Монумент Дружбы на границе трех стран благоустроят в этом году

Монумент Дружбы на стыке Гомельской, Черниговской и Брянской областей будет благоустроен. Полвека назад это сооружение стало символом единения трех восточнославянских народов. Много лет подряд здесь проводили крупнейший международный фестиваль «Славянское единство» и молодежный лагерь «Дружба». В народе площадку для встречи соседей душевно прозвали «Тремя сестрами». Но с 2014 года общая приграничная территория гостей не встречает, и все явственнее просматриваются признаки запустения. Глава государства поставил серьезную задачу: к концу июня монумент Дружбы будет приведен в надлежащее состояние.

Место на стыке трех государств уникальное со всех точек зрения. Здесь селились древние племена, привлеченные близостью рек. У окрестных деревень — российских Новых Юрковичей, украинской Сеньковки и расположенной в паре десятков километров белорусской Васильевки — даже легенда общая. Давным-давно в этих местах жил старый охотник. Было у него трое сыновей — Юрий, Сенька и Васелин. Выросли, обзавелись семьями и поселились недалеко друг от друга, чтобы жить в ладу и согласии, а в случае беды сходиться вместе, чтобы легче было противостоять напасти. По именам братьев и были названы поселения.

Местные леса прошиты тоннами свинца в Великую Отечественную. Даже роща из черных берез выросла, по преданию, вобрав в себя слезы и горечь трех народов.

Географически этот треугольник не имеет аналогов. Здесь встречаются три государства. Три широкие асфальтированные дороги сходятся у знакового для трех стран объекта. Монумент Дружбы представляет собой три 23-метровых белых пилона. Наверху — еще советские гербы восточнославянских республик. Окружены стелы бетонным кольцом с барельефами, отображающими важнейшие вехи общей истории братских народов.

В последние годы величественная композиция поблекла. Невооруженным взглядом видно, что монумент нуждается в реконструкции: куски отвалившейся штукатурки щедро устилают курган, и только толстый слой снега скрывает от пересекающих границу покосившиеся бордюрные камни.

Даже после развала СССР раз в год здесь напрочь стирались границы. Во время международного фестиваля «Славянское единство» паспорта никто не спрашивал, а три страны-участницы становились одной семьей. Беларусь, Россия и Украина по очереди возлагали на себя обязанности по встрече гостей. Праздники устраивались более чем масштабные. Целые улицы из мастерски украшенных подворий и торговых рядов, палаточные городки, творческие конкурсы, патриотические акции, спортивные состязания и выступления многочисленных эстрадных звезд. Эти события навсегда останутся в памяти сотен тысяч россиян, украинцев и белорусов.

Валентин Ходьков по праву может назвать себя ветераном молодежного движения. Впервые сюда он приехал в составе спортивной команды еще в 1986 году, будучи молодым заводчанином:

— Тогда фестивали отличала необычная акция  по обмену работал трудовой десант. Команда Гомельской области выезжала на территорию Черниговской, помогала хозяйствам заготавливать сено, россияне  в Беларусь, украинцы  в Россию. Традиционно второй день палаточного лагеря посвящался трудотерапии. Принимали местные жители как родных, обедом кормили, развлекали беседами. Я тогда понял: ничто так не объединяет, как совместная работа!

Прикипев душой к фестивалю и занимаясь молодежной работой, Валентин Ходьков посвятил два десятка лет форуму уже как организатор. На его глазах менялся формат. Из почти камерного, «домашнего» мероприятия «Три сестры» превратились в громадный форум. Если в конце 1980-х делегации состоялись из 40—50 человек, то к стыку тысячелетий только в палаточном лагере было полторы тысячи участников:

— Работало соглашение между тремя областями о международном сотрудничестве. Мы весь год организовывали десятки мероприятий, а монумент становился завершающим аккордом, подводящим итоги всего года. Отличная площадка для обсуждения будущих планов и обмена опытом. С моими коллегами из Чернигова Борисом Атрощенко и Александром Соколовым и Николаем Мамичевым из Брянска мы до сих пор поддерживаем отношения. Нам было чему поучиться друг у друга. У украинцев было очень мощное направление  социальные центры для молодежи, мы обязательно привозили клубы по интересам.

Не один год международные турниры у монумента организовывал знаменитый игрок элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Леонид Климович. На фестиваль он летел порой сразу после московских игр.

Александр Болсуновский, с 1997 по 2009 год работавший в областном комитете БРСМ, принял эстафету от Валентина Ходькова и стал комендантом лагеря. С трепетом демонстрирует полученный кубок — за победу в конкурсе «А ну-ка, комендант»:

— Мы все были как одна семья. Разделение на стороны было чисто теоретическим. Не выясняли, кто откуда, обменивались и котелками, и удлинителями. Главное было перед отъездом раздать соседям находящееся на балансе имущество. Была для КВН, песен и танцев большая общая сцена, но обязательно устраивали еще маленькие, «домашние». Помню, у молодежи очень был популярен конкурс по боди-арту. Каждый старался как мог, но в итоге все художники все равно собирались вместе и делали общую композицию: орнаменты разных стран сплетались в одну картину на самых красивых девушках из Украины, России и Беларуси.

Из ближайших городов сюда стягивались местные жители. Нейтральная полоса становилась огромным центром торговли и площадкой для ремесленников. Россиянин Владимир Мальков из Климово к монументу долгие годы приезжал вместе с друзьями:

— Много родственников в Украине, знакомых в Беларуси. Фестиваль — это праздник, новые встречи. Сам я учитель технологии, занимаюсь резьбой. На ярмарках свел знакомство со многими мастерами, до сих пор встречаемся, общаемся онлайн, обмениваемся опытом.

Нейтральную зону обживали как общий дом. Стороны по очереди добавляли технических благ: завезли генераторы, позже поставили трансформатор, пробурили скважину, в последние годы лагеря, шутят, на каждой сосне была розетка. Общими были спортивные успехи, творческие номера и накрытый «Славянский стол». Без мебели и ресторанной сервировки, на рулонах обоев и покрывалах, прямо на земле украинцы выставляла вареники, россияне блины, а белорусы драники. А потом гомельские коллективы заводили любимую «Ой, сівы конь бяжыць», а украинцы тут же подхватывали на своем языке. Оказывалось, что и песни у всех общие.

Гомельчанин Александр Лавриненко участником фестиваля был с 1996 года. Говорит, на монументе выросли его дети:

— Многие ездили с женами, детьми, целыми семьями. Мои дети бывали на «Трех сестрах» по 8—10 раз. Есть у нас в архиве даже такое фото: мой младший сын с Олей Сацюк, будущей звездой детского «Евровидения». Обоим лет по шесть, Рома рубит дрова — выполнял обязанности кострового, —а Оля ему поленца подносит. Мы двумя семьями, к слову, до сих пор общаемся. Монумента дети ждали весь год. Мы-то ездили работать, но совершенно не боялись, что дети могут убежать в лес, что-то может случиться. Обстановка была очень доверительная, мы были уверены, что за все за всеми присмотрят.

Александр Леонидович вспоминает, как особенно объединялись три народа в болельщицком задоре. Фестиваль традиционно проходил в дни крупнейших футбольных форумов, и гомельские киновидеопрокатчики организовывали трансляции для всего лагеря:

— В 2006 году, помню, Украина играла с Тунисом в рамках чемпионата мира. Пять вечера, светодиодных экранов еще тогда не было, использовали проекционную технику. Мои коллеги затемнили экран, как только можно, на самой высокой березе повесили антенну с усилителем. Это был уникальный случай, мы смогли поймать трансляцию только белорусского канала. Матч комментировал Владимир Николаевич Новицкий, и совершенно неожиданно в эфире он сказал: «Я знаю, что сейчас эту трансляцию смотрят в лагере на монументе «Дружба», и я передаю им всем привет». Лагерь взорвался овациями! Так же бурно и вместе все три страны болели в 2008 году за Россию, которая играла в полуфинале чемпионата Европы с испанцами.

Александр Лавриненко, не стесняясь, монумент называет святым местом:

— На моей памяти во время проведения третьего дня, когда было запланировано основное мероприятие у самого монумента, только один раз году в 1998-м был легкий ненавязчивый дождик. Все остальные годы погода идеальная, будто кто-то сверху ладошками прикрывал, чтобы людям в этом месте комфортно было.

Сюда приезжали патриархи Алексий ІІ и Кирилл. Здесь был заложен камень под будущий храм. Здесь планировали построить постоянную сцену, молодежный и духовно-просветительский центры народов Беларуси, России и Украины.

Начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома и неоднократная участница форума Ирина Довгало с особой теплотой вспоминает, как у монумента вспоминали об общем подвиге освободителей:

— С трех сторон к монументу шли белорусские, украинские, русские ветераны. В торжественной тишине было слышно только, как звенят медали у них на груди. Ошеломляющее чувство гордости за наши народы.

Неоднократно на фестиваль приезжал Президент Беларуси Александр Лукашенко, обязательно направлял приветственный адрес участникам славянского форума. Сейчас Глава государства поставил задачу по приведению в порядок уникального символа единения трех стран. Средства будут выделены из бюджета Гомельской области. Работы начнутся, как только позволит погода. Строители обновят не только сам монумент, подчеркнула пресс-секретарь Гомельского облисполкома Ольга Рябикова:

 Вся эта территория будет приведена в надлежащий вид. И с гордостью мы будем встречать здесь всех наших гостей.

Свой обновленный вид «Три сестры» обретут к началу следующего фестиваля.

Историческая справка

Документально подтвердить это трудно, но очевидцы поговаривали, что изначально место соединения трех республик служило площадкой для встреч и обмена опытом руководителей окрестных хозяйств. Постепенно молодежь из ближайших деревень повадилась устраивать здесь локальные праздники. Они-то и стали основой для международного форума «Славянское единство» и молодежного лагеря «Дружба». Местная традиция развивалась, получила поддержку властей, и в большом формате впервые встреча трех народов прошла в 1969 году.

В октябре 1971 года юноши и девушки из трех соседних областей собрались на опушке леса со стороны села Сеньковка. Здесь на землях колхоза «Победа» был заложен сад Дружбы. Первое дерево посадил ветеран Великой Отечественной войны Иван Шаповал. От захватчиков он освобождал и украинскую, и русскую, и белорусскую земли. 180 деревьев стали еще одним общим делом друзей и соседей.

А в 1975-м в честь 30-летия Победы на стыке трех государств был возведен монумент Дружбы. Величественное сооружение стало плодом совместных усилий, его создавали представители трех областей. Проектированию и строительству памятника предшествовал межобластной конкурс, первое место за лучший проект в котором было отдано гомельским авторам. Барельефы выполнили киевские скульпторы, над воплощением идеи в жизнь потрудились и умельцы Брянского машиностроительного завода.

Каждый год Россия, Беларусь и Украина по очереди становились хозяйками масштабного форума, который постепенно из почти камерного мероприятия превратился в многотысячный фестиваль. Здесь выступали именитые артисты, сюда приезжали знаковые фигуры. В 2001 году фестиваль почтил присутствием Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ.

В 2004-м в празднике участвовали главы трех государств Александр Лукашенко, Владимир Путин и Леонид Кучма.

В 2008 году организаторы международного фестиваля подписали соглашение о сотрудничестве Брянской, Орловской, Гомельской, Могилевской и Черниговской областей в сфере молодежной политики.

В 2015 году российский ультрамарафонец Дмитрий Ерохин совместно с украинским коллегой Игорем Кретовым организовал летнее состязание «Три сестры». Идея общего марафона заключалась в том, что атлеты из России, Украины и Беларуси в разное время стартовали из трех столиц, чтобы одновременно достичь мемориала.

По традиции принимающая сторона приводила общую территорию в порядок, занималась ее усовершенствованием и благоустройством. В последний раз фестивальные флаги вздымались над нейтральной полосой в 2013 году, тогда хозяйкой была Украина. А потом политика стала сильнее традиций. Впервые за долгую историю фестиваль не проводили в пограничье. В 2014-м местом его проведения стал районный центр Климово Брянской области, в 2015-м — белорусский Лоев. Принимали гостей российские Клинцы и расположенный в Гомельской области город Ветка.

Фото Ивана Яривановича, Сергея Холодилина, из личного архива участников

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter