Небольшим фермам подчас тяжело выжить.

Молочный оазис фермера Крылова

Небольшим фермам подчас тяжело выжить...
Дмитрий Крылов из Дзержинского района – фермер со стажем. Начинал больше двадцати лет назад со свиноводства. Но в начале 2000-х дело не заладилось. «Рынок свинины слишком зарегулирован государством», — констатирует особенность сельского бизнеса предприниматель. Без госрегулирования, конечно, нельзя. Но большинство-то административных мер, естественно, исходят из интересов рынка и крупных комплексов. Небольшим фермам подчас тяжело выжить. Десять лет назад Дмитрий Крылов стал искать свободный сегмент. И остановился на козах. Их сегодня у него уже 300 голов дойных и почти 450 — молодняка. И хотя продать козье молоко не очень просто, этим направлением Дмитрий Крылов доволен. 

Фермерское хозяйство

Коза намного меньше коровы. Поэтому и удои по сравнению с крупными рогатыми собратьями у бородатых «молочниц» невысокие. Стадо Дмитрия Крылова дает в год около 120 тонн молока. Рекорд – летние месяцы: 16 тонн в «большой сезон». Коз в Беларуси относительно немного. Конкуренции практически нет. Но и спрос почти отсутствует. До поры до времени Дмитрий Крылов сдавал молоко на «Беллакт». Однако в 2011 году сотрудничество закончилось. По разным причинам. Скажем, поставка нескольких тонн продукции в месяц на переработку для крупного предприятия — слишком мало. А для реализации – слишком много. Через свою разветвленную дилерскую сеть «Беллакт» ежемесячно реализовывал максимум 1700 литров козьего молока. Все-таки непривычно оно для большинства белорусов, чтобы пользоваться огромной популярностью. Да и стоит несколько дороже коровьего. Словом, ничто не предвещало наращивания поголовья козьего стада. Но Дмитрий Крылов решил по другой траектории развивать свой сельский бизнес: в 2011 году сам взялся за переработку молока. 

Сейчас из его небольших цехов выходят питьевое молоко, йогурты, сыры… Причем все продукты hand-made, делаются по дедов-ским рецептам и технологиям, когда сваренный в чане сыр терпеливо «шинкуют» специальным ножом для получения нужного зерна. Когда головки прессуют, а потом в течение месяца каждый день переворачивают с одного бока на другой. Работенка кропотливая, почти каторжная. Но именно она и позволяет получить лакомство, которого не найдешь на полках супермаркета. Даже с кусачей ценой в заграничной упаковке. Впрочем, Дмитрий Крылов о сетях и торговых точках особенно и не помышляет. Часть продукции забирает российский партнер, за годы работы сложилась и своя постоянная клиентура, которая приезжает за козьими гостинцами прямо на ферму. Благо от Минска недалеко. 

Делаем сыр своими руками
Делаем сыр своими руками

Козы – домашние животные известные, но не стратегические для национальной продовольственной безопасности. Поэтому у государства нет яркого интереса в этой отрасли, и оно ее особенно и не администрирует. Пожалуй, тот случай, когда сегмент развивается исключительно по рыночным законам, без административных воздействий. Возможно, в подобных нишах и лежит будущее отечественного фермерства? Тогда не будет происходить и столкновений интересов СПК и частного бизнеса. Например, по мнению Дмитрия Крылова, в стране, к сожалению, почти отсутствует так называемое органическое земледелие, когда культуры возделываются без применения любых химических веществ. А спрос-то на экологически чистую продукцию растет. Причем «зеленое» сельское хозяйство не предполагает больших масштабов. И фермеры изначально здесь конкурентоспособнее по сравнению с крупными агрохолдингами. Крестьянский бизнес, конечно, один из самых консервативных по своей природе. Но и здесь происходят перемены. Перспективные двадцать лет назад для частника направления сегодня по разным причинам становятся совершенно неинтересными. Но открываются новые возможности. Все-таки даже в сельском хозяйстве надо следовать духу времени. Как Дмитрий Крылов, который со всем знакомых хрюшек перешел на менее известных коз. И не жалеет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter