Море вопросов про суши

Когда белорусские драники, отечественные продукты и товары займут достойное место на отечественных прилавках и в меню предприятий общественного питания?

Когда белорусские драники, отечественные продукты и товары займут достойное место на отечественных прилавках и в меню предприятий общественного питания?

Принимая как-то своих московских друзей, наслышанных о великолепии белорусской кухни, автор этих строк потратил изрядное время, прежде чем нашел в центре столицы действительно национальный ресторанчик. С тех пор прошло несколько лет, но вопросы остались. Отчего заморские суши-бары можно встретить на каждом шагу, тогда как родные драники, даже среди иностранцев котируемые на порядок выше японских морепродуктов, надо еще поискать, хотя суши Нижний Новгород ни в чем не уступают отечественному продукту? Почему отечественный товар на прилавках магазинов нередко задвигается “в тень”, уступая наиболее выгодные места не всегда лучшему импортному?

Законный интерес

Именно этими вопросами под занавес 2012 года озаботились и белорусские парламентарии: в Совете Республики прошло заседание круглого стола по проекту закона “О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь”. Причем состав присутствующих не оставлял сомнений, что мероприятие это отнюдь не протокольное, а сама его тема является выстраданной и крайне актуальной: участниками круглого стола были заместитель Председателя Совета Республики Анатолий Русецкий, многие сенаторы, депутаты Палаты представителей, представители республиканских и местных органов государственной власти и управления, коммерческих и общественных организаций, научного сообщества.

Следует отметить, что законопроект о госрегулировании торговли и общепита будет официально рассматриваться обеими палатами белорусского парламента в нынешнем году. Но Совет Республики не стал дожидаться, пока документ поступит к сенаторам в установленном порядке, а в какой-то степени предвосхитил события, решив предварительно обсудить наиболее острые вопросы указанной сферы. “Проведение мероприятий, позволяющих парламентариям изучать мнения экспертов и практиков еще на стадии разработки нормативного правового акта, позволит создавать действительно эффективные законы”, — отметил по этому поводу Анатолий Русецкий.

В сетях коммерции

Мнений этих оказалось немало — собственно, как и проблем в рассматриваемой сфере. “А ведь торговля является не только серьезной бюджетообразующей отраслью, — заметила председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Светлана Герасимович. — Это и важный канал распределения инвестиций в объекты инфраструктуры, распространения новых технологий управления товарными потоками, важнейший стимул промышленного роста”.

Однако сегодня торговля, по сути, выступает ареной не всегда добросовестной, но всегда крайне острой борьбы за умы и кошельки потребителей. Оплата же маркетинговых услуг, позволяющих уверенно чувствовать себя в этом противостоянии, отечественным производителям не всегда по карману. “Более того, за подобными маркетинговыми услугами нередко стоит скрытый демпинг, — выразил общую мысль белорусских производственников гендиректор минского ОАО “Криница” Григорий Петкевич. — В результате, например, “Брестское пиво” сегодня почти банкрот: оно не в состоянии предложить покупателям скидки в 40—45 процентов, практикуемые иностранными конкурентами. Прейскурант же на маркетинговые услуги постоянно растет. Позволить себе такие расходы не в ущерб конечной цене могут лишь транснациональные корпорации”.

Что же делать?

Руководителя “Криницы” поддержал директор департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин. “Розничные сети могут навязывать поставщикам условия, не связанные непосредственно с развитием торговли, — сказал он. — В законопроекте применен лучший мировой опыт в этой сфере. Нормы законопроекта предполагают создание таких условий, в которых взаимодействие поставщиков и розничных сетей будет открытым и прозрачным”.

Как сообщила заместитель министра торговли Ирина Наркевич, новым законопроектом среди прочего предусмотрено, что выкладка товаров в магазине не может рассматриваться как платная услуга. “Это позволит избежать таких явлений, как “торговля полками” и “плата за сеть”, — выразила уверенность специалист. Все это должно позитивно сказаться и на конечной цене товара, и на росте объемов продаж. Тем более что, как отметила начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Оксана Константинович, сегодня наблюдается тенденция отказа населения от рынков: люди все больше доверяют стационарным объектам торговли.

 Подводя итоги круглого стола, Светлана Герасимович подчеркнула, что государственная политика по регулированию торговли и общественного питания должна быть комплексной, предусматривающей меры сбалансированного развития видов, форм и форматов торговли, крупного, среднего и малого бизнеса в целях совмещения интересов всех участников рынка. Эти нюансы еще раз будут скрупулезно проанализированы и учтены в новом законопроекте. Глядишь, и драники вернутся в меню белорусских кафе и ресторанов, а лозунг “Купляйце беларускае!” перестанет быть трудновыполнимым.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter