Монетный берег «Княжа»

Исторические  тайны  придают агрогородкам  Витебщины  особый шарм,  привлекают  туристов и  крепят  бюджет  сельчан

Исторические  тайны  придают агрогородкам  Витебщины  особый шарм,  привлекают  туристов и  крепят  бюджет  сельчан

Древнему поселку Германовичи недавно придали новый административный статус – агрогородка. Дело, конечно, не только в статусе. Сами перемены, которые резко меняют облик села, экономику и культуру жизни, трудно переоценить. Что-то похожее переживало в прошлом году не менее древнее местечко Лужки, когда там тоже презентовали агрогородок. Понимаете, есть свой, неповторимый и ни с чем не сравнимый шарм, когда продвинутая современность стремительно и органично переплетается с очень и очень почтенной историей. Тогда, вглядываясь в новые архитектурные силуэты и формы на фоне много повидавших храмов и поместий, понимаешь, что жизнь не просто продолжается, а прогрессирует! И, кроме того, реставрация и благоустройство подобных поселений, всегда или как правило, связаны со множеством тайн, к коим, правда, ни строительные подрядчики, ни местная власть, ни сама госпрограмма возрождения деревни не имеют ни малейшего отношения. Тайны касаются только древних стен, легенд и вполне реальных сокровищ, которые они, эти стены, пусть и неохотно, иногда все же отдают людям. 

Так и с Германовичами. Почти пятисотлетнее местечко, которое 225 лет назад здешний граф Ширин перекупил у мстиславского воеводы Гилзена за 2 миллиона злотых, сегодня снова ощутило на себе влияние немалых денег. По правде сказать, в Германовичах, еще с момента их присоединения к Восточной Беларуси в 1939 году, вокруг древних стен костела, поместий и подворий витал особый дух  монетарной интриги. Можно сказать, все это время определенная часть сельчан, а также их зарубежных родственников, помнящих богатства клана Шириных и не только, то и дело порывалась отыскать золотишко в земле или старых фундаментах. Отдельным кладоискателям удача, утверждают, все-таки улыбнулась, после чего архитектурные контуры их подворий на зависть соседям неузнаваемо преображались. Пересуды стихли скоро, а терема от «подземных» инвестиций остались… 

В отличие от подобных и иных частных инициатив избранных, государство и местная власть в прошлом году предложили всему поселку очень солидные денежные вливания. В принципе, все годы советской власти, а последнее десятилетие особенно, в поселке активно выстраивалась и поддерживалась социальная инфраструктура. Но строительство здесь агрогородка, третьего по счету в районе, превзошло, пожалуй, все прежние финансовые инвестиции.  Общие плановые затраты на 2006—2007 годы, включая текущий, капитальный ремонты, а также новое строительство, обещают превысить 8 миллиардов (!) рублей.  Деньги и впрямь рекордные. Даже если учесть, что немалую долю в обновлении занимают такие финансово емкие направления, как строительство газопроводной ветки, уличных водопроводных сетей, артезианских скважин, высоковольтных линий. Впрочем, прокладка газовой ветки, учитывая реалии сегодняшнего дня, может либо попасть под сокращение, либо растянуться по срокам, тьфу-тьфу... 

Словом, давно древний поселок на берегу Дисны не знал такого ремонтно-реставрационного подъема. Прежде всего деньги — из разных источников — направлены на жилищное строительство, объекты инженерно-транспортной инфраструктуры и производственной сферы. Если к ним еще добавить школу, амбулаторию, Дом культуры и магазины, на все это набегает более пяти с половиной миллиардов рублей.  

— Самое главное, чего требует от местных властей Президент и правительство, — вложенные в агрогородки средства должны работать, давать отдачу, — говорит заместитель председателя Шарковщинского райисполкома Галина Волох. – Какой для нас самый быстрый вариант возврата денег? Увеличение объемов сельхозпроизводства СПК «Княж». Так же, как и КУПСП «Городец», СПК «Жвиранка», где годом-двумя раньше построены у нас агрогородки. Есть и еще один, более длительный путь окупаемости гос-инвестиций в деревню, — ее омоложение, приток трудовых ресурсов, их продуктивная занятость. Мы работаем и над этим. 

...У школьного стадиона, на берегу Дисны, в тени старого парка сидел немолодой учитель. Задумчиво глядя куда-то вдаль, он то и дело отвлекался, наблюдая, как резвится у ног матери непоседа жеребенок. Судя по всему, оба процесса – раздумий и созерцания – доставляли ему массу блаженства. Рискуя отвлечь учителя, мы присели рядом. 

— Что изменил агрогородок? – заинтересованно повторил наш вопрос Николай Журов. – Многое, очень многое. Прежде всего поднял культуру моих земляков: за ные ферма, мехдвор, соцкультбыт на высоте, дороги, квартиры, благоустройство.  Еще бы работу баньки восстановить, газ провести… 

До баньки дело обязательно дойдет. И скоро. До природного газа, надеюсь, тоже. Быт сельчан, безусловно, на первом плане у местных властей. Вместе с производством. Но и воспитание молодежи, разумеется, в ряду приоритетов. Помимо привычных образовательных форм, грех было бы не воспользоваться в этом плане историей данным шансом. Традиции, уходящие своими корнями в глубокое прошлое, не забыты в Германовичах. Скажем, в филиале Шарковщинского центра ремесел. Сергей и Анна Римденки, члены Белорусского союза мастеров народного творчества, руководят здесь кружками ткачества и гончарного дела. Школьники с интересом постигают и эти тайны своих предков. А посмотреть на плоды их рук едут, можно сказать, отовсюду: из США, Германии, Латвии, Польши, Литвы. Однажды даже объявился правнук графа Штерна, правившего землями в соседнем поместье Юзефово. Экскурсии платные, и это нормально. А сами экскурсанты заглядывают сюда, затем дальше — в Лужки, путешествуя по маршруту Браслав – Миоры – Шарковщина. Как-то приехала делегация из американского города Спринтвелли, штат Нью-Йорк. Дети, между прочим, из элитной школы. В Германовичском филиале центра ремесел иностранному туристу так понравился белорусский самотканый рушник, что и ста долларов не пожалел… 

Иногда деньги и впрямь легко, как уже было сказано в начале этих заметок, идут в руки здешних сельчан. Везет в том числе и тем, кто и не особенно их, что называется, ищет. В Германовичах, например, нам по большому секрету рассказывали загадочную и, конечно, всем известную историю о том, как ребятишки играли на берегу Дисны возле соседней деревни Шкунтики. Прыгали они так себе с речной кручи, прыгали, да берег не выдержал, обвалился и… выкатил на глаза изумленных детей глиняный сосуд. А в нем – золотые и серебряные монеты, клад, одним словом. На какую сумму потянула  находка, никто, ясное дело, никогда не узнает, но компетентные в округе люди утверждают, что именно с той самой счастливой поры стал процветать частный бизнес у этой семьи. В любой легенде есть лишь доля выдумки… Стоит заметить: власть поддерживает развитие предпринимательства в сельских столицах. 

Не мной одним подмечено: и до строительства в старинных витебских селеньях агрогородков, и после современный их облик, как правило, круто замешен на исторических интригах фатальной недосказанности. Эдакого прерванного во времени диалога. Между прошлым и настоящим. Прерванного, но целеустремленно, а иногда и случайно, возобновляемого. Тем, стало быть,  интереснее и перспективнее  завтрашний день у сельских столиц. 

Конечно,  ввод части объектов и проектов в плановом порядке перешел с прошлого года на год нынешний. Их завершат в намеченные сроки. В утвержденном госинстанциями графике по понятным причинам не значится лишь один – костел Благовещения Пресвятой Девы Марии (1787 год), но его суверенное руководство, судя по всему, тоже не хочет отставать от общего ритма: храм обретает новый фасад.  И вот тогда Германовичи станут еще более лакомой приманкой для туристов, которые обменяют впечатления на деньги.  Значит, не раскрыта еще до конца  финансовая интрига  вокруг очень древней и достаточно современной провинции… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter