Молодые капитаны

В летнюю страду за штурвалы комбайнов садятся даже студенты — это реальная возможность самостоятельно заработать деньги

В летнюю страду за штурвалы комбайнов садятся даже студенты — это реальная возможность самостоятельно заработать деньги

Что значит молодые и предприимчивые, мы убедились сами, увидев комбайн “Полесье” с тонированными стеклами. Так придумали спасаться от яркого солнца студенты Александр Романович и Андрей Достанко.
На время жатвы они переквалифицировались в механизатора и его помощника ОАО “Заболотский” Любанского района. Подрабатывают не первый год. И у ребят уже есть замечания по конструкторским особенностям отечественной сельхозтехники, которые неплохо было бы услышать ее производителям.

 Цифры страды

“Ныне хлеб достойный, — заметил вчера заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василий Павловский. — Есть хозяйства, которые имеют урожайность больше 80 ц/га — в Мостовском районе, в Гродненском районе в целом — 70 ц/га, по 52—53 ц/га в ряде хозяйств Брестской и Минской областей”.

В семь тридцать они уже на мехдворе. Чистят, смазывают, заправляются. В восемь утра комбайн должен быть на ходу. Заканчивается работа при хорошей погоде в девять вечера. А ведь еще нужно и на дискотеку попасть! Короче говоря, стараются успеть везде. И, что самое главное, у них получается. А еще, как они сами признаются, за те несколько лет, что работают на уборочной, изменилось их отношение к хлебу. И без патетики, оно стало трепетным и уважительным.

Сами мы... местные

Александр Романович учится в БГАТУ на факультете технического сервиса по специальности “ремонтное обслуживание сельскохозяйственной техники”. Его помощник Андрей Достанко, студент Любанского сельскохозяйственного профессионального лицея — будущий тракторист-машинист. Оба местные, и эта страда у них не первая. В прошлом году, к сожалению, не удалось нажать 1000 тонн, но в этом году ребята настроены по-боевому.

— Год назад заработал больше двух миллионов. Вполне хватило на оплату обучения, — рассказывает Александр.

Перед этим парень три сезона работал на отвозке зерна, и в течение двух лет даже занимал призовые места в районе. А вот для комбайна нужно было повзрослеть. Кстати, по словам Александра, его однокурсники тоже нередко подрабатывают. Но работать на комбайне идут редко, и в основном помощниками. Как говорится, “капитан” — это большая ответственность. Помощник у Александра практически одногодка. “Двое из ларца”, правда, не одинаковые с лица, они даже перекусывают по очереди. Пока один ест, другой “пашет”.

На своем “Полесье КЗС-1218”, парни работают второй сезон. Говорят, что сама по себе техника неплохая, но есть и недостатки. Например, с точки зрения молодежи, у машины слишком большая жатка, а копировка плохая.

— Поэтому, если поле неровное, например ямы, впадины, получается что одна сторона режет, а вторая идет выше, чем нужно, — поясняет “командир корабля”. — Остаются “чубы”, и тут уже приходится напрягать помощника, чтобы устранить огрехи. Еще неплохо было бы конструкторам предусмотреть, чтобы машина полегче чистилась. А в остальном — надежная.

Где жатка для Полесья?

Вот такие замечания у молодых специалистов к отечественной промышленности. Впрочем, “болеет за дело” и первый заместитель председателя Любанского райисполкома, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Виктор Статкевич.

— Перед Любанским районом стоит задача получить более 100 тысяч тонн зерна, а точнее, 146 тысяч тонн вместе с кукурузой, — говорит Виктор Статкевич. — “На корню” урожай стоит неплохой. Но последние капризы природы осложнили уборку. Часть посевов полегла. Учитывая, что в районе почти 75 процентов занимает торфяно-болотная почва, придется, как и все годы, применять различные тактики. Это и раздельная уборка, и спаривание колес. К этому мы готовы — часть комбайнов у нас идет на “спарку”, часть комбайнов КЗС-7 переоборудовали на широкую “доновскую” резину. Своими силами также переделали под раздельный способ уборки еще один “Дон” и два “Бизона”. Справляемся, как можем, но неплохо было бы и нашей промышленности повернуться, наконец, к нам лицом. И сделать хорошую жатку для раздельной уборки хлебов.  Именно лафетную жатку для нашей полесской зоны, как в советские времена.

Сложности и надежды

По словам начальника управления, на сегодняшний день в районе предстоит убрать 26 694 гектара яровых и озимых культур, плюс 450 гектаров гречки в конце августа или начале сентября. Уже убрали посевы озимого рапса на площади 2916 гектаров, намолотили 6068 тонн при урожайности практически в 21 центнер. Полностью закрыли госзаказ. И зерновых намолотили более 10 тысяч тонн.

— В последние дни по 4—5 раз в день проходит дождь, приходится делать остановки, — сетует Виктор Статкевич. — Урожайность разная, в пределах 35—36 центнеров. Пока будем осторожны в прогнозах, но урожай есть. Правда, учитывая, что прошли дожди, а наша зона торфяно-болотная, земли мелиорированные, убрать его непросто. Сейчас нам нужно всего лишь десять погожих дней, чтобы успеть до 1 августа. После этого времени зерно перестоит и будет осыпаться. Но мы настроены оптимистически.

Подтверждая тревогу Виктора Статкевича, целый день небо над районом то сияло яркой синью, то затягивалось тучами. Напоследок “капитан” Александр Романович на недолгое время разрешил мне попробовать себя в качестве водителя комбайна. Впечатления потрясающие. Казалось, огромная махина на самом деле плывет в золотом необъятном море. Мы уезжаем в столицу, а вот впереди у ребят еще недели “плавания”. Так и хочется сказать: “Попутного ветра, капитаны!”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter