Могла ли Аляска остаться российской землей?

Событие, состоявшееся 140 лет назад, вошло в национальный календарь двух стран — России и США. Но если мы воспринимаем эту дату с налетом элегической грусти,  как память об утрате, то для американцев День Аляски — праздник

Событие, состоявшееся 140 лет назад, вошло в национальный календарь двух стран — России и США. Но если мы воспринимаем эту дату с налетом элегической грусти,  как память об утрате, то для американцев День Аляски праздник. В любом случае стоит вспомнить, что же происходило в суровом северном крае почти полтора века назад и что происходит сегодня. Об этом рассказывает журнал «Эхо планеты». 

Со дня, а вернее, ночи подписания договора о продаже Россией США территории Аляски прошло 140 лет. После долгих и трудных переговоров  в 4 часа утра 30 марта 1867 года документ подписали российский посол в Вашингтоне Эдуард Стекль и американский госсекретарь Уильям Сьюард. Сенат конгресса США ратифицировал договор 9 апреля. 

Стеклю велели продать Аляску не дешевле чем за 5 миллионов долларов, а он сторговал ее за 7,2 миллиона. В отличие от сената, где покупка была одобрена 37 голосами против 2, в палате представителей противников сделки оказалось гораздо больше, и необходимые деньги она выделила лишь в июле следующего, 1868-го, года 113 голосами против 48. К тому времени 165 тысяч из упомянутой суммы были уже потрачены — на подкуп законодателей и редакторов влиятельных американских газет, которые могли повлиять на общественное мнение. 

Официальная церемония передачи Аляски Соединенным Штатам состоялась еще до получения чека — 18 октября 1867 года в столице русских поселений в Северной Америке Новоархангельске (ныне город Ситка). Тогда под артиллерийский салют и при параде военных двух стран там был спущен российский флаг и поднят американский. 

Однако не эта дата отмечается ежегодно как День Аляски, когда проходят праздничные церемонии и парады. В самом штате чтут именно 30 марта. Торжества длятся несколько дней и начинаются в последний понедельник марта. Этот день считается официальным праздником штата — Днем Сьюарда. Его считают отцом-основателем Аляски, и мало кто вспоминает, какой безжалостной критике подвергся он в свое время за ее покупку у России. 

Заплаченные за более чем полтора миллиона квадратных километров Аляски 7,2 миллиона долларов считали выброшенными на ветер. В книгах, посвященных приобретению Аляски, это событие называлось «капризом Сьюарда». Будущий 49-й штат именовали «погребом-ледником» и «садом для полярных медведей». Политическая карьера Сьюарда после этого закатилась... 

Однако Америка в тот момент весьма трезво исходила из национальных стратегических интересов. Ее беспокоил северный сосед — Канада, являвшаяся тогда колонией Англии. Кроме того, США стремились оказать услугу своему союзнику — России, у которой казна оказалась практически пустой после поражения в Крымской войне, и власти хотели избавиться от Аляски, ставшей для империи тяжким финансовым бременем. 

Этот край был открыт в 1741 году во время экспедиций Алексея Чирикова и Витуса Беринга, которые положили начало постоянным русским поселениям на Аляске. Ко времени сделки 1867 года особой прибыли от нее не предвиделось, поскольку даже пушного зверя оставалось все меньше, а проблем, в том числе с дорогостоящей доставкой продовольствия, она создавала немало. 

Отношение к Аляске по обе стороны Берингова пролива изменилось лишь после того, как здесь и в соседней Канаде было обнаружено золото, и в конце 1890-х годов началась «золотая лихорадка». Тогда и Россия, владевшая этой территорией 126 лет, пожалела, что поспешила ее продать. А что уж говорить сегодня, когда известно, что Аляска — подлинная кладовая природных ресурсов. На этот штат приходится около половины выявленных в США запасов нефти, угля, металлов платиновой группы, 80 процентов запасов олова, 30 — сурьмы, 20 — никеля. 

На Аляске, в частности, расположено крупнейшее в США нефтяное месторождение Прудо-Бэй, а в 1973—1977 годах здесь был построен Транс-аляскинский нефтепровод протяженностью 1285 километров, по которому ежедневно прокачивают более двух миллионов баррелей нефти. 

Историки-любители охотно строят гипотезы, как могла бы сложиться судьба Тихоокеанского севера, не продай Россия Аляску. На самом деле, считают специалисты, не продать ее она просто не могла. Главнейшей проблемой для русских поселенцев была нехватка продовольствия, которое приходилось доставлять через Берингов пролив из России. Выходом могли бы стать поставки продовольствия из Америки. Именно в поисках такого надежного источника отправился на юг представитель Российско-американской компании Николай Резанов. Ему принадлежала идея создания в Калифорнии поселения, которое могло бы стать житницей для русских на Аляске. 

Уже после смерти Резанова такое поселение появилось на берегу океана, примерно в 100 километрах севернее нынешнего Сан-Франциско. Назвали его Форт Росс. Но выбор места оказался неудачным: близлежащая бухта была неудобной для захода парусников, почва — малоплодородной да и частые густые туманы не способствовали земледелию. В 1841 году, спустя 30 лет после основания форта, он был продан американцу Джону Саттеру. А четверть века спустя продали и Аляску. 

После последнего события примерно 900 поселенцев возвратились в Россию. Однако остались русские монахи из православной миссии, прибывшей сюда с первыми поселенцами в сентябре 1794 года и принесшей православие на американский континент. Святитель Иннокентий, которого называют апостолом Русской Америки, смог настоять на включении в договор о продаже Аляски пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской православной церкви в Америке, должны были оставаться ее собственностью, а самой церкви обеспечивалась полная свобода деятельности. И священники продолжали, хотя уже и в более сложных условиях, свою миссионерскую работу. 

На Аляске до сих пор в маленьких деревнях стоят примерно 100 русских православных церквей. 40 из них занесены в списки исторических памятников. И все — действующие. 

Одни находятся в отличном состоянии, другие нуждаются в спасении. Защиту этого наследия Аляски взяла на себя некоммерческая организация РОССИА. Это удачно найденное название является аббревиатурой от сочетания английских слов «Русские православные священные храмы на Аляске». Возглавляет организацию епископ Ситкинский, Анкориджский и Аляскинский Николай. 

«Для Аляски — это архитектурное и духовное наследие, которое является мостом между двумя континентами, объединяющим европейскую, американскую и азиатскую культуры, — говорится на сайте организации. — Это уникальное наследие, которое нельзя потерять». Американская православная церковь ведет свою историю именно от этой миссии, и, хотя резиденция митрополита Американской православной церкви находится сейчас в Нью-Йорке, Аляска продолжает оставаться сердцем американского православия. Число постоянных прихожан в штате составляет 30 тысяч человек. Самое удивительное, что многие из них не являются русскими или их потомками. В подавляющем большинстве это алеуты, предки которых были крещены еще во времена Русской Америки. И хотя у них нет ни капли русской крови, они носят русские фамилии — Власов, Григорьев, Тотемов. 

Вообще, Аляска играет большую роль в российско-американских отношениях. Так, в годы Второй мировой войны именно через Аляску осуществлялась по программе ленд-лиза поставка в Советский Союз американских боевых самолетов. Из города Фэрбанкс за период с 1942-го по 1945 год Соединенные Штаты отправили в СССР примерно 8 тысяч боевых самолетов. В августе 2006 года в Фэрбанксе был открыт монумент в память о ленд-лизе и советско-американском братстве по оружию во Второй мировой войне. А  2 сентября (дата подписания Японией в 1945 году акта о безоговорочной капитуляции) официально объявлено в этом американском штате Днем памяти о ленд-лизе. 

Существуют различные программы научных и учебных обменов. Недавно на Аляске появилась первая школа с углубленным изучением русского языка. Ее создание в столице штата Анкоридже стало возможным благодаря гранту Министерства образования США. Цель программы — углубленное изучение русского языка и культуры. На Аляске это считают особо важным, поскольку речь идет о ближайшем (кроме Канады) соседе, от которого ее отделяет лишь Берингов пролив. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter