Могилев из серого стал цветным

О Могилеве

Впервые я увидела его в конце 90–х. Любви с первого взгляда не случилось. Напротив, я даже не сочла этот город симпатичным. Безликий, угловатый и даже какой–то неуклюжий, как подросток–переросток. Мне, привыкшей к уютным улочкам и дворикам, брусчатым мостовым Гродно, пестрым клумбам и фасадам Волковыска, трудно было примириться с серым городским пейзажем. А серым в Могилеве было все: административные здания и жилые дома, центр и окраины. Даже окна и те — грязно–серые. «Почему?» — допытывалась я у местных жителей, с удивлением глядя на фасады домов, выходящих на центральные улицы города. Те удивлялись в ответ: мол, по весне приедут коммунальники — покрасят. Как можно красить свое окно исключительно изнутри, для меня так и осталось загадкой. Не понимала я и того, почему жильцы высоток сами не разбивают у подъездов цветники, не высаживают плодовые деревья, как принято на моей родной Гродненщине. Навещая оставшихся там родных, я «плакалась», что Могилев — как другая страна.


Но жизнь течет. Меняются люди, меняется город. Теперь я все чаще слышу от приезжих, что Могилев своими проспектами напоминает столицу, что он — красивый, интересный, уютный. Это правда. И этим городом я горжусь. Богатая история, богатые традиции... Когда узнала, что Могилев претендует на звание культурной столицы Беларуси и СНГ 2013 года, ничуть не удивилась. Город достоин высокого статуса. Как любому патриоту города, мне нетрудно ответить, чем он лучше других. Международные фестивали «Золотой шлягер», «Магутны Божа», «Анимаевка», театральный молодежный форум «Март–контакт», пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» — это все тут, у нас. Впрочем, если постараться быть объективной, придется признать, что нынешний «Золотой шлягер» скорее походил на региональные спевки, чем на международный фестиваль. А театральные критики, приезжающие на «Март–контакт» из России, стран СНГ, Европы, искренне не понимают нашу публику, которая и сильным, и откровенно слабым постановкам аплодирует стоя. И все чаще задаются вопросом: всеядность — это признак безвкусия или могилевчане так понимают этикет?


Впрочем, на подобные «мелочи» можно закрыть глаза. Хороший вкус воспитывается годами. Но ведь об уровне культуры судят не только по фестивалям, но и по порядку в «очагах культуры», общественном транспорте, на улицах. А мои земляки дворников и уборщиц без работы не оставляют. Директор областного краеведческого музея Виктор Анненков как–то признался, что посетители к ним порой являются навеселе. Да и за трезвыми нужен глаз да глаз. То кольцо у «первобытного человека» отломают, то саблю повредят у «полицейского». А ведь сюда, как, впрочем, и в кино, люди идут культурно провести время. И остаются после этих «культурных посетителей» в кинотеатрах рассыпанный по полу поп–корн, шелуха от семечек. Не раз мои «культурные» земляки уродовали кресла и знаки в честь почетных жителей Могилева на одной из главных городских достопримечательностей — площади Звезд, пересаживали с городских улиц на собственные дачи городские саженцы...


Да, из–за десятка вандалов нельзя лишать город высокого статуса. Тем более что его присвоение даст Могилеву уникальный шанс культурно развиваться. Будет выделяться больше средств на реставрацию памятников культуры, пополнение музейных коллекций. А это — то самое богатство, которое делает город привлекательным для туристов. Их ведь интересует не только «глянец». Культурная столица России Санкт–Петербург, помимо Эрмитажа и великолепных соборов, славится и своими двориками, в которых время словно застыло и в которых будто по сей день ютятся Раскольниковы. Официально купить экскурсионный тур по этим мрачноватым местам, в свое время пользовавшимся дурной славой, — Сенную площадь, Обводный канал, египетский дом, — невозможно. Но местные сталкеры проблему решили, организовали ночную экскурсию по питерским трущобам «Призраки северной столицы», в ходе которой обещают даже познакомить приезжих с призраками Распутина и Софьи Перовской. Если учесть, что сталкерам в большинстве своем до 30 лет, неплохо уже то, что молодые питерцы знают и чтут историю, культуру родного города. Попроси нашу молодежь показать, где в свое время располагалась ставка последнего российского императора Николая II, — не факт, что смогут. А ведь как театр начинается с вешалки, так город — с каждого из нас. Давайте об этом помнить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter