Монументальные идеи

Бульвар имени Мулявина и еще 30 новых улиц появились за последний месяц в Минске В свое время шли ожесточенные споры о том, следует ли переименовывать ту или иную магистраль, убирать памятники ушедшей эпохи и ставить на их место монументы новым героям.
Бульвар имени Мулявина и еще 30 новых улиц появились за последний месяц в Минске

В свое время шли ожесточенные споры о том, следует ли переименовывать ту или иную магистраль, убирать памятники ушедшей эпохи и ставить на их место монументы новым героям. Постепенно накал страстей спал, даже немножко "подморозило" - несколько лет в облике Минска не было заметно никаких изменений. И вот - "оттепель" последних лет. Сложно и припомнить все изменения, которые претерпела столица: восстановлена ратуша, торговые ряды, скверы наполнились парковой скульптурой, новые улицы называют в честь деятелей культуры. В прошедшее полугодие эти перемены были особенно заметны.

Памятники стоят в очереди

В ближайшие годы в Минске может быть установлен памятник Кастусю Калиновскому - предводителю национально-освободительного восстания 1863 - 1864 годов в Литве и Белоруссии. По словам главного архитектора столицы Руслана Белогорцева, руководство Партизанского района собралось облагородить ныне запущенный сквер на пересечении улиц Захарова и Первомайской. Есть планы установить там бюст одного из выдающихся деятелей Беларуси. В числе претендентов называется фамилия Калиновского. Сейчас его имя носит улица в микрорайоне Зеленый Луг.

У памятников, оказывается, тоже очередь существует. Так, уже много лет ожидает своего "звездного часа" бронзовый Скорина, отлитый по макету скульптора Александра Дранца. Как уверяют во всех ведомствах, ответственных за культуру, в 2005 или в 2006 году, когда будет закончено сооружение нового здания Национальной библиотеки, статую водрузят на постамент перед знаменитым "алмазом".

В следующем году в Минске появится еще один долгожданный памятник. В районе станции метро "Могилевская" будет воздвигнута колонна "Беларусь партизанская". Нынешней весной разгорелась ожесточенная дискуссия: достойное ли это увековечение памяти белорусских партизан? После длительных дебатов предложенный скульптором Занковичем вариант (женщина на зубре) был отвергнут, а установка монумента перенесена на год. За это время предполагается разработать альтернативный вариант - попроще и пореалистичнее. Но, по-видимому, колонна, а также барельеф на ней с изображением партизанского отряда и женщин с детьми на руках останется. А вот какая скульптура увенчает постамент - на сей вопрос ответ появится не ранее зимы-весны 2005 года.

Губернаторский экипаж притормозили

- Чтобы поставить в столице памятник какому-нибудь деятелю, необходимо решение Совета Министров, - объясняет Руслан Белогорцев. - Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома дает рекомендации по установке монумента, определяет место для него, размеры памятника. А какой быть статуе - конной или пешей, в шляпе или с тростью, - это не в нашей компетенции.

Логично было бы ожидать, что скульпторы ежечасно генерируют идеи и вносят предложения - кого и по какому поводу изваять и установить.

- Однако, к сожалению, у нас нет никакого плана, - констатирует заместитель председателя Союза художников Александр Финский, автор памятника Адаму Мицкевичу, установленного в Минске прошлой осенью. - Все происходит стихийно. Кстати, когда мы открывали Мицкевича, поляки интересовались, не собираемся ли мы ставить монументы другим деятелям нашей общей истории, например, Тадеушу Костюшко. С ответом я не нашелся.

Но сказать, что Минск замер в ожидании скульптурного взрыва, все-таки нельзя. Установка новых скульптур и памятников - дело небыстрое. Сравнительно недавно на башни домов на Привокзальной площади вернулись знаменитые скульптуры, снятые оттуда еще в 70-е годы. Самая последняя идея - поручение городских властей ваятелям создать для ратушной площади композиции из жизни Минска позапрошлого века. Один из участников проекта - Владимир Жбанов, чьи скульптуры в Михайловском сквере и на Комаровском рынке прочно держатся в топ-десятке минских достопримечательностей. Жбанов предложил установить у здания бывшего городского самоуправления бронзовый экипаж XIX века - своего рода личный "автомобиль" градоначальника.

- Хотелось оживить ратушную площадь, - делится мыслями Владимир Иванович. - Суть в том, что, пока коляска стоит пустая, можно представить, что губернатор находится в ратуше. А всякий желающий может занять его место и сфотографироваться на память.

Скульптурная идея Владимира Ивановича, по его собственному признанию, недешева - ее осуществление обойдется почти в 200 миллионов рублей. Во что обошелся бы городу полный набор застывших в бронзе образов из прошлого, нетрудно представить. Коллеги Жбанова запечатлели на площади фигуры прогуливающейся дамы с детишками, скрипача (к слову, в ратуше прежде действовал городской театр), художника, раненного в руку офицера царской армии с возлюбленной и проч. Поначалу сквер у ратушной площади планировали заселить всеми этими персонажами ко Дню города, отмечаемому в сентябре, но сейчас уже очевидно: придется с воплощением сказки в жизнь обождать. До тех пор, пока не появятся средства.

Где эта улица, где этот дом?

Более щедро Минск был одарен в нынешнем году мемориальными досками. Восстановлено много памятных знаков в честь героев Великой Отечественной войны. Среди появившихся впервые - героям Советского Союза Виктору Макееву (на доме по улице Толстого, 24) и Евгению Филипских (на здании по улице Московской, 11), известным медикам Ивану Инсарову (проспект Скорины, 76) и Николаю Филипповичу (улица Захарова, 27). На здании по проспекту Скорины, 42 недавно установлена мемориальная доска в честь народного артиста Виктора Лебедева, а на фасаде архитектурного факультета Белорусского национального технического университета (проспект Скорины, 150) - в память о зодчих Анатолии и Александре Волковых.

По словам главного специалиста управления культуры Мингорисполкома Марии Станкевич, в этом году появятся доски в память о народном артисте Викторе Вуячиче - по улице Янки Купалы, 17, поэте Адаме Русаке - проспект Скорины, 43, будут увековечены имена художников Павла Масленникова - по улице Сурганова, 44 и Заира Азгура - по проспекту Скорины, 13. Кстати, в честь последнего доску обещали установить уже в сентябре.

А совсем недавно, не успела появиться мемориальная доска на доме, где жил Владимир Мулявин (улица Беды, 13), как Минский горисполком принял решение в честь песняра переименовать бульвар Луначарского - отныне он носит имя Мулявина.

Новые названия получили еще несколько столичных улиц. Так, в Лошице дорога, прежде условно обозначавшаяся РМ-7, стала носить имя композитора XIX века Станислава Монюшки, еще одна, УМД-8, - писателя Каруся Каганца (псевдоним Казимира Кастровицкого), а УМД-9 - художника Язэпа Дроздовича.



Кстати

Если вы ходите по переулку у суворовского училища, который известен вам под названием Коммунальный, то знайте, что теперь он носит имя народного архитектора Беларуси Георгия Заборского. Вскоре там поменяют таблички. Но более всего изменились бывшие "спутники" столицы - присоединенные недавно к ней деревни. Почти все улицы в них отныне звучат по-новому. В Кунцевщине Садовая - имени академика Антона Жебрака, известного генетика и селекционера, Горная - Воложинская, Парниковая - Ивенецкая. В Зацени улица Урожайная превратилась в Стефановскую (в память о бывшем урочище "Стефаново"), Лесная - в Ошмянскую, а Цветочная - в Гольшанскую. В Цне Рабочая улица стала Иодковской - так звали когда-то здешнюю деревню, основанную известным родом Иодко, Садовая - Фольварковой. А в поселке Новинки улицу Юбилейную переименовали в честь известного психолога Льва Выготского.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter