В этом году на анимационный конкурс Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» было подано 438 заявок. Очевидно, что анимация становится все более популярной. О тенденциях и трендах и о развитии мультипликации в целом мы побеседовали с программным директором конкурса анимационных фильмов Константином Андрюшечкиным.
— Анимационно‑документальный фильм «263 ночи» режиссера Ирины Тарасовой. Я там был сценаристом, исполнительным продюсером, монтажером, аниматором и много кем еще. Фильм получил серебряную награду на «Золотом Витязе», участвовал в конкурсной программе знаменитого российского кинофестиваля «Киношок». Еще я являюсь автором сценария анимационного фильма «Лучшее место на свете», который получил множество наград во всем мире. Точное количество стран, где его показывали, трудно назвать.
— Пока еще рано говорить о программе кинофорума «Лiстапад», но предварительно: какие интересные мировые новинки смогут увидеть белорусские зрители?
— Мы планируем показать анимационные фильмы с «Берлинале» (Берлинский международный кинофестиваль. — Прим. ред.), Венецианского кинофестиваля, «Сандэнса» (Национальный американский кинофестиваль независимого кино. — Прим. ред.) и других крупных мировых киносмотров, а также профильных анимационных фестивалей, проходящих в Анси, который считается «анимационными Каннами», Варне, Оттаве, Лондоне, Загребе.
Поскольку анимация — это всегда кино экспериментальное, у нас из поданных заявок до 80 процентов — творения молодых авторов. Конкретно наш фестиваль не делит фильмы на студенческие, дебютные или профессиональные. Главный критерий отбора — высокая художественная ценность, оригинальность идей и мощная драматургия.— Какие тренды и тенденции сегодня актуальны в анимации?
— Сейчас самый главный тренд — смешение стилей, техник и технологий.То есть современные аниматоры не выбирают между 3D или 2D‑анимацией, рисованной техникой или перекладкой, кукольной анимацией или «эклером» (техника, при которой фильм создается путем покадровой перерисовки отснятой кинопленки с настоящими актерами и декорациями. — Прим. ред.), а просто берут из богатой палитры технологий сразу несколько и используют в своем фильме для достижения необходимого визуального стиля и драматургического эффекта. Часто даже трудно понять, каким способом снят конкретный фильм.
— Постоянно развиваются технологии, появляются новые программы… Как быть в курсе всех новинок, где этому учиться? Или стоит придерживаться каких‑то своих методик и работать в привычных программах?
— Технологии и программы — это, конечно, прекрасно. Обучаться им можно и самостоятельно по учебникам и видеоурокам, и на онлайн‑курсах. К сожалению, у нас в стране еще не введены обновленные профессиональные стандарты в области анимации и специалистов‑аниматоров «среднего звена» в государственных учебных заведениях пока не готовят. Кто‑то учится сам, кто‑то в России.
Но на самом деле технологии — это не главное. Важны хорошая интересная идея, грамотный сценарий, талант и желание показать и рассказать что‑то людям. Сначала надо определиться, что снимать и зачем это надо, а уже потом — чем и как снимать.— Сейчас популярен формат сериалов, когда герой сквозной, но с ним в каждой серии происходит какая‑то своя история. Есть ли подобные проекты в нашей стране?
— Чтобы создать многосерийный фильм сразу целиком, нужно запускать его именно как сериал и снимать несколько серий внахлест одновременно несколькими режиссерами. Такой способ производства у нас пока только на этапе предложения.
— Как вы считаете, будущее анимации за более реалистично созданными персонажами или за какими‑то фантастическими существами?
— В начале 2000‑х годов аниматоры, предпочитающие технику 3D‑анимации, ставили себе сверхзадачу сделать персонажей как можно более похожими на живых людей. Было предпринято много попыток, но оказалось, что достичь полного реализма очень и очень сложно. Самые близко подобравшиеся к реализму анимационные персонажи вызывали эффект «зловещей долины» и начинали пугать своим видом. Или же преодолевали планку реализма и сразу переходили в гиперреализм. Из‑за этого самые известные анимационные студии мира — Pixar и DreamWorks — отказались от реалистичной анимации и производят только фильмы со стилизованными «мультяшными» персонажами. Сейчас все немножко сдвинулось с этой точки и уже можно найти некоторые (пока еще короткометражные) проекты, где стало сложно определить, мультфильм это или живые съемки. Например, некоторые серии из альманаха «Любовь, смерть и роботы».
— Уже сейчас искусственный интеллект пишет книги, нейросети делают ведущих для телепрограмм… Какова вероятность, что мультики тоже будет рисовать искусственный интеллект, и не останутся ли аниматоры без работы?
— ИИ — это очень мощный вспомогательный инструмент. И он может сократить много времени работы художников, сценаристов и других профессионалов. К примеру, на одном из последних проектов нашей студии — «Тошка и его друзья. Дополненная реальность. Перезагрузка» — мы использовали искусственный интеллект для помощи в подборе стиля персонажа‑робота. Он выдал нам сотню изображений. Пересмотрев их, художник‑постановщик нарисовала своего персонажа. Он не был похож на сделанных нейросетью, но эти картинки помогли его создать. То есть ИИ стал вспомогательным инструментом. Есть, конечно, художники и аниматоры, которые позиционируют себя как работающие исключительно с помощью ИИ, но эти проекты пока еще слишком своеобразные и «машинные». При отборе фильмов для фестиваля нам попал на селекцию один из достойных представителей такого подхода. Мы даже сначала собирались взять его в программу, но позже передумали, так как фильм снят на основе местной городской истории, которая вряд ли будет интересна большинству зрителей.
— У каких белорусских аниматоров молодым талантам стоит брать уроки мастерства?
— Во‑первых, два белорусских кинорежиссера прямо сейчас преподают в наших вузах. Это мэтр детской анимации Александр Ленкин и заслуженный деятель искусств Беларуси Игорь Волчек.
Во‑вторых, двери студии анимационных фильмов «Беларусьфильма» всегда были и будут открыты для молодых специалистов: художников, аниматоров, режиссеров. Новое руководство киностудии делает ставку на молодое поколение аниматоров.И это себя оправдывает: несколько человек из числа талантливой молодежи, ранее не имевшие режиссерского образования, прошли обучение на студии и сняли свои дебютные проекты. Начинающим аниматорам действительно есть у кого учиться. И у обладателя главной российской кинопремии «Золотой орел» Елены Петкевич, и у Татьяны Кублицкой, и у Ирины Тарасовой, стараниями которой белорусские аниматоры стали первыми, кто обратился к тематике Великой Отечественной войны. Для справки: только за 2021 — 2022 годы анимационные фильмы производства Национальной киностудии «Беларусьфильм» приняли участие более чем в 70 кинофестивалях более чем в 30 странах мира, где завоевали свыше 30 наград.
СПРАВКА «СБ»
Константин Андрюшечкин — сценарист, аниматор, монтажер и компоузер более чем 30 проектов. Дебютировал в качестве кинорежиссера в проекте «Мемориальные комплексы Беларуси». Ряд фильмов, где Константин Андрюшечкин выступал в качестве сценариста, удостоен международных наград. Второй год является программным директором конкурса анимационных фильмов Минского международного кинофестиваля «Лiстапад».
poloyko@sb.by
Фото из личного архива.