Справедливое распределение доходов между производителями и переработчиками, гласность в благотворительности бизнеса

Молчание неона

Взрыв света в почти темном царстве вечернего райцентра! Он ослепил и удивил настолько, что, казалось, попал в сказку, которая в десяти шагах от дороги манит праздничными гирляндами. Я не мог не свернуть, чтобы убедиться: это не сон. Еще раз для полного понимания — представьте: далеко не главная улица районного городка, редкие фонари да свет окон, скромный архаичный гастроном… И вдруг, за его тылами — вспышка слева! Свернув машину, я и впрямь оказался в царстве рождественского неона: целая площадь настроения, гирлянды по периметру зданий и заборов, сияющая огнями елка, снеговик, Дед Мороз со Снегурочкой. Когда увидел вдобавок ко всему такие же светящиеся импровизированные прилавки с образцами молочной продукции известного бренда, понял, за чей счет сказка. Мог бы и не уточнять, но спросил ночного сторожа: не такой-то ли фирмы это рук дело? И услышал в ответ: ее самой, а кого еще, если в райцентре только она и может себе  такой пир (в смысле недешевый) позволить. «Не вы первый диву даетесь, — добавил важный охранник, — сюда целыми семьями экскурсии в вечернее время устраивают».



И все вроде хорошо и правильно в том, что брендовые фирмы, находясь в областной столице, жалуют райцентры, что богатые и успешные хоть таким образом проявляют свое меценатство. Кроме одного. 

А именно: только ленивый не знает в этом райцентре, что какими-то бонусами расплачиваться фирма могла и пощедрее, и не только под Рождество и Новый год. Все же наглядно и понимают подобную арифметику бизнеса: молоко с ферм района, и не одного — всей области, забирают по одним, достаточно скромным закупочным ценам, а в магазины возвращают совсем по другим — розничным, но совсем не скромным. Причем сырье никому, кроме этой фирмы-монополиста, по принятым  региональными властями правилам производитель сдать не вправе, даже если ему и предложат более выгодные условия. 

Выходит, для особо предприимчивых горожан — весьма уверенный и гарантированный бизнес. Для сельчан, вкалывающих денно и нощно на молочно-товарных комплексах, — привычные кабальные условия. А утешительная компенсация — неоновыми миражами раз в год?

Вот откуда скептицизм у жителей райцентра, особенно у производителей молока. Дескать, так и любой за наши, по сути, деньги устроит нам праздник. Может, они чего-то не знают. Наверное, эта фирма по каким-то адресам регулярно проводит благотворительные акции, не исключено, что даже участвует в больших социальных программах на территории области и даже страны. Скорее всего, это именно так. 

Потому что у нас, в Беларуси, с этим не забалуешь. Если кто-то из неожиданно преуспевших и срубивших по-крупному деньжат олигархов решает затаиться или, еще хуже, исчезнуть за пограничным горизонтом, с такими, сами знаете, что бывает. У нас любому, особенно своему родному, успешному бизнесу принято разделять с государством ответственность за отдельные проекты, финансировать их.

В этом суть политики Президента, очень правильная и уместная суть.  Более того, Глава государства считает, что у нас еще не до конца проработан вопрос благотворительности бизнеса. Такое поручение он сделал при новогоднем посещении Николаевщинского дома-интерната. Чтобы помощь старикам и детям, да и не только им, не была эпизодической. Возможно, уместно было бы создать специальный фонд… 

Есть и еще один аспект, наиболее подходящий в контекст моих заметок. Маловато гласности! Деньги, как известно, любят тишину, но не в этом случае. Налогоплательщикам иногда менее важно, как заработаны бизнесом деньги (к тому же знают они, что нечестно это сделать у нас почти невозможно), чем тот факт, куда они потрачены. В том числе какой процент на благие дела…

Так вот, и жители райцентра, куда неожиданно нагрянул столь впечатляющий и уж точно недешевый неоновый праздник, могли и хотели бы больше знать о том, куда идут деньги фирмы, заработанные ею в том числе и  на молоке местных сельхозпредприятий. Ведь, по сути, ничего плохого в новогодней сказке на площади у бывшего маслозавода нет. Наоборот, молодцы авторы идеи! Думаю, что реализована она была во всех необъятных сырьевых зонах фирмы. Уверен, что много других новогодних (и не только!) благотворительных сюрпризов приготовила она своим поставщикам и территориям. И прежде всего, конечно, — старикам и детям.

И уж если начистоту, то, кроме гласности о благотворительности, не менее важна и справедливость, посредством которой распределяются доходы и прибыли между производителями и переработчиками. Чтобы лошадь, так сказать, всегда стояла впереди телеги, а не наоборот. И чтобы не обидно было тем, кто растит, выхаживает, кормит и доит. 

А так мне показалось, что именно обида, во многом справедливая, и не позволила нарядным жителям райцентра и района до конца искренне порадоваться такому удивительному подарку.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter