Ветеран Великой Отечественной Василий Климовских: молодые, вся жизнь впереди, чего же стонать, унывать?

Молодые, вся жизнь впереди, чего же унывать?

Как нам, наследникам Победы, быть достойными подвига прадедов?
Василию Акимовичу Климовских в январе исполнилось 92. Каждое утро он идет в киоск за свежей прессой. Читает без очков, зрение отличное. Как и память, хранящая все даты и географические координаты почти вековой истории.

Если рассказывать о войне, которую он прошел боевым офицером, получится книга. Повесть «Четырежды рожденный. От Сталинграда до Кенигсберга» о нем почти написана. У легендарного фронтовика хочется спросить о другом: как нам, наследникам Победы, быть достойными подвига прадедов? Лучше ветерана Великой Отечественной ответа никто не знает, и его заветы проверены жизнью.


– Я никогда не хандрил. Чувство юмора, умение видеть хорошее в людях помогали и на войне

Рассчитывайте на себя


– А для этого надо учиться и трудиться. В моем детстве начальные классы были за четыре километра от дома, средняя школа – за семь. Но за знаниями шли! Все хотели стать грамотными, чтобы строить лучшую жизнь. Помню, будит мать в два часа ночи: «Васька, вставай, в школу пора». Холодно, мороз, идешь один по лесу, песенки напеваешь, чтобы не так страшно было. В деревню заходишь – ни одного огонька еще не горит. Постучусь в окошко школы – сторож откроет, поругается, что рано пришел, но пустит. И пока уроки не начнутся, досыпаю свое под партой. А после занятий – снова семь километров пешком назад. Уроки сделаешь, и в кузницу – отцу помогать, бить огромной кувалдой по металлу. Так нас приучали трудиться.

В 14 лет окончил семилетку с отличием, и отец сказал: «Сынок, теперь сам решай, как быть. Но если пойдешь дальше учиться – рассчитывай на себя, помочь не сможем». Нас восьмеро в семье: пять сыновей и три дочки. Никаких обид и быть не могло. Поехал в Сарапул, с моим аттестатом зачислили без экзаменов в педучилище. Стипендия маленькая. А надо кроме еды еще и одеться. Так вот что мы, мальчишки, делали? Ездили на Каму, разгружали баржи с гречкой, таскали мешки выше нас ростом на машину, везли на крупорушку, а потом очищенное зерно загружали обратно на баржу. Нам неплохо платили, да еще и разрешали набивать гречкой карманы. Мы сдавали ее в столовую, где за это бесплатно кормили обедом. Стипендии и подработки хватало, чтобы месяц прожить. И еще оставалось на «Дунькину радость» – карамельки-подушечки. Никаких пить-курить мыслей не было. А когда собрал немного денег, справил себе костюм, брезентовые туфли, фуражку. Приехал после 1-го курса домой на каникулы настоящим франтом. Отец похвалил: «Вот видишь, труд дает все».


В свои 92 Василий Акимович читает без очков

Будьте патриотами


– Выпускной в педучилище был в ночь с 21 на 22 июня 1941-го. На берегу Камы до рассвета танцевали, пели песни. А когда вернулись домой, узнали, что началась война. В девять утра все мы стояли в военкомате, рвались на фронт. Молодежь стремилась попасть в армию, чтобы защищать Родину. Правда, меня в тот день не взяли – 18 не было.

Поехал в Ижевск педагогом начальной школы № 13. Учил детей, тетрадки проверял. А сердце болело: товарищи защищают Родину, а я отсиживаюсь в тылу. Снова пошел к военному комиссару проситься на фронт. Хоть и было мне только 17, в военкомате пошли навстречу – направили в Казахстан в Гурьевское военное пехотное училище, эвакуированное из Одессы. Курсанты – мои сверстники, но не боялись ничего. Через 10 месяцев всем присвоили звания лейтенантов и бросили в самое месиво – под Сталинград. Однажды между тяжелыми сражениями мы были в окопе, а все вокруг завалено трупами. А надо наступать дальше, приказ командира – взять высоту. Я выстроил пехотную роту и спрашиваю: «Кто желает пойти сам?» Все как один из строя сделали шаг вперед. Любовь к Родине была превыше всего. Откуда это берется? Так воспитаны. В ту ночь удалось подойти вплотную к вражеским окопам, взять фашистов в плен и обойтись без единой жертвы. За что мне присвоили орден Великой Отечественный войны I степени.


Никогда не хандрите


– У Островского прочел: «Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы». С этим девизом и шел. На войне спасали чувство юмора, умение находить положительное в плохом. Например, нас вши заедали. Солдаты придумали игру «Вшанка». Брали лист бумаги, на нем рисовали большой круг, в центре – маленький круг и четыре отверстия. В каждое из них ставили свою вошь. Чья быстрее перейдет линию большого круга, тот и победил. Немцы не знали, как от паразитов избавиться, а мы еще и юморили. А смех прогоняет стресс. Конечно, все это – только в обороне, во время наступления не до шуток было.

Сто раз говори, что все плохо – и лучше не станет. Не было в нашем детстве даже электричества, но находили радость во всем. В рыбалке с отцом, чтении при керосиновой лампе. На печке-буржуйке чипсы сами делали: нарежем тонко картошку, положим на огонь – получалось вкусно. Вот это счастье! Сами себя настраивали на хорошее. Молодые, вся жизнь впереди, чего же стонать, унывать?

Василий Акимович Климовских

Заслуженный ветеран, полковник в запасе. Родился 6 января 1924 года в удмуртском городе Камбарка. Офицером прошел войну от Сталинграда до Кенигсберга, освобождал Россию, Украину, Белоруссию. Много раз был в шаге от смерти. Победу встретил в Риге начальником штаба батальона 87-го гвардейского стрелкового полка 29-й гвардейской стрелковой дивизии. Оставался в строю и в мирное время, служил в пограничных войсках. В 1969 году полковником уволился в запас и с семьей переехал в Минск, где более 20 лет отработал в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства. На мундире офицера-фронтовика – ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Красной Звезды и более 20 медалей за боевые заслуги. Вместе с женой (умерла пять лет назад) прожил 59 лет. Вырастил дочь, внуков и правнуков.

Фото автора, vsr.mil.by, kgb.by, inistra.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter