Беларуси необходимы собственные истории успеха национальных брендов

Монетизация интеллекта

Сегодня перед страной ребром стоит вопрос: за счет каких отраслей и производств будем наращивать благосостояние? В мире еще никто не раскрыл формулу стопроцентного успеха, иначе все компании были бы прибыльными и процветающими. Несомненно, сегодня крупные транснациональные корпорации диктуют предложение и цены по многим массовым товарам. Тем не менее в глобальной экономике есть много разных историй. Например, Nokia пережила колоссальный взлет, достигла мирового лидерства в своем сегменте, а затем произошло падение и превращение корпорации в «придаток» китайского капитала. Но есть и пример Harley-Davidson, когда технологически отставшая компания через создание ауры очарования вокруг своего товара смогла успешно вернуться на рынок. Или Apple — корпорация пережила глубокое падение, но смогла сформировать своего рода культурную среду (или даже культ) вокруг своих товаров. И они продаются, хотя непосредственно производство компонентной базы находится в Китае. Нам необходимо не просто изучать (и пересказывать в учебных пособиях) международный опыт, но формировать собственные истории успеха брендов. Задача не самая простая, но у Беларуси есть для этого все предпосылки. 

Цифровизация — не модное слово или процесс «в себе», а инструмент решения извечной задачи: как на ограниченном участке суши организовать максимально эффективное использование имеющихся ресурсов.
netsmol.ru

В стране сохранился фундаментальный производственный базис. Мы умеем работать как с «железом» — есть развитая обрабатывающая промышленность, — так и с абстракциями — создавая программные продукты и произведения культуры. В стране накоплен широкий спектр компетенций. Плюс — имидж белорусов как спокойных, рассудительных людей, с которыми можно иметь дело, которые не подставят, не обманут. Имидж порядочности страны за ее пределами весьма велик. И это ценится и партнерами, и инвесторами. Аккумулируя все эти возможности, мы можем создавать новые линейки продукции, выходить на новые рынки сбыта. Несомненно, страна объективно не сможет на равных конкурировать с крупными корпорациями в сегменте массовых товаров. Но есть шансы занимать лидирующие позиции в нишевых сегментах, в которых мы можем быть самыми передовыми. Если страна будет предлагать уникальную, специализированную и кастомизированную продукцию, с флёром аутентичности, то этим владеть будет и престижно, и удобно (поскольку сделана точно «под тебя»). 

Надо отметить, что белорусы креативны при решении сложных задач, проявляют гибкость ума. И это наше свойство — одна из серьезных составляющих успеха. Наша житейская сметка и изворотливость (в хорошем понимании этого слова) позволяет решать достаточно сложные задачи исходя из имеющихся ресурсов. Или, например, в науке, используя нестандартные подходы, удается добиться высоких результатов без оборудования на многие миллионы долларов, которыми оснащены иностранные лаборатории. В этом отношении — умении комбинировать идеи, знания и ресурсы — у нас есть огромный потенциал, который необходимо использовать. 

Однако есть проблема: развитие бизнеса как такового. С одной стороны, бизнес — это любая коммерческая деятельность. Но в нашей модели, опирающейся на госсектор и регулирование с использованием программно-целевого принципа и бюджетирование, надо сделать существенную оговорку. Чистый бизнес там, где ты тратишь собственные деньги, не прибегая к заимствованиям у государства. И зарабатываешь на собственном таланте, умении делать что-то лучше других, воплощая тот самый фактор производства, о котором говорят критики Маркса, — предпринимательскую активность. Государственный же бизнес — в том, чтобы максимально эффективно распорядиться средствами, получить прирост благосостояния общества, но не сверхприбыль в отдельном сегменте. Поэтому государство и оперирует соображениями сбалансированности развития, поддержания экономической безопасности, сохранения работоспособности и жизнеобеспечения ключевых систем. К сожалению, зачастую в нашей экономической среде бизнес трактуется слишком утилитарно, в виде простой формулы «деньги — деньги», где товар проходит только по документам, даже не появляясь на складе, меняет собственника (здесь мы намеренно утрируем; государство ставит заслоны посредникам и перекупам, но в массовом сознании образ бизнеса именно таков). Такой подход является беспроигрышным, когда компания обладает монопольным положением по поставкам той или иной продукции на рынок или имеет персональный доступ к ресурсам. Что порождает различные коррупционные истории, о которых, к сожалению, приходится слышать. Получается, что более успешен в бизнесе не тот, кто вложился умом, руками и деньгами, воплотив в жизнь инновацию, а тот, кто волею судьбы оказался на более бойком месте (хотя это тоже своего рода талант). Перекосы такого рода поможет ликвидировать цифровизация. 

О ней много говорят. На мой взгляд, переход на цифру заключается не в наращивании парка и мощности компьютеров и серверов, разветвленности сетей и наполненности баз данных или развитии систем автоматизации на предприятиях. Все это в той или иной степени уже имеется на каждом производстве. А в понимании самой сути, «философии» и связности бизнес-процессов. Ведь проблема в том, что многочисленные и многообразные системы между собой не всегда стыкуются, особенно в межотраслевом плане. Между тем реальный эффект цифровизации будет, когда она станет «сквозной». 

Беларусь — компактная страна, в которой в значительной мере прозрачны и регулируемы финансовые и материальные потоки, движение трудовых ресурсов. Достаточно четко, с учетом потребностей сегодняшнего дня, работает система подготовки кадров. Сформирована и действует научная поддержка ключевых отраслей и социокультурной сферы. Однако именно «сквозная» цифровизация позволяет описать все бизнес-процессы в совокупности, четко видеть производственно-технологические цепочки, их эффективность и создаваемую добавленную стоимость. Причем во взаимодействии секторов экономики, основных производителей, торговых сетей и конечного потребителя. Это вполне реально. После войны научные институты это делали, заново создавая Беларусь. Тем более это возможно и нужно сделать, обладая современными вычислительными мощностями и базами данных, локальных и мировых. В определенной степени я сторонник Госплана тех лет. После войны эта система за счет грамотного распределения ресурсов позволила восстановить экономику страны после страшной разрухи. Заложить основы специализации, благодаря которой в том числе мы сегодня являемся развитой индустриальной страной, а не сырьевым или аграрным придатком. Понятно, что обобщение и усреднение в расчетах тех лет позволяло условно приравнять рабочие сапоги к модельной обуви (о чем можно прочесть в мемуарах экономистов применительно к формированию курса валюты или использованию программы международных сопоставлений). Тем не менее это был качественный скачок в системных подходах по управлению народным хозяйством. Современные технологии, сети, вычислительные мощности и программное обеспечение позволяют еще больше усовершенствовать методологию оптимизации. Ведь на совершенствовании производственных и сбытовых цепочек, безусловном выходе экономики из тени выигрыш будет огромный. Более высокий, чем инерционно-оптимистичный сценарий, который предусмотрен на пятилетку. Возможно, такие умозаключения покажутся прожектерством. Да, так и произойдет, если каждый из нас, мы вместе, как составляющие нации, достойной «людзьмi звацца», будем отстраненно ожидать, пока кто-то реализует наши мечты. Но наши надежды, мысли и чаяния — это мы сами. И мы в ответе за будущее. То будущее Беларуси, синонимами которого являются счастье, благосостояние и процветание.

Не стоит бояться, что цифровизация всех уравняет по нижней границе. Когда все бизнес-процессы будут прописаны и взаимно увязаны, будут видны затраты и эффекты в каждом звене, то неоправданные и спекулятивные издержки исчезнут сами собой. На мой взгляд, рынок должен заключаться не в конкуренции за цену на факторы производства и редкость товара (что вообще-то являлось абстракцией классиков), а в конкуренции за открытость бизнеса и его продвинутость, способность видеть дальше и предвосхищать (если надо — и создавать) потребности. Если умеешь разрабатывать и производить эксклюзивный товар, то он всегда будет дороже. И тогда бизнес будет ассоциироваться именно с инновациями. В этом разрезе цифровизация — не модное слово (что, к сожалению, пока преобладает) или процесс «в себе», а инструмент решения извечной задачи: как на ограниченном участке суши организовать максимально эффективное использование имеющихся ресурсов. 

Полагаю, что такая постановка задачи должна стать критериальной базой для оценки эффективности нашей IT-отрасли. Безусловно, динамичный рост и экспорт — зримые результаты. Но пока они характеризуют реализацию потенциала отдельного вида деятельности. Нам же нужно создание платформы для сквозной автоматизации, в том числе на основе описания структурной матрицы цифровых процессов (с определенным допущением — как когда-то была прописана архитектура персональных компьютеров). И эти решения по организации национальной экономики тоже могут быть преимуществом Беларуси в мировой экономической системе. Если мы будем честными перед собой, работать изо всех отпущенных сил и на будущее, создавать и реализовывать концепты во имя блага общества (что и отличает человека от других биологических объектов), то станем достойными лидерами мнений на международном уровне.

Валерий ГОНЧАРОВ, директор Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter