Молчание ягнят

Сто лет назад Лев Толстой взорвал общество статьей «Не могу молчать!». И хотя сейчас мало кто помнит, о чем не мог молчать Лев Николаевич, название его памфлета прочно вошло в обиход — так называются рубрики в газетах, с этих слов начинают свои репортажи посредственные журналисты, эту фразу трагически произносят перед скучающими участковыми поборники нравственности, жалующиеся на буйных соседей...

Сто лет назад Лев Толстой взорвал общество статьей «Не могу молчать!». И хотя сейчас мало кто помнит, о чем не мог молчать Лев Николаевич, название его памфлета прочно вошло в обиход — так называются рубрики в газетах, с этих слов начинают свои репортажи посредственные журналисты, эту фразу трагически произносят перед скучающими участковыми поборники нравственности, жалующиеся на буйных соседей.


Для справки все же сообщу: Толстой протестовал против смертной казни в Российской империи, сочувствуя революционерам и утверждая, что нельзя насилием отвечать на насилие. Вопрос спорный, но интересный. Однако главным образом толстовский демарш повлиял на психологию отечественных писателей; с той поры каждый автор получил как бы негласное право высказывать на публику свое мнение относительно тех или иных острых вопросов, будоражащих его сознание.


Массовая драка в оздоровительном лагере «Дон» Туапсинского района Краснодарского края — событие отнюдь не рядовое. Потому что, когда в лагере, рассчитанном на 500 детей, примерно 400 гости из Чечни — это неправильно. И когда среди этих четырехсот встречаются 18 — 20–летние спортсмены, борцы юношеской сборной республики, а лагерь предназначен для отдыха детей от 7 до 15 лет, то это еще хуже. А уж когда, по свидетельству очевидцев, эти 400 начинают устанавливать свои порядки, отнимают продукты у детей из других регионов, заставляют на дискотеках крутить только кавказские мелодии, разрывают государственный флаг с криками: «Россия будет нашей!», а 13–летнюю девочку из Ростовской области, отвергшую домогательство горячих джигитов, избивают ногами несколько человек, приговаривая при этом: «Так вам и надо, русские проститутки!», то крайне трудно не сорваться на эмоции. Не случайно же на помощь администрации лагеря, заступившейся за девочку, поспешили десятки (по другим данным — сотни) местных жителей из числа русских, армян, греков. Такой вот стихийно возникший интернационал. Видимо, чеченские «детишки» основательно всех достали.


Но все это вкупе говорит о том, что общество серьезно больно. Ибо ситуация — немыслимая для правового государства, каковым мы с натяжкой, но все же называем страну.


Вот тут бы интересно узнать мнение о случившемся тех, которые считаются (или считают себя) властителями дум. Я не удивлен, что промолчало старшее поколение писателей. Все–таки возраст определяет поведение: трудно оперативно реагировать на каждое событие, давать комментарии, писать реплики, тем более если живешь в провинции, как, допустим, Василий Белов, и прежде не отличавшийся яркими публицистическими выступлениями.


Однако молодые авторы — это совсем другое дело. Должен был кто–то отреагировать. И такой человек нашелся — прозаик Герман Садулаев, автор нашумевшей в свое время книги «Я — чеченец». Для него произошедшее — серьезное событие, достойное пристального рассмотрения:


«Еще не забыта темная история Кондопоги, а кровь проливается снова и снова. Трагическое событие произошло недавно в Москве, где от ножа опять же нашего земляка погиб парень. И теперь вот снова. Никак не остановится колесо...»


При этом Садулаев не сомневается в том, кто виноват в произошедшем конфликте:


«Зная своих соплеменников, видя современную чеченскую молодежь, я выражу свое мнение по поводу донского побоища. Скорее всего, почти во всем правы сотрудники лагеря. Чеченские подростки действительно не умеют себя вести за границей республики. После домашнего шариата и адата им кажется, что они попали в царство вседозволенности. Крыша едет. Такие правильные и приличные дома, молодые люди из Чеченской Республики, едва попав во внешний мир, превращаются в бешеных орангутангов. Совершенно не могут контролировать свои чувства и побуждения, и даже не пытаются. При виде русских девушек все системы переклинивают. Челюсти отвисают, и с них капает слюна. О жалкое животное зрелище! Если бы вы знали, как мне стыдно за этих недоумков».


В чем же видит корни этой проблемы Садулаев? По его мнению, дело в воспитании молодого поколения Республики Чечня:


«Но есть ведь наверняка и вина старших, вина воспитующих. И я думаю, что виновато ханжество. Насаждаемая показная религиозность, показная нравственность. Когда это не коренится в сердце — то получаем такой вот «Дон». Дома мы само целомудрие, а стоит спустить поводок — хуже псов. Потому что нельзя людей сделать насильно святыми. А еще нельзя проповедовать одно, а показывать своим поведением другое — роскошь, бесчисленные жены, любовницы и интриги с актрисами, кстати, немусульманками. Какой смысл заставлять своих женщин носить платки, если вы готовы лезть под юбки чужим женщинам? Это ли не величайшая ложь?»


Но реакция Садулаева вполне понятна. Он как человек с обостренным национальным самосознанием не мог пройти мимо данного события. А что говорят те, кого принято считать — в той или иной мере — заступниками русского народа, выразителями его чаяний? Увы, просмотрев новостные ленты, я не увидел ни одного высказывания патриотически настроенных тружеников пера на данную тему. Но, возможно, СМИ просто не дают полной картины? Почитал блоги.


Автор протестного «нацбольского» романа «Санькя» Захар Прилепин публикует коллективное письмо музыкантов в поддержку рэппера Ивана Алексеева, получившего в Волгограде 10 суток административного ареста за оскорбление сотрудников милиции. Главный нацбол Эдуард Лимонов информирует общественность об очередных акциях «несогласных» на Триумфальной площади и жалуется на политолога Дмитрия Орешкина, который его, Лимонова, очень не любит. Заядлый оппозиционер Сергей Шаргунов пиарит свою статью в «Известиях» под названием «Дикие дети». Речь в ней, правда, идет вовсе не о том, о чем можно было подумать, но о малолетнем сыне писателя и вообще о разнузданности дошкольников.


Не знаю, как вы, а я ожидал иного. Все–таки обозначать в подобных случаях свою гражданскую позицию, я думаю, стоит. Но Бог с ними, с писателями. Может быть, они просто накапливают материал для остросоциальных произведений и не хотят размениваться по мелочам? В конце концов, Валентин Распутин тоже долгое время молчал, а потом взял да и выстрелил повестью «Мать Ивана, дочь Ивана». И хотя это произведение уступает по силе «Прощанию с Матерой» или «Живи и помни», но все–таки дает четкое представление о том, как относится корифей отечественной словесности к наплыву нелегальных иммигрантов и их противоправным действиям...


А что интеллигенция? В целом? Молчит. Актеры, режиссеры, музыканты, телеведущие, общественные деятели, ученые. Все делают вид, что ничего не произошло. Только вот молчание совершенно не гарантирует безопасности. Как тем ягнятам из культового голливудского фильма, которые боялись даже блеять, предчувствуя неминуемую резню на ферме. До чего домолчимся в итоге?


Игорь ПАНИН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
ваня
А откуда взялся этот Садулаев? Придумали? Или унего самого челюсть висит на хвосте?
Читатель из Люблино
Статья актуальная. Я живу в Москве, которая является, по сути "котлом наций". Но выходцы из Кавказа все же выделяются на фоне массы труженников-гастарбайтеров и "белых воротничков", приехавших в "первопрестольную" на заработки. <br /> <br />
Эти "россияне" и в метро, и на улице и в магазинах ведут себя очень вызывающе. Недавно наблюдал такую картину. Возле обменника в большом гипермаркете стоит большой волосатый детина и что то орет. Как оказалось, кассир дала ему слишком много металлических денег в сдаче, и этим разозлила гостя с Кавказа. "Я из Дагестана приехал. У нас там не дают эти копейки вообще. Можешь засунуть их себе...", - так приезжий среагировал на пустяковую ситуацию и швырнул горсть мелочи в кассира обменного пункта. <br /> <br />
Точно подмечено и в отношении девушек. Эти граждане в трико не пропустят ни одну "молодку" и ведут себя крайне вызывающе. <br /> <br />
Да что говорить о бытовых ситуациях, если многие кавказцы давно наплевали на закон. Недавний расстрел дагестанцами наряда ППС на одной из московских улиц говорит о многом. Джигиты привыкли стрелять, и они это будут делать, не боясь никого и ничего.<br /> <br />
Проблема есть, и говорить о ней, безусловно, нужно. Важно, чтобы российская власть не миндальничала, а взяла эту проблему на контроль, а то ведь не ровен час, самосуды начнутся. Терпение людей, чай не резиновое, в один момент закончится и тогда Кондопога покажется детской прогулкой.
Андрей
К сожалению, в статье не сказано об особенностях качественного состава руководства этим лагерем. О том, кто является руководителем лагеря?. Так вот, судя по многочисленным сообщениям российских СМИ, руководитель этого лагеря имел судимость и тем не менее продолжал находиться на руководящей должности. Конечно, можно красочно описывать противоречия между чеченцами и русскими и выводить корни проблемы из общественных процессов, как это сделал автор статьи. Но то. что лежит на поверхности не отражено. Именно: нельзя на руководящие должности назначать лиц, имевших судимость. Оказавшись у власти, такие руководители обязательно привнесут в работу свою психологию жизни "по понятиям", но не по законам. И вообще откуда такие выражения, типа "мужики", "наклонять" как не из уголовного мира?! Проблемы с этим лагерем вообще могло не быть при условии отказа от политики попустительства вхождению и закреплению криминала во властных структурах России.
Андрей
Проблемы с этим лагерем вообще могло не быть при условии проведения политики противодействия сращиванию криминалитета и государственных структур в России. Судя по многочисленным публикациям на тему этого лагеря из российских СМИ, директор лагеря является бывшим уголовником, имел судимость. Оттуда и все эти понятия, типа "мужики", "наклонять", т.е. из криминального мира. Разве можно назначать на руководящие должности лиц, имевших, пусть даже погашенную, но судимость?! Такие лица могут привнести в работу только "понятия", но не жизнь по законам.
Сафонов Анатолий
Конечно, во многом виноваты воспитатели. Я говорю в широком смысле. Нарушены основные традиции кавказского народа по отношению к девушкам и женщинам, отношению к людям. Я не снимаю ответственности и с тех, кто развязал войну на Кавказе - виноваты обе стороны. Наша задача, сейчас, вылечить души этих детей, выросших на войне и ненависти. У нас в лагерях, в том числе и Беларуси, не всегда работают педагоги-профессионалы. Часто к этому привлекают студентов-практикантов и посторонних людей, далеких от педагогики. <br /><br />Первая ошибка, это огромный лагерь - неуправляемый "Титаник". Сухомлинский даже школы, по комплектности ,советовал делать меньше 200-300 человек, чтобы каждого ребенка директор знал в лицо?! А здесь - 500 человек!!!<br /><br />Вторая ошибка, это подбор воспитателей и руководителей и организация отдыха и воспитательных процессов, начальной установки на отдых, где ребенок должен чувствовать субординацию и дисциплину.<br /><br />С уважением.
alexandr
Спасибо Игорь за статью, только поверь , сынок, людей с обостренным чувством справедливости, как это называется на западе очень мало. Люди живущие с девизом : И где бы в этом мире не стреляли-все пули в мое сердце попадали,- гонимы и ограничены в поддержке равнодушного общества. Мало того они презираемы за свое благородство(истинное благородство). Я сам всю свою сознательную жизнь жил и живу с этим девизом. Результата добился, но очень не большого, а стоило это прежде всего мне очень " не дешево".С принципами благородного рыцаря Сбышко нужно родиться, но не всем рожденным на этой земле дан этот ген. Поэтому борись ,сынок, не за страх , а за общечеловеческую мораль и посылай на смерть тех, кто не достоин звания ЧЕЛОВЕКА .Только так можно изничтожить эту поросль, вредную и не нужную нашему, к счастью еще не озверевшему до конца обществу.С уважением Александр
Павел Батькович
Андрей,<br /> <br />
а при чём тут прошлое руководства лагеря...?<br /> <br />
Ну был бы интеллигент тонкий - можно подумать чеченцы вели бы себя более смирно
Владимир
Недавно ко мне приезжали гости из российской Первопрестольной. Знаете, что их больше всего поразило и порадовало в Минске?<br /> <br />
- Они не встретили ни одного кавказца, поведением которых так часто омрачается их московская повседневность... <br /> <br />
Статья ещё раз показала их сущность: они ведут себя так ВЕЗДЕ и ВСЕГДА, особенно в тех случаях, когда удается собрать численное преимущество. Хотя и каждый из них, внутри, сам по себе - зверь в отношении с "неверными"... <br /> <br />
Так учат их с детства дома.<br /> <br />
И гостеприимству их я не верю, знаю по опыту: днем улыбается тебе, стелется перед тобой, а ночью - готов нож в спину воткнуть...
Александр
Да, самое печальное, что "интеллигенция" никак не реагирует на подобные события. Раз нет таджикской девочки или какой-нибудь Рукосылы, то говорить не о чем.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости