Монументы, рвущие душу

Брестская крепость–герой, монумент на площади Победы в Минске — неизвестные страницы истории...

Брестская крепость–герой, монумент на площади Победы в Минске — неизвестные страницы истории создания этих сооружений мы затронули 13 и 14 февраля на страницах «СБ», начав публикацию документов из будущего сборника «Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси. 1942 — 1991 годы», который выйдет в издательском доме «Звязда» к 70–летию освобождения страны. Сегодня поговорим о том, как в БССР в послевоенные годы увековечивалась память жертв Холокоста, строились Курган Славы, обелиск «Минск — город–герой».


В августе 1961 года Министерство культуры отчитывалось Совету Министров «об увековечении знаменательных мест и событий, связанных с Великой Отечественной войной на территории Белорусской ССР». Среди монументов, появившихся в то время, упомянуты «памятники из прочных материалов в дд. Тростенец, Уручье и Масюковщина Минского района... Проводились также подготовительные работы по созданию филиалов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в дд. Малый Тростенец, Масюковщина и Уручье — бывших лагерях смерти». Как гласил документ, «в большинстве районов республики вошло в традицию проведение митингов и встреч с участниками войны у могил воинов, партизан и мирного населения, погибших при защите своей Родины. Например, в Копыльском районе ежегодно проводятся встречи партизан на месте Лавского боя, в д. Комсомолец Старобинского района — у могилы редактора подпольной газеты «Звязда», на острове Зыслов в Любанском районе, в Узденском районе в д. Колодино у памятника погибшим, у озера Нарочь Мядельского района — возле обелиска». Монументы не остались стоять в одиночестве, они были дороги людям как память о недавней войне, ее жертвах и героях.

 


Не только государство, но и инициативные граждане ставили обелиски на могилах земляков, убитых нацистами. Хотя тема Холокоста в прессе 1960–х открыто почти не звучала, а жертвы еврейского населения причислялись к общим потерям советского народа, тем не менее в официальной переписке проблема все же фигурировала. В справке комиссии Гомельского обкома КПБ о сооружении памятников погибшим во время войны в Светлогорском, Жлобинском и Рогачевском районах, составленной не позднее февраля 1966 года, находим информацию о том, что «для строительства памятника в г.п. Паричи Светлогорского района расстрелянным гитлеровцами мирным гражданам в основном еврейской национальности по инициативе родных и близких была создана примерно в 1964 году инициативная группа, в которую вошли: Шифрин Шея Менделевич (председатель), Полевой Мордух Вульфович, Штейнбук Роза Евсеевна, Горелик Файтель Абрамович, Фишман Хлена Моше–Иче (Кацнельсон), Горелик Меер Цалерович, Малыкин Моше Моисеевич.


Инициативной группой был организован сбор денег среди граждан еврейской национальности, проживающих в г.п. Паричи, а также уроженцев Паричей и проживающих в других городах: Москве, Ленинграде, Симферополе, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве, Бобруйске и других городах страны.


Всего было собрано 4 тысячи рублей. Других каких–то источников поступления денег не установлено.


Строительство нового памятника (старый памятник построен где–то в 1947 — 1948 гг. еврейским населением за собранные деньги) производилось с ведома председателя Козловского сельсовета тов. Клейнова и Светлогорского райисполкома.


Кроме того, на калитке ограды памятника были шестиконечные звезды, которые в настоящее время сняты».

 


Еще в 1944 году на площади Свободы в Полоцке «воинскими частями был сооружен кирпичный памятник–обелиск на могиле воинов–героев, погибших при освобождении города от немецко–фашистских захватчиков.


Несовершенство строительных материалов, из которых был сооружен памятник, требовало ежегодного капитального ремонта памятника и значительных денежных затрат». В 1966 году городские власти признали, что «памятник находится в ветхом состоянии и дальнейшему ремонту не подлежит». Тогда было решено «построить к знаменательной дате, 50–летию Великой Октябрьской социалистической революции, на площади Свободы железобетонный памятник воинам–героям». Иначе говоря, к 1967 году. Инициативу должен был согласовать Минск. «Добро» было получено почти сразу за подписью секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. Однако еще долго дело не двигалось с места. Работали разные комиссии, проводились заседания. Прошла и «знаменательная дата».


В 1978 году старший референт Совета Министров Леонид Гуляко докладывал, что «согласно постановлению Совета Министров БССР от 12 марта 1969 г. № 79 указанный памятник должен быть установлен в 1971 г. По ряду причин сроки сооружения памятника не выполнены.


По сообщению Министерства культуры БССР в настоящее время решен вопрос художественной части памятника в мягком материале, а к концу 1978 г. он будет отлит в бронзе и подготовлен к установке». Однако монумент появился лишь в 1981–м...


Один из символов нашей страны — Курган Славы Советской Армии — освободительницы Белоруссии. Расположенная на подъезде к Минску с московского направления, эта насыпь с монументом появилась в результате долгой и кропотливой работы не только архитекторов, скульпторов и рабочих. Это было делом большой государственной важности.


На исходе 1966 года, 30 декабря, Совет Министров за подписью председателя Тихона Киселева согласился «принять предложение Минского облисполкома о сооружении на 21–м километре шоссе Минск — Москва мемориального комплекса в ознаменование победоносного завершения Белорусской операции, приведшей к разгрому немецко–фашистской группы армий «Центр» в Великой Отечественной войне».


Первые проекты  рассматривали уже в мае 1967–го. Выбирать пришлось между двумя работами: одна — выполненная авторской группой в составе Наконечного, Губиша, Яковенко и Ярушина и второй проект — авторской группы в составе Бембеля, Стаховича, Артимовича и Миткевича. Во время дискуссии были высказаны разные мнения, но в основном они сводились к поддержке идеи Бембеля:


«Вариант Наконечного А.И. производит впечатление мемориала и не отвечает задаче проекта. Проект Бембеля А.О. интереснее» (А.Заспицкий);


«Проект Бембеля А.О. больше отвечает задаче идейного решения памятника. Только невольно будет вызывать вопрос, почему три штыка, олицетворяющих три фронта, взяты в кольцо. Рельефы, на мой взгляд, не нужны, чем проще, тем лучше» (В.Громыко);


«Встречный проект Бембеля А.О. подкупает по краскам. Средств выражения много, а курган потерялся. Кольцо в проекте не ново. Такое решение было у Захарова в 40–е годы и др. Обелиск превалирует за счет кургана. Решение должно быть более лаконичным» (Ю.Потапов);


«Подход в этом деле должен быть художественный, а не строительный и не денежный. Считаю, что проект нужно дать доработать Бембелю А.О.» (И.Ахремчик).


Название памятника «Курган Славы» возникло в 1968 году, когда экспертная комиссия Минкультуры рассматривала проект «авторского коллектива под руководством народного художника БССР т. Бембеля А.О.». Тогда дискуссия о его форме и содержании разгорелась с новой силой. Обратимся к документу:


«Тов. Бембель. Авторским коллективом представлен новый проект задания в связи с тем, что кроме 3–х Белорусских фронтов, в освобождении Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков участвовал 1–й Прибалтийский фронт. На данном проекте вы видите площадь, на которой будут проводиться все мероприятия, предусматривается парковая зона, курган, который заканчивается кольцом и 4–мя штыками. Курган будет несколько большим, чем был предусмотрен в предыдущем варианте. Высота кургана 22 метра, высота штыков 40 метров. Стоимость примерно 600 тыс. руб.


Тов. Шпит Ю.В. Или штыки надо сделать больше, или кольцо, тогда композиция будет лучше.


Тов. Мозолев А.П. От штыков не следует отказываться, но надо увеличить их размер.


Тов. Ващенко Г.Х. Также считает, что надо проверить масштабность кургана и штыков.


Решили: В основном идею проекта одобрить».


Вскоре высоту кургана подняли с 23 до 35 метров, а штыки уменьшили с 46 до 38 метров. В марте 1969 года Бюро ЦК КПБ во главе с Машеровым поручило «Минскому обкому КПБ и облисполкому к 20 июня с.г. закончить сооружение на 21–м километре шоссе Минск — Москва монумента».


Сказано — сделано! Секретарь ЦК КПБ С.А.Пилотович направил 4 апреля Машерову предложения по текстам надписей на Кургане Славы: «В нижней фасадной части вмонтировать доску с текстом: «Курган Славы збудаваны ў гонар Савецкай Армii, якая ў 1944 годзе блiскучым ударам трох Беларускiх i першага Прыбалтыйскага франтоў пры актыўным удзеле партызан разграмiла буйную групоўку гiтлераўскiх войск i вызвалiла Беларусь ад нямецка–фашысцкiх захопнiкаў». Фраза «буйную групоўку» вписана рукой Петра Мироновича.


На вершине кургана решили нанести текст: «Подзвiгам — слава, сябрам — дружба, а тым, хто паквапiцца на зямлю савецкую — смерць!»


6 июля в «СБ» вышел репортаж «Подвиг не померкнет в веках!» с церемонии открытия памятника: «...21–й километр Московского шоссе. Здесь волей народной поднялся ввысь рукотворный Курган Славы. Венчают курган четыре штыка, символизирующие 4 фронта, участвовавшие в освобождении Белоруссии.


В субботу, 5 июля, к Кургану Славы направились вереницы автомашин. Из окрестных деревень и сел шли и шли люди.


Репродукторы разносят над просторами мелодию песни «Священная война». Фанфаристы играют сигнал «Слушайте все!».


Тов. Т.Я.Киселев объявляет Курган Славы открытым. Он перерезает красную ленточку. Исполняются гимны Советского Союза и Белорусской ССР. Гремит артиллерийский салют. Медленно спадает покрывало с бронзовой плиты, на которой написано: «Курган Славы сооружен в честь Советской Армии, которая в 1944 году сокрушительным ударом Первого, Второго, Третьего Белорусских и Первого Прибалтийского фронтов при активном участии партизан разгромила крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободила Белоруссию от немецко–фашистских захватчиков. В ходе Белорусской наступательной операции советские войска полностью уничтожили 17 и разгромили 50 вражеских дивизий».


Во время возложения гирлянд и цветов над Курганом Славы появляются два самолета с государственными флагами СССР и БССР.


Тысячи людей с цветами устремляются к подножию кургана. Вскоре зеленая трава его склонов, вплоть до самой вершины, покрывается разноцветным ковром из живых цветов. Белорусский народ выражает свою безграничную благодарность тем, кто 25 лет назад принес ему свободу и счастье».


За монумент Бембелю и Стаховичу была присуждена Государственная премия БССР в области изобразительного искусства за 1970 год.


За торжественным занавесом, однако, скрывались некоторые проблемы, о которых лишь в октябре 1983 года решился заговорить один из авторов кургана Олег Стахович. Письмо первому секретарю ЦК КПБ Н.Н.Слюнькову он написал «в связи с перемещением магистрали Москва — Минск и строительством новой дороги, а также организацией нового, главного подхода к памятнику», которые «угрожают монументу как произведению искусства». Стахович начал свое послание с того, что «памятник стал национальной гордостью белорусского народа. Он полюбился советскому человеку. Его фотографии обошли многие страны мира». Далее пошла речь о наболевшем: «16 лет тому назад на обсуждении конкурсных проектов памятника нашлись люди, которые высказывали, к примеру, мысль, что венец–кольцо — это кольцо окружения наших войск, а следовательно, сама идея антипатриотична, нелогична и тому подобную чушь. Даже уже в процессе строительства комплекса сбавлялась высота штыков, высказывалось мнение, что нужно сделать только один холм, без венчающей, завершающей его части».


Стахович защищал свою идею и поставил вопрос об авторских правах на курган. Поводом послужил «проект благоустройства Кургана Славы», который рассматривался без участия Стаховича: под этим, по мнению художника, «подразумевается и скрывается вторая очередь ансамбля (проектирование главного подхода к монументу, площадок для скопления людей, организация стоянок для автомобилей, устройство помещений для продажи сувениров и т. д.), и ее никто не имеет права — ни морального, этического, ни юридического! — проектировать, кроме авторского коллектива. Для этого существует закон об авторских правах».


В ЦК КПБ рассмотрели обращение Стаховича и поручили Министерству культуры, Госстрою и институту «Минскпроект» «с участием авторов Кургана Славы до 1 февраля 1984 г. обеспечить разработку проектно–сметной документации».


В 1975 году ЦК КПБ и Совет Министров подвели итоги увековечения событий и героев Великой Отечественной войны: «В настоящее время в республике насчитывается 5844 памятника, обелиска, кургана славы и других мемориальных знаков. Вместе с тем работа в этом направлении далеко не завершена. Необходимо дополнительно увековечить свыше 250 памятных событий, благоустроить 251 населенный пункт, где происходили крупные боевые операции Советской Армии и партизан, дислоцировались штабы 1–го, 2–го, 3–го Белорусских и 1–го Прибалтийского фронтов, армий, корпусов, дивизий, партизанских бригад и отрядов, располагались подпольные обкомы, горкомы, межрайкомы, райкомы КПБ и ЛКСМБ».


В 1977 году началась работа по сооружению обелиска «Минск — город–герой». Горисполком решил: «Установить обелиск с изображением ордена Ленина, медали «Золотая звезда» и текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении». Однако лишь в ноябре 1982 года было объявлено о проведении открытого конкурса на эскиз–идею монумента. Тогда предполагалось, что памятники установят «в головной части бульвара Толбухина в зоне примыкания бульвара к Ленинскому проспекту (ныне — Независимости. — Авт.)».


16 июня 1983 года появилось очередное решение городских властей, в котором место расположения обелиска менялось на «район пересечения водно–зеленого диаметра с первым транспортным кольцом г. Минска», где монумент возвышается по сей день и дополнен новым зданием Белгосмузея истории Великой Отечественной войны.


21 июня 1984 года Совет Министров СССР «разрешил проектирование и строительство в г. Минске обелиска «Город–герой», открытие которого планируется к 40–й годовщине победы советского народа над немецко–фашистскими захватчиками». Годовщина отмечалась в 1985–м. К сроку монумент появился. Теперь здесь ежегодно 3 июля проходят торжества по случаю Дня Независимости.


Советская Белоруссия №48 (24431). Пятница, 14 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter