Молоко – продукт отечественный. Беларусь планирует нарастить молочные поставки в Россию в 1,5 раза.

Для осуществления таких планов представители двух стран уже сейчас рассматривают возможность объединения производителей Беларуси и России для реализации согласованной маркетинговой политики. Как это может отразиться на рядовых покупателях?

За последние пять лет объем производства молока в Беларуси вырос почти в полтора раза. Этому способствовали масштабные государственные вливания в сельскохозяйственный сектор. В итоге в стране за год на душу населения даже без учета личных подворий граждан производят более 600 кило-
граммов молока.
Очевидно, что для внутреннего рынка Беларуси это много. Ведь вряд ли можно представить себе, что каждый житель страны от мала до велика будет ежедневно потреблять в том либо ином виде по два литра молока. К тому же и общепризнанная оптимальная медицинская норма – около 350 кило на душу в год, или менее 1 кило-
грамма в сутки.
Поэтому Беларусь и наращивает молочный экспорт. Если в 2000 году страна отправляла зарубежным потребителям около 17% молочной продукции, то в 2010-м – более 50%, а еще через пять лет, если планы реализуются, эта доля может вырасти почти до 60%.
Львиная доля молочного экспорта (более 70%), как предполагается, и в дальнейшем будет приходиться на Россию. Но при этом значительная часть продукции, как рассчитывают в правительстве, будет востребована и на рынках дальнего зарубежья.
И на первом, и на втором направлениях, как полагают эксперты, без сотрудничества с российскими коллегами не обойтись. Ведь, с одной стороны, российские заводы заинтересованы в белорусском сырье, а с другой – для успешного продвижения белорусской продукции на рынках России и дальнего зарубежья необходимы значительные инвестиции, укрупнение производственных мощностей. В том же Евросоюзе слишком активно лоббируют интересы собственных молочников, чтобы даже нынешние крупные белорусские предприятия могли в одиночку пробиться на этот рынок.
Представители Беларуси и России, похоже, уже созрели для взаимодействия. «Планируемый первоначальный объем реализации молочных продуктов – 1 миллион тонн в год в пересчете на сырое молоко», – сообщили эксперты по итогам рабочей встречи в Минске. Как предполагается, ряд российских и белорусских заводов учредят объединенную компанию, которая будет иметь единый бренд, общую маркетинговую и рекламную стратегию на рынке СНГ.
Некоторые экономисты опасаются, что такое сотрудничество может стать скрытой формой передачи части белорусского молочного производства в руки российского бизнеса. Возможно, это и так. Но вся мировая экономика пронизана трансграничными компаниями. К тому же 1 миллион тонн, даже если весь этот объем будет получен от белорусских коров, – это не более шестой части общего объема производства в стране. В результате сотрудничества белорусские производители могут рассчитывать на гарантированный доступ на рынок России определенного объема продукции.
На пути молочного взаимодействия двух стран придется решить немало и других вопросов. Например, какую цену будут готовы заплатить стороны за сотрудничество. В частности, руководство Беларуси неоднократно давало понять, что за бесценок отдавать молочные комбинаты не будет. Ведь в их техническое переоснащение за последние годы были вложены значительные средства.
Еще один вопрос, который волнует прежде всего потребителей, касается конкуренции. В последние годы, как бы директора белорусских заводов ни призывали чиновников разделить между предприятиями молочный рынок Беларуси по регионам и ассортименту, определить каждому производителю его нишу, всем приходилось активно работать. Это способствовало расширению ассортимента товаров, повышению качества и сдерживанию роста цен.
Укрупнение белорусских молочников происходило и прежде. За счет объединения производственных мощностей – например, с участием брестского «Савушкиного продукта» и гродненского «Молочного мира» – количество молочных предприятий в стране уменьшилось. Но если на рынке появятся молочные гиганты, не приведет ли это к завышению цен, монополистическому сговору?
Как бы там ни было, но бело-русская молочная отрасль в любом случае должна развиваться, наращивать глубину переработки сырья. И российские инвестиции могут прийтись очень кстати. На три белорусских предприятия уже пришла российская компания «Юнимилк», были созданы совместные производства. Пока не все идет гладко. Это нужно учесть при дальнейшем взаимодействии молочников двух стран.
Очевидно, что наращивание объемов молочного экспорта для Беларуси – один из способов снижения отрицательного внешнеторгового сальдо. Но вместе с этим, обращают внимание производители молока и медики, следует позаботиться и о стимулировании внутреннего спроса. Ведь только за последние десять лет, по некоторым оценкам, объем потребления молочных продуктов в Беларуси уменьшился примерно на 40 процентов. В итоге средний белорус потребляет молочной продукции меньше не только, чем в Евросоюзе, но и в России и на Украине.
В фастфудных США в свое время даже выделяли государственные средства на популяризацию молока, задействовали в этом известных актеров, музыкантов. Возможно, и нашим странам пришло время крутить по телеканалам не рекламу пива и чипсов, а кефира, творога и молока?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter