Фрагментация экономики ослабляет возможности контроля и влияния западных корпораций на международные рынки

Монополии на информацию больше нет

Дешевле купить — дороже продать. Если упрощенно, то именно так выглядит алгоритм многих успешных бизнесов. Независимо от их размеров и товарной специфики. Поэтому самое главное — знать, где и у кого можно сделать приобретение с выгодным дисконтом. И в какой местности и каким потребителям продать дорого. Кто владеет этими знаниями, тот и находится на рыночном олимпе. По большому счету, многие удачные коммерческие алгоритмы попросту сводятся к асимметричному доступу к информации. Самой прибыльной является компания, у которой есть доступ к более полному и широкому набору данных. В значительной степени на информационном ките и держался транснациональный западный бизнес. Прежде всего, пожалуй, американский. Что-что, а собирать информацию по всему белу свету в США умеют. Именно благодаря этому фактору их бизнес год за годом набирал мощь и, что греха таить, напрямую или косвенно мог влиять на многие национальные рынки и их производителей. Но фрагментация мировой экономики, рестрикции и настороженность из-за огромного количества санкций делают многие рынки более закрытыми. И, соответственно, разрушается некогда цельная картина их функционирования, снижая одно из ключевых преимуществ западного бизнеса.

рисунок олега карповича

Одними из непреложных требований международных стандартов являлись открытость, прозрачность и обслуживание у определенных консалтинговых компаний. А кроме того, еще и использование западных систем автоматизации.

Если хочешь работать по западному направлению, должен публиковать свою финансовую отчетность. И не просто отчетность, а подтвержденную международной аудиторской компанией, которая приедет на предприятие и исследует всю бухгалтерию от корки до корки. Если намерен поставлять продукцию транснациональным корпорациям, должен пройти разные этапы сертификации и подтверждения стандартам: отраслевым и корпоративным. И опять на наше предприятие приезжают эксперты и изучают его под лупой. Плюс облегчает сотрудничество ряд других «мелочей». Например, внедрение иностранных систем автоматизации производства. Скажем, того же SAP. С одной стороны, требование вполне разумное: для так называемой сквозной автоматизации (когда вся цепочка поставщиков обменивается информацией в режиме реального времени) эффективнее использовать одинаковые программные комплексы. С другой — импортное ПО всегда может таить в себе неожиданности. Во-первых, на уровне внедрения автоматизированных систем специалисты видят все бизнес-процессы предприятия насквозь. Во-вторых, не всегда есть уверенность, что информация не уходит поставщикам ПО. Коммерческий шпионаж никто не отменял.

Кстати, вопрос конфиденциальности был актуален и при сотрудничестве с транснациональными консалтинговыми корпорациями. Так называемой большой четверки. А заключения именно этих китов консультационного бизнеса зачастую являлись обязательными для значимых сделок на международном уровне. Оценка активов только за подписью международных монстров считалась действительной. Как и аудиторское заключение или другие документы. Такие же услуги национальных компаний за пределами Беларуси в западном направлении никем не воспринимались. Даже если наши профильные фирмы обладали соответствующими сертификатами и обеспечивали соответствующее качество.

Самое парадоксальное, что дочки большой консалтинговой четверки в таких странах, как Беларусь, не занимались никакой аналитикой и значимой деятельностью. Фактически они собирали только первичную информацию, а потом отсылали в зарубежные центры, где ее и обрабатывали. Оставались ли данные наших компаний конфиденциальными? Наверное, да — в прямом понимании этого слова. Об этом заключались соответствующие договоры. Но обслуживая фирмы по всему свету, транснациональные аналитические корпорации обладали полноценной информацией о рынках и об их участниках. Знали о технологических, производственных, кадровых и других возможностях компаний во всех регионах. Поэтому и могли с высокой долей вероятности выстраивать модели и прогнозы. А потом снабжать ими других участников рынка. В большинстве случаев — американских. Необязательно отраслевых. Но и финансовых, трейдеров, потребителей продукции. Не стоит забывать, что ключевую прибыль большая четверка формировала именно от англосаксонских компаний. Естественно, они и получали весомое преимущество на международной арене. Конечно, чисто формально каждый мог купить или заказать аналитический материал. Но, во-первых, сложно сказать, какого качества он оказался бы для наших субъектов хозяйствования. Ни для кого не секрет, что некоторые виды продуктов имеют, так сказать, экспортные вариации. Во-вторых, говоря объективно, даже для наших флагманов покупать аналитические услуги транснациональных консалтинговых гигантов в полном объеме финансово недоступно. Такое позволить себе могут только очень крупные западные компании.

Кто владеет информацией, тот правит миром. Это утверждение стало уже штампом. Мы к нему так привыкли, что уже не вдаемся в его суть. Но ведь именно благодаря более глубокому внедрению в коммерческое информационное пространство западные транснациональные компании и получали свои значительные преимущества. Сейчас этот конкурентный фактор не то чтобы исчез, но нивелируется. Санкции, рестрикции и их угроза сделали рынки и производителей более закрытыми для внешних взглядов и наблюдателей. По крайней мере, это касается российских компаний, их контрагентов и даже в определенной степени контрагентов контрагентов. Особенность нынешних ограничительных режимов — введение не только первичных, но и вторичных, третичных и других санкций. Только единичные компании попали под пресс американского недовольства сотрудничества с Россией и другими не дружественными Вашингтону странами через второе и третье рукопожатия. Тем не менее все правильно поняли намек. И на всякий случай стараются поглубже запрятать коммерческие тайны. Кроме того, все больше используются различные компании-посредники, которые никогда публичными не были и не будут. В итоге часть информации оказалась недоступной для широкого пользования. Кроме того, из Беларуси и России ушли представители большой четверки. И по их каналам поток данных тоже иссяк. Собственно говоря, своим уходом западные консультанты оказали нам большую услугу: избавили от необходимости их выгонять.
Ситуация сложилась очень даже оригинальная: фрагментация мировой экономики пока больше затронула инвестиционную и технологическую сферы. Хотя по каналам параллельного импорта те же инвестиционные товары, пускай извилистыми путями и с оригинальной финансовой логистикой их оплаты, в подсанкционные страны продолжают поступать. В каких объемах? Сегодня эта информация является не просто конфиденциальной, но в большей степени секретной. 
И широкому кругу недоступной. С сырьевых и товарных рынков санкции тоже не выдавили белорусских и российских производителей. Это признают даже авторы рестрикций. Да, сложности создали, поставки в той или иной степени были переориентированы. Но в какой — достоверно тоже никто не может сказать. В результате глобальные рынки вроде бы и остались глобальными. Но уже далеко не прозрачные. Произошла сегментация на информационном уровне. И сегодня асимметричный доступ к информации стал актуален также для американских компаний и аналитических служб. Из-за своих же санкций они упустили из поля зрения значительные сегменты мирового рынка. А поэтому теряется одно из конкурентных преимуществ американской и западной в целом экономики.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter