В Гомельском областном суде скоро начнутся слушания по уголовному делу Андрея Шильца

Морозовские отморозки

Эта банда держала в страхе всю гомельщину

Эта банда держала в страхе всю гомельщину


В Гомельском областном суде скоро начнутся слушания по уголовному делу Андрея Шильца. Он входил в состав известной преступной группировки Сергея Морозова, которая 14 лет наводила ужас на жителей Гомеля.

тюрьма.jpg


Сорокаоднолетний Андрей Шилец по кличке Дрон занимал в иерархии банды Морозова не последнее место. Когда шли массовые задержания сообщников, ему удалось сбежать в Россию. Восемь лет он скрывался в небольшом городке Челябинской области, установил контакт с местной преступной группировкой, “братки” помогли ему сделать фальшивый паспорт на другое имя. Шилец женился, стал отцом. Наконец-то, “присмотревшись” к нему поближе, сотрудники тамошних правоохранительных органов установили, что он находится в международном розыске. В январе прошлого года беглеца задержали российские полицейские, а спустя несколько месяцев экстрадировали в Беларусь. Собранные по его делу материалы представлены в 44 томах...


Банда Сергея Морозова сформировалась в начале 1990-х. Ее называют самой крупной и кровавой криминальной группировкой за всю историю Беларуси. Следствием было доказано более 60 эпизодов различных преступлений, среди которых 14 убийств, пять покушений на убийство, изнасилования, вымогательства, поборы с предпринимателей, незаконное использование оружия, боеприпасов, наркотиков и другие.


На счету морозовцев и жестокое убийство четверых парней, приехавших из Литвы. Один из них был парнем зверски убитой морозовцами девушки, которая приглянулась главарю банды. Ее насильно затащили в автомобиль, доставили в частный дом, изнасиловали, а затем расчленили. Парень девушки, догадываясь, чьей жертвой она стала, имел неосторожность намекнуть об этом кому-то из морозовцев. Опасаясь за свою жизнь, он бежал вместе с братом в Вильнюс. Однако обманом бандиты заманили их на дачу в пригороде Гомеля, подвергли жестоким пыткам, а потом зарезали. По роковой случайности вместе с братьями в Гомель приехали двое их друзей, которые стали невольными свидетелями жестокой расправы. Их придушили удавкой и еще живых вместе с убитыми братьями бросили в Сож. Соучастие в этом преступлении инкриминируется и Андрею Шильцу.


В октябре 1997 года, после того как киллеры из этой банды расстреляли лидера другой криминальной группировки по кличке Кабан, Сергея Морозова объявили “смотрящим за городом”.


Нельзя сказать, что морозовцев не задерживали. Но зачастую отпускали — из-за отсутствия улик. Начальник восьмого управления (по Гомельской области) Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Андрей Заяц, который входил в следственно-оперативную группу, направленную в регион для ликвидации преступного сообщества, вспоминает:


— Меня поразило, что при большом количестве нераскрытых дел в них отсутствовали зацепки к раскрытию преступлений. В то же время в местах, где они совершались, было немало очевидцев. Люди просто боялись давать правдивые показания. Перелом произошел после того, как по городу прокатилась волна арестов, в том числе лидеров группировки. Отбросив страх, многие начали давать свидетельские показания. 


Прежняя “неразговорчивость” гомельчан в значительной степени объяснялась и тем, что дела, связанные с этой бандой, нередко заминались в милиции. У морозовцев в правоохранительных структурах были покровители, состоявшие у них “на довольствии”. Один из них — начальник уголовного розыска УВД по Гомельской области Николай Лосев. За связь с бандой он был осужден на 18 лет. И не он один. Впрочем, на счету банды были и убийства милиционеров. 


Первый масштабный суд над морозовцами (самой высокой инстанции) состоялся в 2006 году. На скамье подсудимых находились около сорока человек. Большинство из них получили сроки от 6 до 20 лет. Троих главарей — Сергея Морозова, Валерия Горбатого и Игоря Данченко — приговорили к смертной казни.


Помимо морозовцев на Гомельщине действовали и другие преступные группировки (пожарники, речицкие), ликвидацией которых занимались сотрудники УБОПиК по Гомельской области. Как бы там ни было, хребет организованной преступности в регионе сломали.


Точка в этом громком деле, увы, не поставлена. Продолжаются поиски еще троих членов банды, имеющих отношение к самым тяжелым преступлениям: Игоря Кулевского по кличке Хорек, Сергея Дербенева и Виктора Рецкого. Каждое новое задержание дает возможность раскрыть и другие преступления, связанные с этой преступной группировкой. Очевидно, что их было совершено гораздо больше, чем удалось доказать следствию.


Между тем некоторые из осужденных начинают выходить на свободу. Зону уже покинули шестеро бывших морозовцев. Сотрудники правоохранительных органов стараются отслеживать их, сообщил начальник восьмого управления ГУБОПиК МВД Андрей Заяц:


— Кто-то уехал в Россию, кто-то в Украину. Несколько остались в Гомеле, работают в коммерческих структурах, строительстве. Никто, конечно, не пошел на завод к станку. А один из освободившихся, осужденный в начале 1990-х на 15 лет за убийство и получивший статус вора в законе, вновь получил новый срок и сейчас его отбывает.

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter