Мощь и интеллект белорусского исполина

Крупнейший мировой производитель и единственное в странах СНГ предприятие, выпускающее большегрузные карьерные самосвалы, Белорусский автомобильный завод в эти дни отмечает свое 60-летие
Петр ПАРХОМЧИК: «Есть стимул для новых свершений»

Как-то раз в одном из первоапрельских номеров известной газеты была опубликована заметка о том, что США заказали пару сотен БелАЗов для укрощения Ниагарского водопада. Вроде бы ясно, что розыгрыш. Тем не менее нашлись-таки читатели, которые восприняли абсурдную информацию всерьез. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь от таких гигантов, которые сходят с конвейеров Белорусского автозавода, и впрямь можно ожидать чего угодно. О том, что уже сделано на предприятии, и о планах на будущее читателям «НГ» рассказал генеральный директор РУПП «БелАЗ» Петр ПАРХОМЧИК.

Визитная карточка

Нынешний руководитель БелАЗа свою карьеру начинал на Минском тракторном заводе, куда пришел по окончании института народного хозяйства имени Куйбышева в 1974 году. За 33 года прошел путь от рабочего-станочника до первого заместителя генерального директора предприятия. С июля 2007 года -- генеральный директор БелАЗа.
-- Петр Александрович, вы руководите предприятием уже больше года. Наверняка у вас сложилось общее впечатление о заводе, о коллективе, об организации работы. Что можете сказать по этому поводу?
-- Только хорошее, без ложной скромности. Производственно-хозяйственный комплекс предприятия находится в работоспособном состоянии, то же можно сказать и о коллективе. Рабочие, мастера, конструкторы и технологи, руководители, специалисты технических, экономических и коммерческих служб -- все десять тысяч человек нашего дружного коллектива работают на единый результат, который не может не радовать.
Наряду с традиционной для БелАЗа продукцией -- карьерными самосвалами грузоподъемностью от 30 до 320 тонн мы выпускаем и другую технику для обслуживания карьеров: погрузчики, бульдозеры, тягачи-эвакуаторы, поливооросительные машины, осваиваем выпуск машин для подземных работ. Хотя конечно по не профильной продукции предприятие отстает от японских производителей, погрузчики котрых можно купить на www.tcm-russia.ru. Марку «БелАЗ» носят также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи, различная строительно-дорожная и коммунальная техника, товары народного потребления.
Сегодня мы выходим на новый, более высокий уровень по качеству выпускаемой техники, одновременно увеличивая ее количество и наращивая экспортный потенциал. Только вдумайтесь: ежегодно с заводского конвейера сходит более двух тысяч машин, и эта цифра стабильно растет. В нынешнем году предстоит обеспечить рост объема производства товарной продукции на 110 процентов, а производительности труда -- на 108,8 процента.
-- Сегодня в мире выпускается порядка шести тысяч карьерных самосвалов в год. Конкуренция жесточайшая, тем не менее сегмент мирового рынка, принадлежащий БелАЗу, составляет более 30 процентов. Что привлекает зарубежных покупателей в белорусских самосвалах? За счет чего удается сохранять «место под солнцем»? 
-- Составляющих успеха много. Безусловно, огромную роль сыграла поддержка государства на определенном этапе. Вы помните, как в сложное для экономики страны время БелАЗ определили так называемой «точкой роста», за которой должны были потянуться и другие предприятия. В частности, к нему был присоединен Могилевский автомобильный завод с десятками миллиардов долгов. 90-е годы стали для завода временем серьезных испытаний. Тогда на просторах СНГ «хозяйничали» наши конкуренты, одних только Камацу работало около 600 единиц. Однако мы сумели приспособиться к требованиям рынка по целому ряду параметров, существенно расширили модельный ряд самосвалов, и в этом заслуга всего коллектива, главный итог напряженной работы всех служб.
К тому времени на предприятии была создана собственная школа проектирования, которая могла удовлетворить требования любого заказчика. Например, кубометр угля в несколько раз легче кубометра железной руды. Это значит, что использовать машину с одинаковым кузовом при их перевозке нецелесообразно. Для угля можно сделать кузов побольше: и количество рейсов сокращается, и расход топлива уменьшается.
В качестве серьезных конкурентов на мировом рынке мы рассматриваем шесть машиностроительных концернов. Чтобы не отстать от таких тяжеловесов, как Камацу, Катерпиллер, Либхер, Терекс, Кресс, Юклид-Хитачи, наше предприятие вынуждено постоянно совершенствовать уже сделанное, придумывать что-то новое. Современному рынку не нужна продукция старых технологий. Проектирование и разработка карьерной техники нового поколения, доработка конструкций серийно выпускаемых машин ведется на собственной конструкторско-исследовательской базе объединения. Сегодня БелАЗ имеет самые мощные в стране компьютерные станции, позволяющие вести трехмерное проектирование, что значительно ускоряет процесс создания новой техники. Наша продукция успешно выдерживает конкуренцию благодаря тому, что системы качества разработки, производства и обслуживания автомобильной техники соответствуют требованиям международных стандартов.
Но главное, мы оперативно реагируем на все запросы и пожелания заказчиков. В этом заключается суть политики предприятия. Что привлекает потребителей в белорусских самосвалах? Прежде всего хорошие тягово-динамические качества, маневренность, высокая удельная мощность, низкие затраты на тонну перевозимого груза, а также оптимальное соотношение цены и качества.
-- Кстати, насколько широка сегодня экспортная география БелАЗа?
-- Жодинские «богатыри» завоевали доверие у покупателей из более чем 60 стран мира на всех континентах. Кроме традиционных потребителей, ищем новые рынки сбыта. В прошлом году, например, начав практически с нуля, «отвоевали» 15-процентную долю рынка в Китае. Такая же картина по Ирану, думаю, в ближайшее время выйдем там на 10 процентов. Сейчас строим совместное предприятие в Венесуэле, в следующем году должны ввести его в эксплуатацию.
Но главным рынком для БелАЗа остается Россия, куда направляется без малого 60 процентов всей нашей продукции. Суровые условия российских карьеров становятся серьезным экзаменом для белорусской техники. Выдержав его, она успешно работает и в других частях света. Только угольная компания «Кузбассразрезуголь» приобрела в прошлом году 24 белорусских 220-тонника и еще 53 самосвала грузоподъемностью 130 тонн. Там же работает первый 320-тонник, на очереди еще два таких гиганта.
-- Петр Александрович, скажите честно, каково это: входить в элитарный клуб  производителей столь сложных машин?
-- А чего тут скрывать? Конечно, престижно. БелАЗ, действительно, воплощает собой силу и славу нашего народа. Но вместе с тем быть мировым лидером очень сложно и ответственно, это накладывает определенные обязательства.
Ведь актуальность добычи полезных ископаемых не снижается, наоборот, она возрастает. Вот только условия меняются довольно быстро: подземных богатств становится все меньше, а доступ к ним ухудшается. Карьеры становятся глубже, растет плечо перевозок, а количество полезного продукта в общей массе уменьшается. Следовательно, от наших машин требуют постоянного повышения грузоподъемности и надежности, над чем мы постоянно работаем. В основе движения вперед -- модернизация производства. 
Даже в самые тяжелые годы, когда все просили денег, свирепствовала инфляция, задерживали выплату зарплаты, на БелАЗе сумели провести реконструкцию производственных мощностей, что позволило снизить износ оборудования с 90 процентов до 73. До 2010 года на модернизацию будет выделено более 100 миллионов евро. Мы хорошо понимаем, что в условиях рынка нужно постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию, чтобы она была конкурентоспособной. А это -- улучшение проектирования и конструкторских разработок с учетом мирового опыта автомобилестроения, усиление входного контроля качества поступающих к нам сырья и комплектующих, дальнейшее развитие сервисных услуг. Наша система сервиса тесно переплетена с товаропроводящей сетью. Предприятие имеет на территории СНГ 22 сервисных центра и около 10 центров в странах дальнего зарубежья.
-- Что больше всего волнует вас как руководителя?
-- Беспокоит вопрос подготовки кадров. На сегодняшний день это наша главная проблема. Выше я говорил о техническом перевооружении. Так вот, сегодня более 80 процентов всех деталей, идущих на сборку карьерных самосвалов, выпускается на станках с числовым программным управлением с использованием гибких технологий. Завтра их будет еще больше, а работать на них должны квалифицированные грамотные специалисты, которых сейчас не так уж и много. И это при том, что зарплата на заводе сегодня неплохая, и она постоянно растет. К сожалению, рабочие специальности у молодежи нынче не котируются. Им хочется от жизни получить все сразу и побыстрее. Думаю, назрела необходимость на государственном уровне разработать меры по повышению социального статуса и престижа квалифицированного рабочего, иначе завтра у станков просто никого не окажется.   
-- Вы говорили о новой модели самосвала грузоподъемностью 320 тонн. Надо полагать, это не предел полета конструкторской мысли? Что в планах, какие перспективы у завода?
-- Освоив в далеком 1961 году серийный выпуск 27-тонного «БелАЗ-540», предприятие вскоре заявило о создании 40-тонного самосвала, потом 75-тонного, а затем перешагнуло и стотонный рубеж. С тех пор, как казалось многим, заводу особо и стремиться-то стало не к чему. Однако заказчики так не считают, они требуют машин со всевозрастающими возможностями, а белорусы с легкостью откликаются на эти требования. Взяли да и выдали 320-тонник. При создании этого самосвала использованы лучшие достижения мирового автомобилестроения. Новый «БелАЗ» отвечает мировым тенденциям развития горнодобывающей промышленности. На нем установлен 3500-сильный двигатель фирмы «Каминз», электрооборудование фирмы «Сименс». Машина и вправду вышла «неслабая»: трудно поверить, но она способна за раз увезти содержимое кузовов двухсот с лишним груженых «Газелей». Но самое главное, ее стоимость в полтора раза ниже импортных аналогов.
Останавливаться на достигнутом не собираемся. Ведь движение -- это жизнь. Сегодня на повестке дня -- машина-рекордсмен: ее грузоподъемность составляет 500 тонн. Проект готов, его реализация вполне нам по силам, но заказчика на новую модель пока нет. В принципе, как говорит наш главный конструктор Александр Николаевич Егоров, можно «дожать» и до 1000 тонн, только кому это нужно? Ведь еще нужно найти мощный экскаватор, который позволял бы загружать такую машину ? Еще одна проблема -- изготовить на нее шину. Создавая очередной гигант, нужно учитывать массу факторов, без которых погоня за грузоподъемностью рискует превратиться в мартышкин труд.
А перспективы у завода хорошие, потому что у нас есть крепкий фундамент -- достижения прошлых лет. Ни один из западных конкурентов не может достичь равного нашему показателя по стоимости перевозок. Мы научились делать карьерные самосвалы в полтора-два раза дешевле западных аналогов, причем расходы запасных частей в процессе эксплуатации минимальны. Согласитесь, у БелАЗа есть хороший стимул для новых побед и свершений.
Жодинские богатыри
Впервые с БелАЗом мне удалось познакомиться на гранитном карьере в Микашевичах. Признаюсь, вблизи это многотонное чудо техники поразило меня своими габаритами и возможностями. А еще своей необыкновенной легкостью хода, которая на первый взгляд кажется просто иллюзией. Конечно, появилось желание узнать, кто и как делает такую машину. Да и повод вполне появился подходящий: в эти дни гордость отечественного автомобилестроения отмечает шестидесятилетний юбилей.
…Пропускная система на автозаводе строжайшая, исключает всякий формализм. Постороннему человеку тут делать нечего, вдруг доберется до каких-нибудь секретов. Да и безопасность на производстве, где многие узлы и механизмы перемещаются по цеху с помощью кранов, дело совсем не лишнее.
Дотошная проверка позади, и мы выходим на площадку перед административным корпусом. Современный БелАЗ -- это огромный промышленный комплекс, где центральную проходную и, допустим, экспериментальный цех разделяют несколько километров пути. С виду завод похож на небольшой город -- с тротуарами, магазинами, столовыми и высоченными производственными цехами.
Первый цех, куда мы заглянули с нашим провожатым, называют «малым конвейером».
-- Вот здесь и собираются наши «малыши», -- разъясняет по ходу специалист по информационной работе Елена Дворниченко.
Ничего себе «малыши», грузоподъемность каждого от 35 до 55 тонн. В воздухе стоит характерный запах металла и машинной смазки. За громадными станками и генераторами рабочих и не сразу заметишь.
Знакомимся с одним из них: Сергей Клименков, слесарь механосборочного цеха, за плечами 26 лет заводского стажа. 
-- Насколько изменились условия труда за это время?
-- Когда развал Союза был, тяжело пришлось, но БелАЗ выстоял и сейчас уверенно развивается. За нашими самосвалами выстраивается очередь. Здесь хорошая зарплата, выплачивают премии, свой магазин, столовая, оздоровительный центр. Может, это прозвучит пафосно, но я испытываю гордость, что работаю на всемирно известном предприятии.
А ведь этого завода в Беларуси могло и не быть. Многотонным великанам и сегодня, за редким исключением, не находят в стране применения. Они востребованы там, где есть глубинные карьеры, где добывают руду, уголь. В наших недрах ничего такого нет, а значит, по логике завод большегрузных самосвалов следовало разместить поближе к районам добычи полезных ископаемых. И этот вопрос серьезно обсуждался на правительственном уровне. Госплан, бывший тогда законодателем производственно-экономической моды, настаивал на сооружении завода на Урале. Но в дело вмешался глава правительства Алексей Косыгин. Выслушав все точки зрения, он сослался на мнение главного конструктора предприятия Сироткина: все можно вывести отсюда, но как быть с накопленным здесь интеллектом? Его перевезти невозможно, а потому будем развивать производство здесь, в Жодино.
Успех будущему брэнду белорусской промышленности предрекли еще в 1957 году на международной выставке в Копенгагене, где впервые был показан советский карьерный самосвал МАЗ-525. Датская газета «Политикен» поместила фотографию, на которой Генри Форд-II стоял рядом с этим автомобилем, всматриваясь в незнакомую ему заводскую эмблему. «Западу бесспорно приходится поднять свой взор на Восток» -- таким комментарием сопровождался снимок.
За прошедшие десятилетия БелАЗ совершил феноменальный рывок, выпустив свыше 130 тысяч автомобилей. Он и по сей день продолжает всех удивлять. В марте этого года завод посетила британская делегация во главе с лордом Паркинсом. На полигоне зарубежным гостям предложили проехать на новом 320-тоннике в качестве пассажиров. Делясь впечатлениями, английский лорд не скрывал эмоций: «Я восхищен и поражен. У такого громадного самосвала такой плавный ход. Я был уверен, что водителям этих машин приходится прикладывать немало усилий, чтобы повернуть рулевое колесо или переключить рычаг коробки передач, а оказалось, они играючи управляют таким гигантом, как будто легковым автомобилем».
Все дело в электромеханической трансмиссии, которую устанавливают на «БелАЗы». В «большом» цеху мне показывают огромные, в человеческий рост электрогенераторы и моторы, которые приводят в движение каждое из колес многотонного грузовика. Это же сколько труда вложено в такое производство!

Заказчик всегда прав

А начинается творческий цикл всегда с заказчика, то есть от карьера, где используются белорусские самосвалы. Именно оттуда исходят заказы или запросы на создание новых видов техники в виде исходных технических требований, а порой и просто в виде идеи самой машины.
-- На подготовку новой модификации базовой модели нам «отводится» не более полугода, иначе обойдут конкуренты, -- рассказывает главный конструктор предприятия Александр Егоров. -- Наша философия состоит в том, что заказчик всегда прав, и выполнить его пожелания в полном объеме можно только за счет применения гибкой системы комплектации выбранной модели дополнительными узлами и агрегатами.
Все основные несущие элементы и узлы новой конструкции подвергаются силовому воздействию с помощью пакета специальных программ. Главный инструментарий стендовых испытаний -- набор силовых цилиндров SCHENCK, управляемых центральным компьютером. Его программное обеспечение позволяет задавать режим испытаний по практически любому физико-математическому закону в автоматическом режиме круглосуточно.
Есть на заводе и собственный испытательный полигон, имитирующий  различные по качеству покрытия и крутизне участки карьерных дорог.
Максимальная скорость, радиус поворота, тормозной путь, эффективность тормозной системы, рулевое управление -- все должно соответствовать предъявляемым требованиям. Если в процессе испытаний выявляют какие-то недоработки, их немедленно устраняют, и только после этого опытный образец направляется в реальный карьер.
-- Каков срок службы «БелАЗа?» -- интересуюсь у главного конструктора.
-- Гарантия на все машины -- два года. Оптимальный срок эксплуатации карьерной техники семь лет, но это при условии практически беспрерывной работы в три смены все 365 дней в году, -- уточняет Александр Николаевич. -- Мы имеем немало примеров, когда наша техника исправно служила по десять и более лет.

Герои дня

Так совпало, что свой нынешний юбилей БелАЗ встречает под знаком одного приятного события. За разработку и освоение производства семейства карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности с электромеханической трансмиссией группа сотрудников предприятия выдвинута на соискание Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники за 2008 год. В их числе генеральный конструктор, начальник научно-технического центра Александр Егоров, главный технолог Виктор Рудый и начальник отдела электромеханических трансмиссий, заместитель генерального конструктора Николай Бигель.
И это еще один результат напряженной работы всего коллектива завода.

Слово ветерану Рожденный в СССР

Инженер-технолог Евгений Михайлович Чучуркин работает на заводе уже более 50 лет. В далеком 1957 году большую группу молодежи привезли из Могилева в небольшой тогда еще городок Жодино.
-- В то время на месте нынешнего БелАЗа располагался небольшой завод «Дормаш», выпускавший  поливомоечные и снегоочистительные машины, а города как такового еще не было, -- вспоминает Евгений Михайлович, обводя вокруг рукой. -- Там проходила одна большая широкая улица, несколько домов по обеим ее сторонам, неподалеку недостроенный клуб. Вот, собственно, и все. Природа, правда, замечательная: кругом лес, речка, озеро рядом. Всего нас приехало 520 человек. Никто ничего не говорил, и мы терялись в догадках, что нам предстоит делать на новом месте. Оказывается, правительство приняло решение организовать на базе «Дормаша» производство самосвалов принципиально новой конструкции для разработки полезных ископаемых открытым способом. Вместе с заводом рос и хорошел наш город.
-- С чего начиналась история жодинского богатыря?
-- Все началось с того, что в Жодино перенесли производство знаменитого «четвертака» -- 25-тонного самосвала «МАЗ-525», до этого выпускавшегося в Минске. Машина была та еще. До предела упрощенная конструкция с жестким приварным задним мостом, никаких гидроусилителей и пневмоподвесок не существовало и в помине, а тряска при езде по скальным породам была такая, что многие водители не выдерживали, «зарабатывали» остеохондроз, опущение желудка. Чтобы облегчить свой труд, шоферы управляли машиной стоя. В конструктивном плане автомобиль был далек от совершенства: под нагрузкой у него горели тормозные накладки, от вибрации выходили из строя приборы. Но еще большие проблемы возникли после отправки первой партии «МАЗ-525» на экспорт в Индию.
-- Неужто тропический климат не подошел?
-- Да нет, с этим как раз все в порядке. Заказчики пожаловались на то, что у машин не переключаются рычаги коробки передач. Послали наших специалистов -- все в порядке, переключаются. Оказывается, у индусов просто не хватало физических сил переместить тугой рычаг. Посоветовали им есть больше каши и подкачать мускулы. Говорят, многих тогда заставили в добровольно-принудительном порядке посещать занятия на тренажерах.
-- Первая модель «БелАЗа» оказалась такой же жесткой?
-- Что вы, с ней все было по-другому. Первый 27-тонный «БелАЗ-540» вышел из заводских ворот в сентябре 1961 года. Помню, той осенью к нам приехали «купцы» с Молдавии и Михайловского горно-обогатительного комбината в Курской области. «Поедет ли?» -- засомневались они, заняв место в кабине самосвала. Машина не просто поехала, она «полетела» как ласточка. Еще бы, ведь новая конструкция воплотила в себе самые прогрессивные на тот момент решения, о которых тогда только говорили за рубежом -- гидромеханическая трансмиссия, пневмогидравлическая подвеска, объемный руль. Управлять ею было одно удовольствие. Потом пошли многочисленные отзывы от заказчиков, что именно такую машину они ждали. Кстати, за тот 27-тонник большая группа сотрудников предприятия получили Государственную премию СССР.

Дословно

«Сегодня БелАЗ -- это гордость и символ нашей страны. Такую мощную технику могут делать только умные люди. Не всем государствам это под силу».
(Президент Беларуси Александр Лукашенко)

Этапы славного пути

Первые самосвалы «МАЗ-525» грузоподъёмностью 25 тонн с конвейера Белорусского автомобильного завода сошли 5 ноября 1958 года, аккурат к празднику Октябрьской революции. Однако история предприятия началась на десять лет раньше. В 1948 году около железнодорожной станции Жодино начали строить завод торфяного машиностроения, спустя три года переименованный в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш».
В апреле 1958 года предприятие получило имя «Белорусский автомобильный завод». Впервые в практике советского автомобилестроения на нем был налажен выпуск карьерных самосвалов с полной сборкой на одном конвейере.
14 сентября 1961 года выпущен первый опытный образец 27-тонного карьерного самосвала «БелАЗ-540».
В 1990 году из заводских ворот вышел первый самосвал грузоподъемностью 280 тонн. За всю историю предприятия белорусским автозаводом разработано около 500 модификаций карьерных самосвалов грузоподъемностью от 27 до 320 тонн.
22 мая 2008 года состоялся торжественный сход с конвейера 130-тысячного самосвала «БелАЗ».

Знай наших! По труду и честь

Достижения коллектива Белорусского автозавода в деле повышения качества выпускаемой продукции не раз отмечались высокими наградами. Мексиканский национальный институт маркетинга в 1995 году присудил «БелАЗу» «Международную бриллиантовую звезду качества». За высокие технико-экономические и эксплуатационные качества продукция предприятия удостоена золотых медалей на международных выставках в Лейпциге и Пловдиве. В активе автозавода XVIII международный приз «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли и Х Золотой приз Америки «За качество», которого завод удостоился в 1998 году. В 2000 году Координационный комитет международной программы «Партнерство ради прогресса» присудил коллективу предприятия «Хрустальную Нику».
«БелАЗ» неоднократно становился лауреатом конкурса «Лучшие товары РБ на рынке Российской Федерации».

Наши партнеры Мир под колесами гигантов

Первые самосвалы «МАЗ-525» поступили на иностранные рынки еще в 1959 году, а первыми странами-импортерами стали Китай, Индия и Египет. К середине семидесятых «БелАЗы» успешно работали в карьерах Греции и Китая, Аргентины и Турции, Чехословакии и Пакистана, Ирака и Сирии. Белорусские самосвалы использовались на строительстве Асуанской плотины в Египте, крупнейшего судоходного канала, соединившего реки Тигр и Евфрат в Ираке, Саяно-Шушенской ГЭС в Сибири и Нурекской ГЭС в Таджикистане. Техника из Жодино достойно показала себя на разработке крупнейших залежей полезных ископаемых в Китае, Вьетнаме, Монголии, Польше, Болгарии, Иране, ЮАР и других странах.
Сегодня «БелАЗ» хорошо знают более чем в шестидесяти государствах. Причем в зависимости от условий эксплуатации и пожеланий заказчика используется различная комплектация. Например, в конструкции машин для Крайнего Севера и Дальнего Востока применяются морозостойкие материалы, устанавливаются обогреватели для запуска двигателя, кабины с усиленной теплоизоляцией и более эффективной системой отопления. И наоборот, для работы в теплых странах кабины самосвалов оснащаются дополнительным кондиционером.
Больше половины всей продукции поставляется в Российскую Федерацию. Самосвалы марки «БелАЗ» можно встретить на предприятиях Кузбасского угольного бассейна, Уральского региона, Курской магнитной аномалии, Дальнего Востока и Кольского полуострова.

С почином!
Важное событие произошло 12 августа сего года в Нижнем Тагиле. На базе Уралвагонзавода собран первый 45-тонный карьерный самосвал «БелАЗ» серии 7547. До конца года уральцы намерены выпустить 40 «БелАЗов». А в обозримом будущем на сборочных конвейерах совместного производства появятся и другие модели самосвалов, в частности 130-тонный.

Только факты
· Обычный трейлер-автовоз перевозит 5--6 автомобилей. На железнодорожном автовозе умещается уже 12--14 машин. А чтобы отправить заказчику один-единственный самосвал «БелАЗ-75600» грузоподъемностью 320 тонн требуется десять (!) железнодорожных платформ. Мощность двигателя у этого исполина -- три с половиной тысячи лошадиных сил, а емкость топливного бака -- более четырех тысяч литров.
· Стратегическая цель предприятия -- иметь ресурс пробега одного автомобиля от 800 тысяч до миллиона километров в зависимости от грузоподъемности.

Высокий статус обязывает
Весной этого года Белорусскому автомобильному заводу уже во второй раз присвоен статус «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Первый раз РУПП «БелАЗ» получил такой статус в октябре 2006 года.

Для справки
Статус «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» присваивается Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Имея подобный статус, предприятие может оптимизировать свою внешнеэкономическую деятельность, так как упрощение таможенных процедур -- несомненно хороший выигрыш во времени.

Дело по душе Они стали первыми

Фрезеровщик Андрей Мочанский и токарь Андрей Лужбин летом нынешнего года заняли первое место в прошедшем на предприятии конкурсе профессионального мастерства. Восьмой год они трудятся в инструментальном цехе, где высокий профессионализм является непременной составляющей производительной и качественной работы.
Как говорят сами победители, росту их мастерства во многом способствовали более опытные коллеги по цеху, всегда готовые помочь советом. Ребятам нравится дело, которым они занимаются, и свое будущее они связывают с БелАЗом.

Внешний рынок И в холод, и в зной они справятся с задачей любой

Большая партия большегрузных «БелАЗов» получила прописку в карьере горнодобывающего комплекса «Чадор Малю», расположенного в центральной части Ирана. Нижняя точка карьера находится на высоте 1405 метров над уровнем моря. В летний период столбик термометра здесь практически не опускается ниже 40-градусной отметки, а зимой показывает всего плюс четыре градуса по Цельсию. В таких сложных климатических условиях «БелАЗы» работают по шесть часов в три смены, и как показала практика, успешно справляются с такой «жаркой» задачей.
В мае этого года Белорусский автозавод посетили министр промышленности Ирана Али Акбар Мехрабьян и глава иранской фирмы ZAGROS Machine господин Сейедсалехи. На встрече было подписано соглашение, согласно которому  БелАЗ обязуется в течение года поставить в Иран 20 самосвалов грузоподъемностью от 30 до 55 тонн и 15 машин грузоподъемностью 130 тонн.

Социальный вектор Есть новый чемпион

Рассказывает начальник управления спортивно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы Борис КИЗЬ:
-- Свыше 900 заводчан ежегодно отдыхают и поправляют здоровье в заводском оздоровительном центре «Дудинка». Два года назад вступил в строй новый лечебный корпус центра, что значительно расширило возможности его лечебной базы. К услугам отдыхающих вся гамма процедур, кабинеты электро- и теплогрязелечения, гидротерапия, лечебные ванны, арома- и спелеотерапия, солярий и многое другое. Причем заводчане оплачивают лишь 10 процентов от стоимости путевки. В летний период на базе оздоровительного центра работает детский лагерь, в котором ежегодно отдыхает около 800 детей.
В этом году БелАЗ занял первое место по организации спортивно-массовой работы в Беларуси. Для оздоровления работников предприятия и жителей города с 1990 года действует физкультурно-оздоровительный комплекс «Асилак». Но в одно прекрасное время он просто не стал вмещать всех желающих, активность заводчан колоссальная. Пришлось нам на базе старой швейно-трикотажной фабрики открывать дополнительный объект. Сегодня там есть все условия для активных занятий физкультурой и спортом: два бассейна, тренажерный и игровой залы, зал для борьбы дзюдо. В ближайшие дни будет готово новое футбольное поле с подогревом, поливом согласно всем требованиям УЕФА. Ежегодно проводится заводская спартакиада по 18 видам спорта, в состязаниях участвуют до четырех тысяч человек.
У нас один из лучших в стране зал тяжелой атлетики, с 22 помостами. В последние годы там настоящий аншлаг, особенно много девушек. Все хотят быть похожими на белорусскую тяжелоатлетку Анастасию Новикову, воспитанницу нашего коллектива. Когда-то она пришла к нам в старый еще тренажерный зал, и тренер, очень грамотный специалист Василий Рудь, разглядел в ней недюжинные способности. Перенацелил девушку на тяжелую атлетику, и она совершила просто необыкновенный взлет, став пятой на Олимпийских играх в Афинах и бронзовым призером в Пекине.

Ноу-хау И туманы нипочем

В скором времени большегрузные карьерные самосвалы станут еще более модернизированными. Их оснастят уникальной системой повышения видимости в условиях тумана, пыли и загазованности. Создателями новинки являются ученые Института физики НАН РБ. В основе изобретения -- регистрация невидимого глазом инфракрасного импульсного лазерного излучения, отраженного от объектов, находящихся перед автомобилем. Оптико-электронное устройство устанавливается на автомобиль, а полученное изображение выводится на монитор, который размещен на приборной панели в кабине «БелАЗа». При разработке системы видения ученые ориентировались на последние ноу-хау мировых производителей автомобилей.
Важные цифры
В первом квартале 2008 года производство товарной продукции в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличено на 15,5 процента. Произведено 613 единиц автотехники. Темп роста экспорта составил 130 процентов.

Инвестиции в будущее Время ставит новые задачи

Федор Александрович ДОМОТЕНКО, первый заместитель генерального директора по техническим вопросам и развитию -- главный инженер:
-- Чтобы не отстать от конкурентов, мы должны думать на несколько ходов вперед, опережающими темпами разрабатывать новые модели, востребованные нашими потенциальными заказчиками. Это связано еще и с тем, что глубина карьеров увеличивается, а основной продукт, руда или уголь беднеет. То есть приходится все больше перевозить пустой породы, делать больше рейсов, сжигать больше топлива. Поэтому мы ставим задачу создать такую технику, которая позволила бы свести к минимуму себестоимость перевозок. Ставку делаем на выпуск самосвалов особо большой грузоподъемности. С этой целью разработан совершенно новый «БелАЗ» серии 7517 грузоподъемностью 160 тонн. Недавно мы отправили его на выставку в Астану, после чего он пройдет соответствующие испытания, по результатам которых будет приниматься решение о серийном его производстве.
Одно из последних достижений заводчан -- 320-тонный «БелАЗ-75600». В ближайшее время планируем доработать его, поставить более мощный дизель и довести грузоподъемность до 360 тонн.
Кроме того, сегодня ведутся испытания принципиально нового самосвала для подземных работ «МоАЗ- 75810» грузоподъемностью 50 тонн. Мы долго думали, как назвать ее: «БелАз» или «МоАЗ». Выбрали второй вариант, чтобы известный брэнд помог развитию нашего филиала в Могилеве. Делаем самосвал повышенной проходимости «МоАЗ-75054», на котором установлен хороший, экономичный двигатель ярославского производства. Очень перспективная модель, в следующем году она должна выйти на испытания.
-- Реализация этих и других планов, наверное, невозможна без модернизации производства и технического перевооружения?
-- Безусловно. С 1998 по 2003 год завод осуществил техперевооружение действующего производства, затратив около 277 миллионов долларов привлеченных средств. Созданные на заводе новые производственные мощности позволили освоить выпуск самосвалов нового поколения грузоподъемностью 55, 130 и 220 тонн. В продолжение развития предприятия разработан проект техперевооружения на 2008--2012 годы. Инвестиции на двух этапах составят более 120 миллионов евро. В последующие два года планируется закупить около 300 единиц нового производственного оборудования. Уже заключены контракты на 18 миллионов евро со станкостроительными предприятиями нашей страны, а также Японии, Чехии, Словении. Это позволит снизить износ оборудования с сегодняшних 73 процентов до 59. Срок окупаемости всего проекта максимум пять лет.
В результате реконструкции объемы производства возрастут более чем в 1,8 раза.

Досье «НГ»

Карьерный самосвал «БелАЗ-75600» грузоподъемностью 320 тонн -- это:
-- дизельный двигатель с электронной системой управления;
-- трансмиссия с микропроцессорным устройством управления;
-- централизованная система смазки;
-- система комбинированного пожаротушения с автоматическим управлением;
-- устройство, сигнализирующее о приближении к высоковольтной линии;
-- двухместная кабина с системой безопасности «ROPS», обеспечивающей высокий уровень безопасности и комфортабельности работы водителя, а также низкую трудоемкость технического обслуживания и ремонта;
-- телеметрическая система контроля давления в шинах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter