение и цифровизация — сферы, которые в нынешних реалиях актуальны во всех направлениях развития промышленности. От легкой до тяжелой, в числе которых металлообработка, энергетика и, конечно же, машиностроение. Сегодня ряд предприятий в соответствии с общим курсом страны ориентированы на инновации. Один из флагманов направления — ­БЕЛАЗ. О работе по импортозамещению, курсе на инновации и планах гиганта на будущее «Р» узнавала у заместителя генерального директора по стратегическому развитию и корпоративному управлению ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Алексея Грачева.

Курс на импортозамещение

— Алексей Игоревич, руководство ­БЕЛАЗа неоднократно отмечало, что главные задачи предприятия — импортозамещение и цифровизация. Что вы вкладываете в эти понятия?

— БЕЛАЗ сегодня динамично развивается. Мы предлагаем потребителям около 80 моделей карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 тонн, более 15 моделей специальной техники. Активно инвестируем и развиваемся в части наращивания производства беспилотной техники, занятой на добыче полезных ископаемых и в многих других сферах, развиваем собственное IT-направление.

Тем не менее в последнее время предприятие ощутило колоссальное давление внешних ограничений. Компания оказалась в экстремальных условиях, когда в один момент нам перестали быть доступны более 1,5 тысячи узлов и комплектующих зарубежных производителей, среди которых двигатели, электротрансмиссии, гидравлические насосы и многие другие комплектующие, которые определяют работу самосвала. Но завод не прекращал работу ни на один день. Более того, мы не только продолжили производство полной линейки продукции, но и значительно ее расширили, чтобы наши заказчики могли обеспечить все свои производственные потребности в карьерной технике в это непростое время.

Алексей Грачев: «Мы предлагаем потребителям около 80 моделей карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 тонн, более 15 моделей специальной техники».
Фото предоставлено пресс-центром БЕЛАЗ

— Сердце любого автомобиля — двигатель. Как решаете ситуацию по его импортозамещению?

— Двигатель для карьерного самосвала стал одной из наших стратегических задач, которую успешно решаем. Сегодня мы предлагаем карьерные самосвалы с двигателями разных производителей, с различными техническими решениями и видами топлива. С тем чтобы каждая компания, использующая технику БЕЛАЗ, могла выбрать наиболее оптимальное решение для себя.

В сегменте грузоподъемности 30—55 тонн уже много лет применяются двигатели Ярославского моторного завода. Мы также внедряем двигатели китайского производства. Как альтернативу предлагаем самосвалы, работающие на сжиженном природном газе. Совместно с российскими партнерами изготовили газовые самосвалы грузоподъемностью 30 и 45 тонн, которые успешно прошли испытания в условиях реального карьера. Машины доказали свою надежность и эффективность: выбросы вредных веществ в  ­атмосферу снизились до десяти раз, затраты на топливо — почти вдвое по сравнению с дизельными аналогами.

Что касается 90-тонников, отрабатываем решения с использованием дизельных и газовых китайских двигателей, а также предлагаем варианты самосвалов, работающих на сжиженном природном газе с двигателями российского производства. Так, сегодня заводские испытания проходит 90-тонный газотурбинный самосвал с двигателем ­КАДВИ. Создание техники на альтернативных видах топлива позволяет нам не только предлагать экологичную и экономически выгодную технику, но и создавать решения, не зависящие от санкционного давления. Такая техника пользуется повышенным спросом у потребителей: портфель заказов на нее на 2023 год у нас уже полностью сформирован.

VR-технологии, с помощью которых можно познакомиться с разработками БЕЛАЗ.

Полезные «двойники»

— Поговорим об интеллектуальном направлении развития БЕЛАЗа. Какие продукты вы разрабатываете в этой сфере?

— Один из наших главных IT-продуктов — интеллектуальная система мониторинга и прогнозной аналитики IMS, которая позволяет контролировать техническое состояние самосвалов, оценивать эффективность их работы и обнаруживать нарушения при эксплуатации. IMS значительно повышает эффективность деятельности горнодобывающих предприятий за счет снижения эксплуатационных затрат. Программа IMS устанавливается на карьерные самосвалы БЕЛАЗ сразу на заводе. Она способна считывать и анализировать информацию с более чем 50 датчиков, установленных на карьерном самосвале в базовой комплектации. Система работает с помощью мобильной связи и позволяет получать и анализировать данные о работе и техническом состоянии самосвала из любой точки земного шара в режиме реального времени.

— Сколько уже машин подключено к IMS? Какова перспектива интеллектуального мониторинга?

— В IMS зарегистрировано более 100 самосвалов, которые работают в горнодобывающих компаниях Беларуси, России, Армении, Индии, Чили, Монголии и других стран. Но мы не стоим на месте: у интеллектуальной системы мониторинга огромный потенциал для развития. Специалисты ­БЕЛАЗа совместно с нашими потребителями постоянно работают над ее совершенствованием. Кроме того, в будущем мы рассматриваем создание ситуационного центра для клиентов, где наши аналитики будут в режиме реального времени мониторить состояние самосвалов, находящихся на гарантийном обслуживании, и давать клиентам рекомендации по их работе.

Планы — амбициозные

— Какие еще IT-продукты использует ваше предприятие?

На сборке самосвала с двигателем Коломенского завода.
— Не менее значимый инновационный продукт, созданный нашими сотрудниками, — виртуальная мастерская. Это VR-пространство для профессионального обучения специалистов, обслуживающих наши карьерные самосвалы. Виртуальное пространство мастерской максимально приближено к реальности: в нем можно детально изучить карьерный самосвал, а также научиться применять необходимые инструменты и гаражное оборудование для его ремонта. Уже сейчас на базе нашего флагмана, 130-тонного самосвала, в виртуальной мастерской доступен ремонт редуктора мотор-колеса и гидравлической системы.

Благодаря виртуальной мастерской специалисты сервисных центров могут досконально изучить работу деталей и узлов карьерного самосвала без использования дорогостоящего оборудования, а впоследствии качественно и безопасно выполнять работы уже в реальных условиях эксплуатации.

В дальнейшем мы планируем создать виртуальную вселенную с возможностью разобрать любой наш карьерный самосвал вплоть до гайки. Мы убеждены: внедрение IT-решений позволит нам и дальше наращивать продажи, осваивать новые рынки и увеличивать прибыль.

— Прошлый год был достаточно успешным для предприятия. Каковы планы на будущее?

— Действительно, в непростом 2022 году БЕЛАЗ сработал результативно. Поставленные перед предприятием задачи по удержанию объемов экспорта были выполнены. 2023—2024 годы должны стать знаковыми по выпуску инновационной техники. Одна из самых ожидаемых новинок, безусловно, экскаватор с массой 200 тонн и объемом ковша 12 метров кубических, который мы продемонстрируем уже в III квартале этого года. Экскаватор станет еще одним шагом на пути к формированию импортонезависимости горнодобывающей техники в условиях внешних ограничений.

Сегодня мир очень быстро меняется. Мало идти в ногу со временем — сегодня важно идти на шаг впереди и понимать, что же будет в дальнейшем, что будет более эффективным. Мы должны это видеть и внедрять в своих решениях.

ФОТО АЛЕКСЕЯ МАТЮША

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter