Молочная стратегия

Российские молочники побывали в гостях у брестских коллег

Ее нюансы на примере белорусского предприятия изучали руководители российских молокозаводов

Недавно к проходной брестского ОАО «Савушкин продукт» подъехал автобус, из которого вышло около полусотни руководителей российских молокоперерабатывающих предприятий. Примечательно, что визит россиян совпал по времени с очередным витком в молочном «вопросе», который время от времени возникает в отношениях двух государств. Но, как отметили россияне, увиденное совершенно не соответствовало представлению о каких-то сложностях во взаимоотношениях производителей молочной продукции Беларуси и России. Дружелюбная атмосфера была совсем не показной. Оказывается, у белорусского и российского молока, кроме легко разрешимых экономических противоречий, гораздо больше общих проблем, которые уже не первый год в двух странах пытаются устранять совместными усилиями.

С просьбой организовать экскурсию для директоров сорока крупнейших молочных комбинатов и компаний восточной соседки к директору «Савушкина продукта» Александру Савчицу обратилось руководство молочного союза России. Руководитель охотно согласился, взяв на себя при этом обязанности главного экскурсовода. «От российских коллег у нас нет никаких секретов, потому что мы не боимся конкуренции, — подчеркнул он, давая интервью журналистам. — Наоборот, мы только за то, чтобы она обострялась, двигая тем самым молокоперерабатывающую промышленность как нашей страны, так и России дальше».

Александр Савчиц провел гостей по всем цехам головного предприятия концерна в Бресте, дав возможность проследить за полным циклом промышленных «метаморфоз» молока — от его приемки и до расфасовки готовых продуктов. Увиденное россиян приятно поразило. Например, агрегат для снижения в молоке содержания белка. Требования торговли диктуют, чтобы этот показатель был не ниже 2,8 %, тогда как в поступающем сырье белка бывает больше трех процентов. Чтобы не отдавать лишнего, ОАО «Савушкин продукт» и приобрел «умное» оборудование, способное отделять сверхнормативный белок, используя его в дальнейшем в других производственных целях. На предприятии говорят, что, несмотря на то что установка работает сравнительно недавно, она себя уже окупила.

Особый интерес у гостей вызвали лаборатории, где определяются качественные параметры как сырья, так и готовой продукции. Установленные здесь роботы способны в течение часа проводить порядка 200 проб. Эти машины никогда не ошибаются, именно они порой переводят поступающее из хозяйства молоко из заявленной хозяевами высокой категории в более низкую, обнаружив его дефекты по отдельным качественным параметрам. «Так что все претензии на субъективность оценки давальческого сырья и предвзятость обречены на несостоятельность», — подчеркнул Александр Савчиц, рассказывая о работе лаборатории. Естественно, что такой же жесткий и беспристрастный контроль работает и на выходе готовой продукции. На предприятии утверждено 45 внутренних стандартов, полностью исключающих влияние человеческого фактора на качество поставляемых в торговлю молочных продуктов питания. В этом гости убедились еще до того, как попали на производство. Каждому из них на входе ладони продезинфицировала машина-турникет, которая даже после помывки рук не пропустит в цех человека без контрольной проверки на чистоту.

Но, по большому счету, борьба за вкусное и полезное молоко начинается не в цехах и лабораториях, а еще на молочно-товарных фермах, где оно проходит первые тесты на качество. Поэтому в сельхозпредприятиях своей сырьевой зоны предприятие «Савушкин продукт», перерабатывающее почти половину молока, производимого в Брестской области, активно внедряет европейские аграрные методы беспривязного содержания скота и компьютерные технологии дойки, финансируя многие проекты по модернизации ферм.

Не жалеет предприятие денег на повышение престижа своей торговой марки и по другим параметрам. «Савушкин продукт» — единственная в стране компания молочной отрасли, которая проводит исследование своих продуктов на предмет их влияния на здоровье. Здесь убеждены, что любые заявления о пользе продуктов питания должны быть подтверждены научными изысканиями, поэтому с 2007 года предприятие тесно сотрудничает с Национальной академией наук Беларуси. В результате ученые-медики Института физиологии НАН рекомендовали продукцию ОАО «Савушкин продукт» не только для диетического и рационального питания, но и для профилактики сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, людям пожилого возраста и тем, кто занят тяжелым физическим и умственным трудом.

Разговор об этих и других достоинствах брестского молока Александр Савчиц продолжил со своими коллегами после того, как экскурсия по предприятию закончилась дегустацией продукции. Вопросов к нему у гостей накопилось за это время немало. Самый главный заключался в том, что россияне хотели понять, как и по чьей воле в Бресте появилось предприятие такого уровня, который вполне соответствует аналогам молокоперерабатывающих компаний, работающих в высокоразвитых странах Западной Европы и США. Отвечая на этот вопрос, Александр Савчиц рассказал, что в период с 2005-го по 2010 годы в модернизацию комбината было вложено около $ 90 млн. В результате предприятие, имевшее 90 %-ный износ основных фондов, превратилось в завод-автомат, круглосуточно перерабатывающий молоко, поступающее из 105 хозяйств Брестской области. При этом здесь стремились установить новейшее оборудование. Ориентир на современные технологии был взят и при формировании выпускаемого ассортимента. Маркетологи «Савушкина продукта» в свое время объездили все страны Западной Европы, позаимствовав многое из того, что никогда не производилось ни в Беларуси, ни в России. Так что сегодняшнее первенство на рынке молочных продуктов — это результат многолетнего коллективного труда сформировавшейся здесь команды единомышленников, тон в которой постоянно задает маркетинговая служба.

Когда-то ее возглавлял и сам Александр Савчиц, кстати, начинавший свой трудовой путь на предприятии слесарем. Так что прежде чем подняться на вершину руководящей структуры комбината, он прошел через все звенья, как производственные, так и административные. Поэтому вот уже второй десяток лет уверенно держит штурвал большого корабля, взявшего на буксир еще три молокоперерабатывающих предприятия в Пинске, Столине и Каменце. После вхождения в структуру ОАО «Савушкин продукт» они реконструируются с прицелом на выпуск твердых сыров, которые в основном будут уходить на экспорт. В настоящий момент порядка 80 % сырной продукции уходит в 75 регионов России и другие страны СНГ, а также в ОАЭ, Иорданию, Китай, ЮАР.

Экспортная активность белорусов только поспособствует решению поставленной перед молокопереработчиками двух стран в рамках Таможенного союза задачи свести до минимума экспорт молочных продуктов из третьих стран. Если российские предприятия подтянутся до уровня «Савушкина продукта», то, как шутят представители молочной отрасли России, внешний контур ТС можно будет смело закрывать. С этой целью прорабатываются идеи создания на территории СНГ единой молочной компании, которая бы занялась формированием заказов на крупнейших предприятиях бывшего СССР и реализацией производимых продуктов во всем мире. Правда, возможности делать поставки в Западную Европу ОАО «Савушкин продукт» пока не имеет, хотя по качеству брестские молокопродукты соответствует всем международным стандартам. «Никуда не денутся, пустят, — уверен его генеральный директор Александр Савчиц». И эта уверенность подтверждается делом. Все цели и задачи, которые ставит перед собой возглавляемый им коллектив, достигаются и решаются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter