Тема свободного ценообразования на молочное сырье обсуждалась во время поездки Президента в Чечерский район

Молоко не убегает

Тема свободного ценообразования на молочное сырье обсуждалась во время поездки Президента в Чечерский район
Впервые тема свободного ценообразования на молочное сырье предметно обсуждалась во время недавней поездки Президента в Чечерский район. Несколько дней спустя уже в Белыничах было принято решение. Александр Лукашенко распорядился провести эксперимент в Могилевской области. Пусть производители молока и переработчики сами договариваются об условиях сотрудничества. На новых условиях работа строится уже более недели. Что изменилось во взаимоотношениях субъектов хозяйствования?



Новая форма подразумевает отнюдь не примитивный торг, кто больше заплатит, того и сырье. Речь идет о расширении и укреплении сырьевых зон. Когда молокозавод активно участвует в их развитии: выделяет средства на модернизацию комплексов, закупку скота и прочие мероприятия. Если переработчик гарантирует участие собственными средствами в развитии молочного скотоводства в хозяйстве, его руководителю впору задуматься. Быть может, лучше получить сегодня за молоко чуть меньше, но завтра отдача будет многократно большей. Есть в этой ситуации еще один большой плюс. Бремя забот о развитии сырьевых зон с плеч государства перекладывается фактически на переработчика. Тандем завода и сельхозпроизводителя сам решит, каким путем идти к увеличению производства. Это теория. А что на практике?

Более 80 процентов молока в Могилевской области покупают предприятия холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка». Оставшиеся объемы почти поровну делят между собой ОАО «Молочные горки» и ОАО «Шкловский маслодельный завод». Специалисты не думают, что произойдет коренная трансформация рынка. Большая часть производителей молока в долгах перед переработчиками. «Бабушкиной крынке», например, сельхозкооперативы должны более 150 миллиардов рублей. Горецкому и шкловскому заводам — примерно по 20 миллиардов. Чтобы производителю молока сменить бизнес–партнера, придется для начала рассчитаться. Что для большинства просто нереально. А вот те немногие, кто долгов не имеет, явно в выигрыше.

У республиканского унитарного предприятия «Учхоз БГСХА» самое большое дойное стадо в Горецком районе — 2,5 тысячи голов. Руководитель Николай Блохин настроен оптимистично:

— Сегодня 75 процентов получаемого молока мы продаем «Бабушкиной крынке». Остальное — «Молочным горкам». Но сейчас наш местный переработчик говорит о том, что готов нам платить за литр на 200 рублей больше. Причем для начала. Если это не просто слова, то мы готовы продавать все наше молоко «Молочным горкам». Другой вопрос, что такую вот свободу выбора в Горецком районе, кроме нас, может позволить лишь еще одно сельхозпредприятие.
Председатель Быховского райисполкома Дмитрий Калеев считает, что от добра добра не ищут:

— Сегодня «Бабушкина крынка» вкладывает колоссальные средства в реконструкцию комплексов района. Станут наши производители бегать от одного переработчика к другому, работы остановятся. Никому на пользу это не пойдет.
Что говорят сами переработчики? В «Бабушкиной крынке» комментировать начало эксперимента пока воздерживаются: мол, «рано, мы в начале длинного пути».

А вот директор ОАО «Молочные горки» Валентина Циркунова не думает, что вдруг и сразу произойдут какие–то глобальные перемены:

— Мне кажется, сырьевые зоны как были закреплены за производителями, так и останутся. СПК и переработчики связаны договорами на поставку сырья. И никто разрывать их не будет. Мы не только покупаем молоко. Еще участвуем в реконструкции комплексов, помогаем хозяйствам покупать скот. В общем, делаем все, чтобы объемы производимого молока увеличивались. Начало эксперимента заставило нас задуматься, как эту работу активизировать. Кое–какие наработки уже есть.

Валентина Васильевна не скрывает, что повышение закупочных цен делает менее выгодным производство социально значимой молочной продукции. Потому, мол, неплохо было бы отпустить на нее цены. Однако резкого повышения стоимости «молочки» в магазинах ожидать, скорее всего, не стоит. Чтобы повысить рентабельность, многие производители давно идут на определенные уловки. Например, вместо «молока пастеризованного» определенной жирности, цена которого не может превышать определенной суммы, выпускают «молоко пастеризованное, обогащенное кальцием» либо витаминизированное. Немного другая технология приготовления и название продукта позволяют устанавливать свободные цены. И они, как видно, не заоблачные. Конкуренцию не обманешь...

Есть еще один деликатный аспект эксперимента. Сложно дать гарантию того, что нечистый на руку руководитель хозяйства не станет продавать молоко тем, кто предложит за сотрудничество дополнительное «вознаграждение» — в конверте. Как этого избежать? Генеральный директор Могилевского государственного объединения «Мясомолпром» Владимир Богданов уверен, что главное — контроль:

— Увидим, что колхоз продает молоко переработчику, а тот ни копейки не вкладывает в развитие сырьевой зоны, сразу заинтересуемся, что за этим стоит. И проштрафившемуся начальнику мало не покажется, будьте уверены.
Эксперимент только начался. Окончательные итоги подводить пока рано. Но, общаясь с руководителями СПК и молокозаводов, увидел: они, не дожидаясь команды или помощи от государства, сами начинают думать, как увеличить объемы выпускаемой продукции. Фактически становятся более самостоятельными хозяевами. Уже это дорогого стоит...

sb_m@mail.ru

Советская Белоруссия №138 (24521). Четверг 24 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter