“Молодым зрителем востребовано патриотическое кино”

Об успехах и неудачах, перспективах и направлениях развития белорусского кинематографа наша беседа с председателем Белорусского союза кинематографистов Юрием ЦВЕТКОВЫМ

— Говоря о том, что пользуется успехом на экране, надо понимать, что у телевизионного и киноэкрана совершенно разная аудитория и зрительские интересы. Телевизор, особенно не в прайм-тайм, смотрят в основном люди старше 40—50 лет. Поэтому часто телевизионный экран предлагает зрительской аудитории фильмы прошлых лет, а новое кино отбирается с учетом интересов старшего поколения. А вот в кинотеатрах сегодня преобладает молодежь. Отсюда — обилие боевиков, хотя в последнее время зрительский спрос на них в нашей стране падает.
— Отечественный зритель пока не избалован большим количеством белорусских фильмов...
— Это не совсем так. И на телевизионных, и на киноэкранах мы видим белорусское кино. В Беларуси выпускается 5—6 фильмов в год. Это, правда, совсем маленькая доля из 500 новых картин, ежегодно попадающих на наши экраны. Значит, надо делать очень хорошие фильмы, которые будут замечены.
— Значит, увеличения количества белорусских фильмов на наших киноэкранах не ожидается?
— “Брать количеством” у белорусских кинематографистов не получится. Завоевывать зрителя нужно качеством работ. Трудно соревноваться с российским кинематографом. Не говоря уже об американском, который, как известно, производит 75—80 процентов фильмов для аудитории вне США. Поэтому так много в голливудском кино пропаганды американской идеологии: в любом самом дешевом боевике зритель обязательно увидит на экране американский флаг и символику. Отечественный кинематограф может быть привлекателен своим психологическим подходом, национальными традициями. Например, фильм “Дикая охота короля Стаха” имел грандиозный успех в Америке. Владимир Короткевич и режиссер Валерий Рубинчик, талантливо перенесший удивительный исторический детектив на киноэкран, сумели донести до зрителя особенности нашей уникальной земли. Картина получила престижные призы в Лос-Анджелесе, Канаде, Швеции, Италии и многих других странах. Через этот фильм западный зритель по-новому открыл для себя Беларусь. Так же, как и через замечательный фильм “В августе 44-го”, патриотическую картину Еременко-младшего “Сын за отца”, над которой он работал совместно с белорусским режиссером Маргаритой Касымовой.
— А что, на ваш взгляд, хочет видеть на киноэкранах молодой зритель?
— В последнее время востребованы именно молодым зрителем картины патриотической направленности. Вспомним успех у российской и белорусской молодежи картины “Девятая рота”. А ведь это ультрапатриотический фильм. Дело в том, что сегодня тем же 16—25-летним надоело, когда на экранах славится только чужая земля, только чужие принципы, чужие подходы к жизни. Сегодня молодежь осознает: у нас есть свой, национальный менталитет, который совершенно не характерен для американцев и даже для наших ближайших соседей. Наша земля особая не только потому, что географически находится на перекрестке между Востоком и Западом, но еще и потому, что наши люди обладают своеобразной, уникальной ментальностью. И все то неповторимое, чем не похожи на других наша земля и наши люди, надо выводить на экран. В этом будет успех.
Сегодня зритель устал от насилия на экранах. На это указывает интерес к картинам Александра Ефремова “Поводырь” и “Дунечка”. Может быть, они не дали сногсшибательной кассы, но это глубоко нравственные картины. Посмотрев их, люди выходят из кинозалов успокоенные.
— Значит, нашему зрителю не нужны картины, снятые в жанре боевика?
— Я не сказал, что боевики не нужны. Замечательный фильм “Сын за отца” — тоже боевик. Но картина, снятая в этом жанре, должна апеллировать к тому доброму, что есть в душе зрителя. Сегодня в работе совместная российско-белорусская многосерийная картина, боевик “Майор Ветров” по сценарию Николая Чергинца. Тема афганской войны столько раз поднималась на кино- и телеэкране, что кажется исчерпанной. Но Николай Чергинец находит совершенно новый ход, который наверняка привлечет и молодую аудиторию, и зрителя среднего поколения. В своем сценарии автор ставит по разные стороны баррикады выпускников одного и того же военного училища, однокашников, которые учились у одних и тех же педагогов. Москвичи больше тянут в сторону боевика, белорусская часть съемочной группы — в сторону психологической картины. И, мне кажется, это сочетание может дать очень хороший результат.
“Беларусьфильм” часто называли “партизанфильмом”. Тема Великой Отечественной войны, казалось бы, уже полностью раскрыта нашими кинематографистами. И вот совсем молодой режиссер Мария Можар решает снять картину о Великой Отечественной войне — “Враги”. Ее трактовка войны настолько новая, нестандартная, что остается только поражаться, откуда такой глубокий взгляд на те события у совсем молодой девушки. Картина — о жизни матерей, жен, сестер и невест советских солдат, женщин, оставшихся на оккупированной фашистами территории. В деревню приходят оккупанты, и далеко не все из них — звери: есть какая-то часть немецкой интеллигенции. Первое время немцы пытаются не ссориться с мирным населением, не грабить, не принимать карательных мер. Но, какими бы ни были толерантными белорусы и лояльными завоеватели, противостояние между ними неминуемо. Мария Можар (она и сценарист, и режиссер) показывает внутренние, психологические истоки этого противостояния. Картина обязательно привлечет внимание молодого зрителя. Мы увидим ее уже в первом квартале следующего года.
— Если кинозалы посещает преимущественно молодежь, то, вероятно, именно молодым режиссерам легче завоевать эту аудиторию...
— Да, роль молодых, находящихся, так сказать, по ту сторону экрана, очень важна. Да и в целом “Беларусьфильм”, на мой взгляд, не испытывает недостатка в талантливых режиссерах. Если говорить о среднем поколении, это такие замечательные режиссеры, как Александр Колбышев, Андрей Кудиненко, это очень своеобразный, интересный режиссер Елена Трофименко, снявшая картину “Падение вверх”. Если говорить о младшем поколении, отмечу в первую очередь режиссера Александра Канановича, который создал смешную и трогательную, с ярко выраженным национальным колоритом комедию “Цвет любви”.
Сегодня белорусский кинематограф делает ставку на молодых. Позитивен и тот факт, что недавно создан Департамент по кинематографии, где работают люди, заинтересованные в поддержке всего нового, что есть в белорусском кино. Все это дает возможность белорусскому кинематографу динамично развиваться и радовать зрителя новыми фильмами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter