Монако проверяет чемпионов на прочность

Каверзный автодром в Монте-Карло не прощает ошибок и небрежного к себе отношения. Это не просто городская трасса. Это езда на больших скоростях по узким улочкам впритирку к металлическому ограждению. Это расчет до последнего сантиметра твоих пределов возможного. Это умение настолько точно проходить повороты, чтобы у преследователя даже не появилось желания просунуть нос своего болида в случайно "открывшуюся калитку". Это синхронная до небольших деталей работа механиков, которые борются за каждую десятую долю секунды в обслуживании болидов, обеспечивая своим подопечным преимущество на трассе. Это еще множество больших и маленьких секретов настроек машин и элементов пилотирования, из которых стряпаются "вкусные блюда" зрелищных или просто рабочих побед.
 
Победа в Монако - это особенный подвиг. Даже обладание самой быстрой машиной в пелотоне не гарантирует этого. И посему трассу в Монте-Карло всегда считают самой ответственной в плане проверки гонщиков на прочность. И эту проверку вынуждены проходить все от дебютантов, до ветеранов. А уж для чемпионов - это всегда самый важный экзамен. Как говорится, нельзя упасть лицом в грязь. По словам самих гонщиков, в Монте-Карло нельзя ехать быстро, если ты пилотируешь не на пределе. А уж если ты решил победить, то тут и вовсе надо искать те самые грани, за которыми до аварии уже просто не остается свободного места. И вот от того, кто как сумеет удержать свое эдакое равновесие на лезвии бритвы и зависит окончательный результат. 

В повороте Раскасс обгоны возможны только, когда соперники входят в него вместе
 
Возвращение Кими 
 
Уже свободные заезды показали, что "Феррари" будут бесспорно в лидерах этого юбилейного, 75-го по счету Гран-при Монако. И действительно, оба чемпиона оказались в лидерах квалификации. И хотя Вальтерри Боттас на своем "Мерседес" уступил второму месту всего 0,002 секунды на круге, который пилоты проходят за 72 сек, более значимым событием в субботу после обеда оказалась поул-позишн Кими Райкконнена. С момента предыдущего поула финна прошло уже почти 9 лет, и "айсмен", заметный своими результатами скорее в гонках, чем в квалификациях,  действительно приятно удивил и болельщиков, и даже руководство итальянской команды.
 
Старт Кими выиграл у своего более молодого и более именитого партнера. И в отсутствие дождя, а также соперников впереди себя, казалось, все было в руках финского чемпиона, чтобы одержать здесь победу. Тем более, что оторвавшись на безопасные 2,5 секунды от Феттеля, который преследовал его на такой же машине, Райкконен в этот день пилотировал уверенно и надежно.   

Даниель Риккиардо не скрывал своей радости от своего подиума
 
Поскольку стратегию для своих обоих пилотов в "Феррари" выбрали одинаковую, то первым на пит-стоп поехал лидер пелотона, то есть Кими. Себастьян же, воспользовавшись свободным пространством, проехал несколько кругов в хорошем темпе, что позволило ему после своей остановки в боксах для замены шин выехать впереди напарника. Фактически, не совершив ни одного обгона, немецкий чемпион сумел завладеть лидерством и финишировать первым. Сказался еще и тот факт, что в этот раз "Пирелли" привезли хотя и самые мягкие свои составы шин, но сильноизносоустойчивые. Практически можно было на одном комплекте добраться от старта до финиша. И в отсутствие необходимоти второго пит-стопа, у Райкконнена не было шансов обойти своего более удачливого в этот день напарника. 
 
Данное обстоятельство вызвало бурю споров, "Феррари" стали обвинять в явном проявлении командной тактики, которая, кстати, сегодня не запрещена. Но сеньор Арривабене коротко и доступно объяснил, что еще перед гонкой была у них договоренность с пилотами, что первым из них на пит-стоп поедет тот, кто выиграет старт. Так что Кими пришлось смириться со своей участью, и он кроме грустного взгляда на подиуме ничем другим не выдал своего действительного разочарования таким исходом внутрикомандного сражения.
 
Себастьян, благодаря этой победе и неудачному выступлению Льюиса, еще больше укрепил свое лидирующее положение в общем зачете, оторвавшись от преследующего его там британского чемпиона уже на 25 очков. 

Президент ФИА Жан Тодт приветствует посетителей  паддока Формулы-1 в Монте-Карло 
 
Риккиардо заставил Ферстаппена нецензурно ругаться
 
Аналогичная ситуация с тактическими хитростями произошла и в команде "Ред Булл". Уехав со старта без именения позиций 4-м, Макс Ферстаппен всю первую часть гонки пытался не отстать от Вальттерри Боттаса. И когда пришло время делать остановку в боксах, голландец поехал туда первее и финна, и своего напарника. В "Мерседес" оперативно отреагировали на попытку австрийской команды за счет раннего пит-стопа обойти их гонщика. И буквально на следующем круге Боттас отправился за своим новым комплектом шин. Все прошло чисто, и Вальттерри сумел выехать впереди голландца, не потеряв своей позиции. 
 
В отсутствие впереди себя своего напарника Даниель Риккиардо проехал несколько кругов с лучшим в пелотоне результатом, опережая по своему темпу даже лидирующего на тот момент Феттеля. Поэтому выехав после посещения боксов, австралиец оказался не только впереди Макса, но и даже перед Боттасом. Не удивительно, что Ферстаппен не увидел по этой причине болид напарника впереди себя. И когда несколько минут спустя он спросил командный мостик, ездил ли на пит-стоп Даниель, то услышал, что Риккиардо уже впереди них обоих. Диалог с инженером заслуживает цитирования, чтобы представить себе все разочарование Макса, уже давно для себя решившего, что он в команде быстрее, чем его более опытный напарник. 
 
Ферстаппен: «Даниэль был на пит-стопе?» 
Команда: «Да, Макс. К сожалению, он опередил вас обоих». 
Ферстаппен: «Какого ***?! Это ****** катастрофа!» 
 
Таким образом, усилиями Даниеля Риккиардо победный подиум в Монако впервые в этом сезоне оказался без привычной белой униформы "Мерседес". Сам же австралиец признался, что давно соскучился уже по шампанскому, которого не пил с ... предыдущего этапа в Испании, где он также под клетчатый флаг въехал третьим. 

Комментарии о не до конца спетой лебединой песне Дженсона Баттона
 
"Полосатая жизнь" Льюиса Гамильтона
 
Если удача отворачивается на время от гонщика, то принято считать, что это наступила черная полоса его жизни, явление это временное, и вскорости обязательно черный свет сменится на белый. Похоже, именно по такому принципу сейчас "госпожа Удача" навещает 3-кратного британского чемпиона во время гонок. Помните, в России был первый "звоночек"? Тогда, Льюису не удалось квалифицироваться на первом ряду стартового поля, и в гонке ему не удалось подняться выше 4-го места. В Монако случилось еще хуже. Льюис, преследуемый "непослушностью" своего серебристого "мерина", не смог сразу проехать быстрый круг во втором сегменте квалификации. А когда уже на своем последнем быстром круге он все-таки приблизился к хорошему результату, то ехавший перед ним Стоффель Вандорн зацепился перед связкой поворотов в районе бассейна правым колесом за металлическое ограждение. И, сломав подвеску, бельгиец тупо врезался затем по прямой линии в отбойники. Желтые флаги помешали Льюису улучшить свое время, и в итоге он оказался лишь 14-м (!) в итоговом протоколе. Что-то не припомню я такого "глубокого" провала на стартовой решетке у именитого чемпиона.
 
Конечно, аварии, выезды машины безопасности, а главное, опять же присутствие элементов удачи и бесспорное мастерство британца помогли ему улучшить свою стартовую позицию к финишу. Но мечтать о подиуме Льюис уже и не думал. Итоговая 7-я позиция на фоне победы лидирующего в чемпионате Себастьяна Феттеля была лишь минимизацией потерь "черной субботы" британца. Выше подняться Гамильтону не позволил упорно защищавший свою позицию Карлос Сайнс. Стартовав с 6-го места, амбициозный испанец обещал утром в воскресенье,, что он поборется на финише за места повыше. Но в итоге был рад и такому успеху, показав лучший свой результат в этом сезоне.
 
В общем зачете Сайнс с 25-ю очками уже на 21 очко опережает своего российского напарника Даниила Квята, который в итоговой таблице чемпионата разместился на 15-м месте, в то время как испанец там стоит на 8-м. 

Артем Маркелов в первой гонке Формулы-2 в Монако был вторым
 
Что такое не везет?
 
После провальной квалификации в Испании две недели назад мы справедливо полагали, что в Монако Даня все же сможет показать, что его еще рано списывать со счетов в дуэли с Карлосом Сайнсом. Надежду вселял прорыв россиянина в Монтмело, где он добрался с последнего места до 9-го. Да, и по итогам первой тренировки в Монако у Квята был ошеломляющий 4-й результат. Правда, на вторых и третьих свободных заездах Даня был 6-м и 8-м, но все равно это показывало на то, что скорость у его "Торо Россо" есть.
 
А вот "российская удача" слегка припознилась в субботу на встречу со своим подопечным. Даня в точности повторил судьбу Льюиса, не сумев закончить своей успешной попытки во втором сегменте из-за аварии Вандорна. 
 
После перестановок в протоколе стартовой решетки в субботу вечером Квята все же поставили на 9-е место, и это давало шанс уфимцу пусть не догнать более удачливого напарника, но хотя бы приехать в очках.
 
Увы, и этого не произошло. Сначала на старте, показав великолепный прорыв, датчанин Кевин Магнуссен "обидел" россиянина, а потом несколькими секундами спустя впереди Дани оказался еще и Нико Хюлькенберг. В итоге уже на втором круге Квят ехал на 11-й позиции. По ходу гонки Дане все же удалось перебраться на 9-е место, но за несколько кругов до финиша в последнем повороте "Раскасс" в него врезался на розовом "Форс Индия" Серхио Перес. Мексиканец, повиснув на свежем комплекте резины на фонарях у "Торо Рссо" россиянина, решил провести обгон в этом довольно узком, но не совсем бесперспективном месте. Слишком уж соблазнительно Квят "приоткрыл калитку", чтобы было не воспользоваться случаем. Но увы, "калитка" с грохотом захлопнулась перед самым носом Переса, и ему ничего не оставалось делать, как протаранить соседний болид. В результате оба оказались без очков, хотя Чеко и сумел продолжить гонку после еще одного дополнительного пит-стопа.
 
Маневр мексиканца был признан ошибочным, стюарды его наказали прибавлением 10 секунд к финальному результату, что впрочем никак не повлияло на итоговый протокол. Лишь 2 штрафных очка, полученных Чеко за эту аварию, могут как-то еще подпортить ему биографию, но в целом серьезных последствий по этому поводу судьями предпринято не было.
 
Кстати сказать, в прошлом году именно в этом месте сам Даня Квят почти таким же образом протаранил машину Кевина Магнуссена, также пытаясь обойти датчанина в не самом удачном для обгона месте. Так что "фортуна" в лице мексиканца вернула россиянину "должок" за прошлогодние деяния. 

Вид на последний поворот из окна пресс-центра в Монте-Карло
 
Лебединая песня Дженсона Баттона
 
Кто мог предполагать, что британский чемпион вернется в гонки Формулы-1, чтобы допеть свою "лебединую песню"? А вот это случилось. И гораздо по более приятному поводу, чем это могло быть связано с тяжелой аварией кого-нибудь из гонщиков "МкЛарен". Дело в том, что Фернандо Алонсо, совсем уж отвыкший от стояния на победном подиуме, решил прокатиться в знаменитой элитной гонке "Инди 500", где на "кирпичнице" Индианаполиса самые быстрые машины мирового автоспорта проезжают ежегодно дистанцию в 500 миль в рамках чемпионата "Индикар".
 
Команда дала добро на такой эксперимент испанского чемпиона, и он улетел на две недели в США, проигнорировав гонку в Монако. Именно это и позволило пригласить "отпускника" Дженсона на замену в Монте-Карло.
 
В квалификации Дженсон показал совсем неплохой результат, учитывая, что он ни разу до этого не садился в кокпит обновленного болида "МкЛарен". Вот только 9-е стартовое  место был в итоге заменено на старт с пит-лейна, поскольку британцу на машине поменяли элементы силовой установки (штраф с потерей 15 мест на старте), а потом еще и днище.
 
Понимая, что шансов на хороший результат при обычной стратегии у него нет, Дженсон решил сменить покрышки уже на втором круге, чтобы затем до финиша спокойно ехать, надеясь на сходы соперников  и выезды "сэйфети-кара". Уже на пит-лейне для британского чемпиона прозвучал тревожный звоночек: Паскаля Верляйна после аналогичного маневра команда "Уильямс" опасно выпустила на пит-лейне после смены шин. Немецкий гонщик едва не столкнулся с Баттоном, за что его наказали 5-секундным штрафом.
 
Как потом случилось, что по ходу гонки Дженсон и Паскаль опять оказались вместе, трудно сказать, но на 60-м круге их болиды все же нашли друг друга. Перед въездом в тоннель Верляйн слишком широко зашел в правый поворот, а Баттон, давно поджидавший такую оплошность со стороны соперника, чуть позже затормозил и успел просунуть нос своего болида в образовавшуюся щель (пилоты называют ее "калиткой"). 
 
Все бы ничего, и обеим машинам хватило бы там места, если бы Верляйн только мог предположить или хотя бы предугадать такой маневр опытного и именитого соперника. И тогда оба красиво входили бы в туннель, напомнив былые лихие времена, когда обгоны совершались даже в этом скоростном и полностью закрытом от глаз зрителей месте. Но Паскаль просто не видел машину "Баттона". Свернув на апексе поворота вправо, гонщик "Заубер" просто подставился под колесо "МкЛарен". Швейцарский болид взметнулся вверх и, долетев в вертикальном положении до отбойников, просто "прилип" к ним. Я не припомню такой зрелищной аварии ни в Монако, ни на других автодромах. Благо все обошлось без печальных последствий, и возможно без дополнительных травм для немецкого пилота. Хотя несколько минут, которые он провел в машине, пока ее маршалы пытались сначала поставить на колеса, а потом поднять краном, были весьма тревожными. Паскалю откровенно повезло, если, конечно, доктора признают его послеаварийное состояние допустимым для продолжения гонок через две недели. 

Макс Ферстаппен был удивлен и сильно расстроен успехом своего напарника
 
Итак, попытка отчаянного обгона завершилась зрелищной аварией, в которой  Дженсона стюарды признали виновным, вписав ему в анкету полагающееся наказание в виде потери трех мест на старте следующей гонки. Самое смешное, что Баттон, по его словам, уже точно не собирается больше возвращаться в Формулу-1, отдав предпочтение свободному времяпровождению и своим иным кроме автоспорта увлечениям. Так что, по сути, "лебединая песня" британского чемпиона из-за этого инцидента, была исполнена с "легкой фальшью" в голосе, и к тому же недопетой до последнего куплета. То есть заключительная гонка в карьере, которую провел в воскресенье Дженсон Баттон, явно прошла не так, как этого ожидал он сам и тысячи британских болельщиков, приехавших поддержать своего кумира.   
 
P.S. Кстати сказать, Фернандо Алонсо был признан лучшим новичком гонки "Инди-500". В квалификации испанец показал 5-й результат, а по ходу самой гонки даже вышел в лидеры, несколько кругов ведя за собой пелотон под одобрительный гул нескольких сотен тысяч болельщиков на трибунах автодрома в Индианаполисе. Правда, за 20 кругов до финиша его мотор "Хонда" сгорел (до боли знакомые обстоятельства, связанные с моторами "Хонда" и именем Алонсо, не правда ли?), вынудив сойти испанца с дистанции. Но тот факт, что победу в "Инди-500" одержал напарник Фернандо по команде, Такумо Сато, действительно подтверждает прогнозы, что у испанского чемпиона были большие шансы на победу в его дебютной гонке американского чемпионата.  
 

фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter