Морской узел

Президент встретился с министром иностранных дел Латвии

Президент встретился с министром иностранных дел Латвии


Начало встречи Александра Лукашенко и Мариса Риекстиньша немного задержалось. Как признался Президент, перед переговорами он увлекся изучением латвийской прессы — ему было интересно, как она отреагировала на визит главы МИДа страны в Беларусь. Хотя, по его мнению, ответ на этот вопрос и очевиден: «Мы — соседи, у нас есть общие интересы, и мы, политики, должны делать все для того, чтобы выиграли и латвийский, и белорусский народы».


Беларусь рассматривает отношения с соседями как приоритет своей внешней политики. Латвия, надо полагать, тоже, поскольку контакты на разном уровне между двумя странами никогда не прерывались. Даже в те годы, когда ЕС и США (две силы, на которые во многом ориентируется это государство) вводили санкции против Беларуси. А в последние год–два, когда наметилось потепление отношений с Западом, Рига еще больше активизировала сотрудничество с Минском.


За это время обменялись визитами наши премьер–министры. Правда, вскоре после своей февральской поездки в Беларусь глава латвийского правительства Иварс Годманис покинул свой пост. Но и новый кабинет также продемонстрировал свое намерение развивать отношения с Беларусью. Марис Риекстиньш в апреле пригласил в Ригу Сергея Мартынова, а сейчас сам приехал в Минск.


«Правда, министр иностранных дел Латвии мог бы и раньше побывать с визитом в Беларуси», — заметил Александр Лукашенко. Произнесено это было с улыбкой, как шутка. Но некоторые рижские обозреватели сегодня говорят об этом вполне серьезно.


Рижские газеты с заметной ревностью следили за недавним визитом Александра Лукашенко в Вильнюс. Почему Литву белорусский Президент посетил раньше, чем другую соседку  — Латвию? Латвийские бизнесмены, предположу, испытывали похожие эмоции. Полемика между Клайпедой и Вентспилсом за белорусские грузы продолжается, и хотя это вроде бы чисто экономическое соревнование, в ситуации, когда «силы» соперников равны, политика тоже может сыграть свою роль...


Президент постарался обнадежить своего собеседника на этот счет: «Я думаю, мы транзит восстановим». И добавил: «Я думаю, если латыши постараются, эта проблема будет вскоре решена». В докризисный период через Вентспилс и Ригу в год переправляли около 10 миллионов тонн белорусских грузов.


Во время протокольной части встречи Президент говорил только о двусторонних отношениях. Лишь одна его ремарка напоминала о том, что Латвия является членом Евросоюза, который проводит если не единую, то, по крайней мере, согласованную внешнюю политику. «Я хотел бы поблагодарить Латвию последнего периода, — сказал он. — Латвийская сторона заняла очень разумную, прагматичную позицию. Вы исходили из человеческих интересов. И это при том, что Беларусь не просила какой–то особой поддержки, каких–то преференций. Это важнее, чем какая–то конъюнктура...»


Передав приветствие президента Латвии и философски заметив, что «кризис — это стимул искать новые возможности сотрудничества», глава МИДа Латвии далее говорил в основном о белорусско–европейском диалоге. Он напомнил, что его визит в Беларусь проходит в очень важное для диалога с европейскими структурами время. В этом месяце министры иностранных дел ЕС будут обсуждать отношения с Беларусью. Он ясно дал понять, что Рига выступает за продолжение диалога. Последняя фраза, которую слышали журналисты, касалась облегчения визового режима для белорусов, на которое надеется Марис Риекстиньш.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter