Mojo Клуб ветеранов

Tom Petty and the Heartbreakers (Том Петти и «Сердцееды») (15 треков)CD–обзор Ушами Сергея Пукста

Tom Petty and the Heartbreakers (Том Петти и «Сердцееды») (15 треков)


У меня был выбор — рецензировать последний (кстати, при беглом прослушивании не такой плохой) альбом Кристины Агилеры или Mojo Тома Петти. Я остановился на Томе. Кристина — девушка талантливая, с сильным голосом. И дело здесь, в принципе, в голосе, а не в музыке. Сильным голосом можно петь все, что предложат композитор и продюсер. В то время как Tom Petty and the Heartbreakers мне показались в музыкальном плане более принципиальными, что ли. Я, правда, не ожидал, что они окажутся настолько последовательными в своих предпочтениях. Но обо всем по порядку.


Группа существует с 1976 года. Mojo — уже одиннадцатый альбом в истории коллектива и первый за последние 8 лет. Несмотря на видимую важность этого события, запись была сделана без особых раздумий прямо на репетиционной точке музыкантов. Как признался в интервью сам Том Петти, песни были построены таким образом, чтобы дать развернуться своему гитаристу Майку Кемпбеллу. И тот качественно выполнил свою работу, особенно отличившись в ледзеппелиновской по духу I Should Have Known («Мне следовало знать»). Выполнил работу. Иначе и не скажешь. Кстати, не в последнюю очередь благодаря соло Кемпбелла альбом длится 65 минут.


Честно скажу, до этого альбома с музыкой Тома Петти я был знаком весьма поверхностно. Несколько клипов, которые сопутствовали хитам «сердцеедов», как–то не особенно врезались в память. Видимо, на то была своя причина. И, слушая этот диск, кажется, понял, в чем дело.


Сказать об этой размеренной и довольно скучной в своей приверженности блюзовым и обиходно роковым традициям пластинке что–то восторженное очень сложно. Предсказуемый блюзовый диск, один раз прерываемый довольно замученным треком в стиле реггей Don’t Pull Me Over.


Пока я слушал этот диск, у меня в голове вертелись две мысли. Первую можно сформулировать просто. Я очень устал слушать блюз. Пусть такую музыку слушают Сукачев, Макаревич или Шахрин. Иными словами, кто–то другой из старшего поколения, кому нравятся не стремящиеся к разнообразию блюзовые гармонии. Блюз — это, безусловно, прекрасная музыка. В своей изначальной форме она была остроактуальна. Где–то 65 лет назад.


Предвижу понятную и вполне ожидаемую реакцию в духе: «А ты кто такой?» — от наиболее стойких фанатов группы. «Да они собаку на этом деле съели». Что возвращает нас к извечному спору о качестве музыки. У нас под качеством часто понимают музыку идеально фоновую, имея в виду некую узкоисполнительскую виртуозность, плавно перетекающую в гитарный спринт. В рамках насквозь проеденных молью музыкальных форм. На Mojo как раз такая и звучит. Это ведет за собой целый ритуал, стремительно теряющую изначальный смысл традицию, живое зерно которой уже давно похоронено в сыром вопле негритянского блюза в низовьях реки Миссисипи.


Вторая мысль изначально сформулирована испанским режиссером Луисом Бюнюэлем и на первый взгляд не имеет к предмету нашей статьи никакого отношения. Он сказал, что существуют писатели, которые обязаны своей известностью величию своей родины. И тут же спросил: кто бы сейчас знал Хемингуэя, родись он, скажем, в Турции?


У меня возникает стойкое ощущение, что популярность некоторых американских музыкантов — это вопрос мировой гегемонии их страны. Кто бы знал наших героев, родись они в Алжире? И Боба Дилана, и Брюса Спрингстина, и Джонни Кэша с их монотонной, но абсолютно местечковой «искренностью». Я даже признаю, что для Америки все они остаются великими артистами, героями и как никто выражают чаяния своего поколения. На излете карьеры попадают в зал славы рок–н–ролла. При довольно относительной ценности их музыки, достоинство которой, как правило, — веская простота.


Для локального успеха этого вполне достаточно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter