Белорусский школьник придумал, как ускорить созревание помидоров

Мох все яблоки сберег

Школьник Алексей Хромых придумал, как ускорить созревание помидоров и получил премию Президента для одаренных детей и юношества
ТЕПЕРЬ наработками старшеклассника пользуются все сельчане осиповичского агрогородка Каменичи. Идею для исследования 11-класснику Алексею ХРОМЫХ подсказала мама. Оксана Михайловна столкнулась с тем, что в богатый на урожай томатов 2013 год почти все овощи были зелеными и не могли созреть. За помощью мама обратилась к Алексею. Предысторией научных опытов школьник поделился с «СГ»:

— Встал вопрос, как ускорить процесс их созревания — много помидорчиков завязалось, висели целые гроздья, но вот созревать они не хотели ни в какую. Тогда вместе с учителем биологии принялись за работу. Стали изучать различную литературу по этой теме, проводить исследования. Так и появилась моя научная работа, за которую на конкурсе исследовательских работ (проводит Республиканский экологический центр детей и юношества) я получил диплом второй степени. 


Алексей ХРОМЫХ с опытными об-
разцами

Учитель и ученик отыскали физические и механические способы, которые смогли бы повлиять на скорость созревания овощей. Так как продукты хороши натуральные, без лишних добавок, от химических опытов они отказались.

«Мы пришли к выводу, — вспоминает Алексей, — что на те же томаты благотворно влияет этилен, который выделяется спелыми плодами яблок и самими помидорами.  Но поскольку опыты проводили в июле, яблок тогда еще не было. Поэтому и взялись за помидоры».

В магазине экспериментаторы купили спелые плоды одинаковых размеров. Затем зеленые гроздья томатов, которые висели на кустах, поместили в полиэтиленовые пакеты, на дно пакета положили спелый помидор — по одному на каждую несозревшую гроздь. Пакет герметично завязали. Учитель Каменичского УПК детский сад-средняя школа Алла Шалыпина рассказывает о ходе эксперимента:

— Из спелых плодов  стал выделяться этилен, и, поднимаясь вверх, проходил через веточку томата. Спустя три дня мы сняли пакет, но видимых результатов не было. А вот на шестой день все гроздья побурели, на девятый же день помидоры полностью созрели.

Пробовал школьник и другие способы. На расстоянии пяти сантиметров от земли Алексей сделал ножом разрез стебля длиной в десять сантиметров. Чтобы тот не сомкнулся, в этот надрез вставил спичку. «Вышло так, что растение перенаправило свои питательные вещества не на рост, а на созревание плодов, — делится школьник. – Пробовали мы также метод кольцевания медной проволокой стебля».



На три сантиметра выше земли наматывали медную проволоку, чуть стягивая стебель, но не пережимая его. Использовали именно медную проволоку, так как она помогает в борьбе с фитофторой. Это тоже заставило помидоры созреть раньше срока.

Успехи школьника с томатами не первые в области биологии: углубленным изучением предмета парень занимается с 8-го класса. В одной из первых работ изучал возможности яблок. Тогда Алексей придумал способ, как хранить их больше чем полгода. На Республиканском конкурсе исследовательских работ проект школьника занял второе место, именно за него он получил премию Президента для одаренных детей и юношества. 

Чтобы понять, в каких условиях дольше всего могут сохраниться яблоки, помещали плоды в разную среду. Самый первый опыт провели с использованием сфагнума, второй — с опилками, третий — с листьями. В результате наблюдений дольше всего яблоки лежали во мхе. В этом случае сохранилось 98 процентов плодов.

Яблоки и груши в семье Хромых хранятся с осени до весны. Все соседи в Каменичах, родственники семьи сохраняют свой урожай именно таким способом. 

Больше всего Алексея интересует практическая направленность исследований: «Главное, чтобы их можно было применять на практике. Иначе зачем тогда браться за эксперименты?»

bizyk@sb.by 

Фото из семейного архива семьи ХРОМЫХ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter