Источник: Знамя юности
Знамя юности

Судебные эксперты рассказали, как исследуют наркотики, можно ли подделать почерк и кто такие люди-химеры

Момент истины

В управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области проводится более 120 видов и подвидов экспертиз. Корреспондент «Знаменки» заглянула в микроскоп на генетической экспертизе, узнала, как расшифровывают код ДНК и кто такие люди-химеры. А еще увидела пулегильзотеку у баллистов и убедилась, что подделывать чужой почерк бесполезно. 

Один генотип на двоих и два на одного

Благодаря отделу судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз раскрываются громкие преступления прошлых лет. Один из примеров – убийство женщины-предпринимателя в ее квартире в Бобруйске. Преступника вычислили спустя 20 лет с помощью повторного исследования биологических следов на окурке и обрывке веревки. Судебные эксперты дали зацепку оперативникам: следы происходят от родственника по мужской линии одного из проверяемых лиц. В результате следователи нашли убийц, ими оказались сын сотрудницы жертвы и его приятель. 

Начальник отдела Мария Драница пришла работать в 2008-м, когда начали проводить генетические экспертизы:

– Уровень нашего оборудования соответствует многим европейским лабораториям. Раньше, чтобы выделить ДНК, необходимо было гораздо большее количество биоматериала. Это кровь, слюна, ткани, семя, волосы и не только. Сейчас для получения результата достаточно всего десятка клеток. 

Мария Драница – профессионал  в расшифровке «генетических отпечатков»

Для справки. ДНК, или дезоксирибонуклеиновая кислота, содержит генетическую информацию, унаследованную от предков. ДНК-идентификация основана на уникальности последовательности нуклеотидов ДНК каждого человека, своеобразного «генетического отпечатка», остающегося индивидуальным и неизменным на протяжении всей жизни. Однако, прежде чем определить генотип человека по биологическим следам, их еще нужно отыскать, рассказывает Мария Драница:

– Был случай, когда мы две недели под микроскопом искали биоматериал на грязном ковре, изъятом на месте преступления. По каждому подозрительному пятнышку предстояло сделать вырезки, окрасить специальным составом, положить на стекло и изучать под микроскопом каждый сантиметр, а образцов сотни. Ведь если эксперт пишет вывод, что биологический материал не обнаружен, он должен быть более чем уверен в этом. Потому что за каждым его словом – обвинение либо оправдание человека. 

Биологические следы судебные эксперты обнаруживали даже на свиных ребрышках: убийца наследил во время трапезы. А когда другой преступник был уверен, что стиральная машина уничтожила следы крови жертвы на его одежде, эксперты, распоров швы, обнаружили улики. 

Генотип каждого человека уникален. Однако есть исключение – однояйцевые близнецы, набор хромосом у них абсолютно идентичный, говорит специалист: 

– В качестве вещдока нам был предоставлен ремень от ружья, речь шла о браконьерстве. Генетические характеристики совпали с генотипом двоих братьев-близнецов. А значит, следы мог оставить либо один, либо второй, либо оба. 

Около двух тысяч экспертиз в год, из них почти пятая часть – по установлению отцовства. По определению суда инициаторы чаще женщины: цель – алименты. А вот в частном порядке больше обращаются мужчины и их матери за «тестом на измену». К слову, в каждом пятом-шестом случае сомнения в отцовстве подтверждаются.

Еще очень редкое и интересное явление – химеры, интригует Мария Драница:

– Иногда в организме человека встречаются клетки с разным генотипом. Одна из причин – пересадка костного мозга. Недавно к нам обратилась мать, пожелавшая установить отцовство. Первоначальный результат экспертизы был неожиданным: предполагаемый отец им является, а вот сама женщина ребенку как будто не мать. Выяснилось, что в детстве ей пересаживали костный мозг, а мы получили результат клеток ее донора. 

ВОПРОС 

– Какой самый распространенный миф в отношении генетических экспертиз?

– В одной телепередаче при установлении отцовства либо материнства у героя берут соскоб с внутренней стороны щеки и спустя считанные минуты оглашают результат экспертизы. На самом деле процесс занимает гораздо больше времени. А когда в телесериалах показывают, как якобы в лабораториях судебные эксперты вместе с сыщиками жуют бутерброды, обсуждая улики, это делается, видимо, чтобы оживить сценарий, ведь смотреть на стерильную лабораторию, закрытую для посторонних, куда скучнее.

Пальцы говорят

В отличие от генотипа отпечатки пальцев неодинаковы даже у однояйцевых близнецов. С помощью сканера эксперт Могилевского межрайонного отдела ГКСЭ Владислав Сурин снимает у меня отпечатки пальцев и ладоней. Результат – дактилоскопическая карта. Судебный эксперт показывает, что узоры на подушечках пальцев состоят из дуг, петель и завитков:

– Узор папиллярных линий формируется еще в утробе матери. Рисунки на пальцах не повторяются. 

С помощью сканера Владислав Сурин снимает отпечатки пальцев

В областной базе управления ГКСЭ около миллиона дактилоскопических карт: в бумажном и электронном форматах. На месте происшествия специалист выявляет следы с помощью специального порошка, а потом изымает их, используя дактилоскопическую пленку либо скотч. Также эксперт может сделать смартфоном фотоснимок следа и в режиме реального времени отправить для сверки. Загрузив отпечаток в программу, эксперт расставляет на нем десятки точек. Ориентируясь на них, программа ищет похожие образцы по дактилоскопической базе. Но машина выдает только рекомендательный список отпечатков, совпавших с исходным узором по максимальному числу признаков. Решить задачу до конца способен только сам эксперт. 

Но для начала «пальчики» необходимо обнаружить на месте преступления.

– Нужно представить себя на месте злоумышленника, – раскрывает профессиональные секреты Владислав Сурин. – А как бы я, скажем, открывал эту дверь? Был такой случай у моих коллег: следы преступника обнаружили на уличном турнике, а тогда стоял мороз. Вряд ли злоумышленник думал, что эксперт заглянет и туда. 

ВОПРОС 

– Можно ли определять характер человека по линиям на ладонях рук?

– Хиромантия не является наукой, к криминалистике не имеет никакого отношения. 

Я к вам пишу…

Государственный судебный эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов Екатерина Ткачева добавляет к списку уникальных особенностей каждого человека почерк. Ее специализация – почерковедческая экспертиза. 

Специализация Екатерины Ткачевой – почерковедческая экспертиза

Помните сцену допроса Фокса Шараповым из фильма «Место встречи изменить нельзя», когда преступник пишет под диктовку текст, чтобы сыщики использовали в оперативных действиях его почерк? Узнать знакомый почерк легко, а подделать даже автограф из пары знаков, чтобы эксперт не заметил подвох, невозможно.

Екатерина Ткачева демонстрирует образцы оригинала и подделки в увеличенном виде и указывает на «десять отличий»:

– Внешне схожесть есть, но почерк связан с автоматизмом движений. Подражатель не знает, где вы делаете нажим, с какой точки ускоряете темп письма. Опытным глазом замечаешь маркеры, значит, с подписью что-то не так. Но внутреннего убеждения эксперта недостаточно. Начинаешь исследовать под микроскопом, сканируешь и прогоняешь через специальные приборы: свой вывод нужно обосновать.


Оказывается, по почерку эксперт способен определить пол, примерный возраст и некоторые особенности выполнения записи в необычных условиях. Почерк меняется в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а еще при сильном волнении. При исследовании предсмертных записок задача эксперта – установить психоэмоциональное состояние в момент написания. Екатерина Ткачева продолжает:

– К нам обращаются люди и в частном порядке. Скажем, заявитель уверяет, что его подпись подделали в каком-то документе и просит выдать экспертное заключение. Автоподлог, когда человек намеренно меняет свой почерк, тоже вычисляется. Некоторые злоумышленники надеются, что если будут писать печатными буквами, то их почерк не распознают. Но автоматизм движений всегда возьмет свое.

ВОПРОС 

– А характер или способности можно определить по почерку?

– Связь между почерком и характером личности изучает графология, однако она считается псевдонаучным учением. Мы же, эксперты, пользуемся только научно обоснованными методиками.

Смертельная формула

Знакомство с экспертизой наркотических средств начинаем с «куклы»: так на жаргоне наркосбытчиков называют упаковку с закладками. Для экспертов – вещество неизвестного происхождения. В нашем случае – пакет весом в два килограмма. По оценке экспертов, не одна сотня доз. Только с начала года здесь провели около 200 экспертиз и исследовали более 700 объектов.

Стаж главного эксперта управления специальных экспертиз Павла Баркова более 20 лет: 

– В республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю, более 700 наименований. И этот «черный список» обновляется на опережение: наши специалисты мониторят «новинки» в соседних странах и сразу вносят в перечень. Когда новый психотроп впервые обнаруживают в нашей стране, он уже значится в списке, за его незаконное хранение наступает уголовная ответственность. Кроме этого, в белорусском антинаркотическом законодательстве есть такие понятия, как «аналоги наркотических средств, психотропных веществ» и «базовая структура», что позволяет в короткие сроки устанавливать контроль над любыми новыми наркотиками.

Стаж Павла Баркова более 20 лет

Маска, перчатки, белый халат. Первая задача эксперта – подобрать единственно верный способ, чтобы из исследуемого порошка, таблеток, растений, приспособлений для употребления наркотиков, смывов с рук извлечь искомые вещества. Пробы исследуются с помощью аналитического прибора хромато-масс-спектрометра, но окончательный вывод о наличии наркотика делает эксперт, а не машина. 

ВОПРОС 

– Если попробуешь один раз, то не будет ни вреда, ни привыкания? 

– Человек никогда не знает, как отреагирует его организм на введение неизвестного вещества: возможны передозировка и смертельное отравление, психоз, во время которого может произойти несчастный случай. Нельзя точно спрогнозировать реакцию организма на вещества, которые априори оказывают возбуждающее или угнетающее действие на центральную нервную систему.

Документы, деньги, два ствола

Сомнительная купюра не всегда фальшивая. Старший эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов Сергей Быков демонстрирует последнее поступление: 

– Кассир в обменнике валют засомневалась в подлинности долларовой банкноты, а выяснилось, что напрасно. В распоряжении судебных экспертов специальная база данных, содержащая подробное описание элементов защиты и способов печати. Есть отдельная категория «суперподделок» долларов: способы печати там воспроизведены, но эксперт все равно распознает фальшивку по некоторым признакам.

Сергей Быков фальшивую купюру видит насквозь

Хорошая новость: белорусские денежные билеты имеют достаточно высокую степень защиты, их редко подделывают. По данным Нацбанка, за 2022 год выявлено 12 билетов, семь из которых номиналом 50 рублей.

Сергей Быков называет топ-3 подделок, с которыми имеет дело при судебной технической экспертизе документов. После денежных билетов следует все, что связано с транспортными средствами: свидетельства о регистрации, водительские удостоверения. На третьем месте – внесение изменений в документы: дописки, подчистки, травления. Тайное моментально становится явным, как только эксперт помещает такое «художество», например продленный самому себе больничный или медицинскую справку, в специальный прибор. Он оснащен различными источниками света, в том числе ультрафиолетовым и инфракрасным: все изменения начинают отсвечивать. 

Уникальны, оказывается, не только люди, но и… пули. На них отображаются особенности канала ствола, и в итоге получается специфический «узор» наподобие отпечатков пальцев. Благодаря этому криминалисты могут определить, из какого оружия стреляли. Как и для отпечатков рук, есть республиканская база – пулегильзотека. Но, как оказалось, собираются в ней выстреленные пули в электронном виде. Путем круговой съемки получается развернутая плоская картинка. 

Главный эксперт отдела криминалистических экспертиз Павел Осипов знакомит с оборудованием баллистической лаборатории. Установки для отстрела огнестрельного оружия и патронов, универсальный баллистический комплекс, система дистанционной стрельбы, бронежилеты. Все эти меры безопасности оправданы: на экспертизу попадают и самострелы, и пролежавшие десятки лет в земле раритеты. Специалист рассказывает:

– Самодельно изготовленные оружие и патроны – самые опасные объекты для баллиста. Судебный эксперт не знает, насколько прочна конструкция, чем заряжена и не разорвется ли в руках при выстреле. 

Павел Осипов: 
– Двух одинаковых пуль не бывает

Какое только оружие ни проходило через эту лабораторию! И кремниевые мушкеты, которые использовались еще в царской армии, и редкое гладкоствольное ружье, изготовленное в XIX веке немецким оружейником-штучником.

У музеев и патриотических клубов наибольший интерес вызывает «оружие Победы» времен Великой Отечественной войны. Такие экспонаты должны быть приведены в состояние, исключающее возможность выстрела. 

БУДЬ В КУРСЕ!

Дни открытых дверей в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области проводят регулярно, в первую очередь для школьников. Согласимся, увидев возможности судебных экспертов, даже сама мысль, что можно не оставить следов, преступая закон, несостоятельна. 

КСТАТИ

У человека могут отсутствовать папиллярные узоры рук, если он страдает редким генетическим заболеванием адерматоглифией.

kukshinskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter