Не проехав еще и одной гонки в «Формуле–1» в конце прошлого года, этот юноша сразу же стал уникальным рекордсменом самого именитого чемпионата автоспорта. Впервые за всю историю «Больших» призов в роли основного пилота команды был заключен контракт с мальчишкой, которому на тот момент едва исполнилось 17 лет. Это вызвало жаркие споры противников такого «детского подхода», и, словно одумавшись, в ФИА срочно приняли запрет на будущее, ограничив нижний предел возраста пилотов–новобранцев 18 годами.
Однако Макс Ферстаппен от этого наверняка не расстроился. По итогам чемпионата–2015 он уже успел стать 12–м, при этом дважды финишировав в шаге от подиума — в Венгрии и США.
— Макс, ты еще очень юный. Сколько времени ты намереваешься быть самым молодым гонщиком в пелотоне.
— Я думаю, что даже когда ты дебютируешь в гонках в 21 или 22 года, ты все равно, как в армии, новобранец. И сколько это может продолжаться, не знаю. Для кого–то это может продлиться 2 или 3 года, а кому–то понадобится 4 или даже 5, чтобы стать зрелым.
— Твой отец всегда был тренером. А как обстоят дела сейчас? И как будет в следующем сезоне?
— Трудно сказать, что будет в будущем. Но я очень доволен тем, как это происходит сейчас. Мой отец помогает там, где мне нужна помощь, и благодаря этому я становлюсь все более опытным. Когда мне будет 30 лет, мне в меньшей степени будет нужен тренер. Но я думаю, что здорово иметь своего отца рядом с собой, особенно если есть такая тесная связь, как у нас с моим. Это действительно нечто уникальное.
— Пытаюсь представить себя в 17 лет приходящим в «Формулу–1», и не скрою, что я был бы наверняка слегка напуган таким событием. Как ты пережил свои первые шаги в мире гонок?
— Я начал ездить в 4 года, и я думаю, что когда ты начинаешь так рано и у тебя уже есть опыт и подготовка, которые удалось получить мне, тебя уже не шокирует приход в «Формулу–1» в 17 лет.
— И все же, зная, что «Формула–1» — это самая верхняя ступенька карьеры в автоспорте, не чувствовал ли ты на себе сильного прессинга?
— Да, такое событие может показаться очень значимым, но ведь то же самое происходит и в любых других соревнованиях. Если ты играешь в футбол с 4 лет и затем ты подписываешь в 17 лет контракт, например, с мадридским «Реалом»... Если ты — хороший игрок, то ты просто хочешь играть, забивать голы, и ты рвешься вперед.
— Я вспоминаю твой первый Гран–при в Мельбурне, который прошел для тебя не очень удачно, поскольку ты был вынужден сойти из–за проблем с машиной. Не приходила ли тебе в тот момент мысль о том, что, возможно, пришел в этот чемпионат слишком рано и что стоило бы немножко подождать?
— Нет, не приходила. Я был доволен в целом тем, как прошла моя первая гонка. Конечно, когда ты вынужден сходить с дистанции и ты ничего не можешь изменить в данный конкретный момент, это немного расстраивает. Но я был доволен своим первым гоночным уик–эндом. И всегда стараюсь искать положительное в том, что происходит.
— Можно заметить, что ты уверен в своих силах и доверяешь своим решениям. Как ты себя таким сделал?
— Ты должен иметь эту уверенность в себе, прежде чем приходить в «Формулу–1». И главное, не потерять ее потом, уже придя сюда. Это очень важно — верить в себя. И здесь даже вопрос не в том, чтобы сделать себя таким. Просто нужно верить в свои силы и в правоту того, что ты делаешь.
— Ты сказал, что начал гоняться в 4 года. Это тебя отец первый раз посадил за руль карта?
— Нет, я это сделал сам. И это принципиально важно. Потому что если тебя подталкивают к такого рода соревнованиям, то однажды ты остановишься. Очень важно любить то, чем ты занимаешься. Конечно, когда я был помладше, мой отец был рядом в момент принятия решений. Но я сам их всегда принимал.
— И все же в какой момент ты решил заняться гонками? Что такого произошло, когда ты смог сказать: «Все, решено, надо мне попробовать...»?
— Я увидел в карте ребенка, который был младше меня. И вот тогда сказал отцу, что тоже хочу гоняться. Но сначала отец мне ответил «нет», объяснив, что еще очень рано и мне надо было подождать хотя бы шестилетнего возраста. Но я настаивал, как это могут позволить себе четырехлетние дети, и, наконец, он согласился. Именно этот факт я считаю подтверждением того, что это не мой отец меня заталкивал в карт. Но он всегда меня поддерживал с самого начала.
— Если сейчас вспомнить всю твою карьеру, начиная с картинга, каким самым сильным воспоминанием ты хотел бы с нами поделиться?
— До сих пор у меня самым сильным воспоминанием остается момент, когда я выиграл свой первый чемпионат в картинге. Кроме того, я помню многие приятные ощущения, связанные уже с нынешним сезоном. Например, успех в Венгрии. Но в любом случае я полагаю, что все лучшие мгновения меня еще ждут впереди.
— Если реально оценивать ситуацию, то становится очевидным: «Торо Россо» — это лишь начальный этап твоей карьеры. Где ты себя видишь в будущем? Может быть, «Феррари»? Если я не ошибаюсь, ведь это именно в скудерии тебе дали первую возможность сесть за руль болида?
— У меня есть контракт с «Торо Россо», и мне нравится то, как эта ситуация развивается. Посмотрим, что будущее нам подарит.
— Несмотря на небольшой опыт, ты уже славишься своими дерзкими, но удачными обгонами. Как ты тренируешься, чтобы их совершать? Симулятор? Или просто в каждом из них присутствует элемент удачи?
— Я думаю, что здесь больше следует говорить о чутье и о стратегии: ты анализируешь, а затем смотришь, где можно этот обгон совершить. Словами это объяснить сложно. Это не то, что можно натренировать. Ты либо имеешь это чутье, либо его у тебя нет.
К сведению
Макс — из автоспортивной семьи: его отец в свое время участвовал в «Формуле–1», мать Софи успешно выступала в крупных картинговых турнирах, дед и отец по материнской линии успешно выступали в гонках на выносливость.
Фото из личного архива.
Советская Белоруссия № 236 (24866). Суббота, 5 декабря 2015