Музеи Могилевщины пытаются вернуть "родные" раритеты

Могилев. Артефакты

В феврале вступил в силу Кодекс о культуре, в котором особое внимание уделено национальному наследию. Полномочия специальной комиссии по выявлению, возвращению, совместному использованию сокровищ, находящихся за пределами страны, работающей при Совмине, расширились. Вопрос реституции культурных ценностей вышел на международный уровень. Я поинтересовалась у могилевских музейщиков, какие артефакты с местной пропиской они уже вернули и какие мечтают увидеть в своих коллекциях.


Музей истории Могилева — в постоянном поиске «родных» раритетов, а также спонсоров, которые помогли бы их выкупить у частных коллекционеров, на аукционах. С помощью неравнодушных земляков культурное учреждение уже приобрело Статут Великого Княжества Литовского 1588 года, фолиант «Часовник» 1773 года. А вскоре его фонды должны пополниться новыми ценными экспонатами. Среди них — уникальная коллекция снимков Могилева времен Первой мировой войны. Директор музея истории Алексей Батюков уточняет:

— Они сделаны солдатами кайзеровской Германии в 1918 году и представляют историческую и художественную ценность. За ними не только мы охотимся. Но для могилевчан они особенно важны. На некоторых фото запечатлены давно уничтоженные Иосифовский собор, Спасская церковь, храм в Буйничах.

Алексей Батюков: «До сих пор в фондах могилевских музеев не было ни одной книги нашего земляка Спиридона Соболя».

Еще одна особая линия поисков музейщиков связана с именем печатника и просветителя Спиридона Соболя. Уроженец Могилева работал в типографиях Кутеинского, Буйничского монастырей, Могилевского православного братства. Но ни одной книги Соболя в местных музеях нет. Могилевское издание — «Апостол» 1638 года хранится в Национальной библиотеке, остальная литература — за пределами страны. Сейчас, по словам Батюкова, появилась возможность приобрести Новый Завет с Псалтырем, изданный в 1652 году в типографии Кутеинского монастыря под Оршей учениками Спиридона Соболя — монахами. К уникальному экспонату, который еще не выкуплен, но уже находится в музее, можно прикоснуться, лишь надев специальные перчатки. Сохранилась книга превосходно: и текст, и роскошные гравюры. Вот только обложка с титульной стороны утеряна да оборваны кожаные ремни, что «закрывали» фолиант, как ключ...

Литургический покров с фрагментами слуцких поясов.

Батюков констатирует:

— На то, чтобы отыскать утраченные ценности, уходят годы кропотливой работы. Очень много раритетов с могилевской пропиской осели в частных коллекциях в Украине, России, Европе.

Белорусские раритеты — гордость не только частных коллекций. Они хранятся в фондах многих кунсткамер, библиотек мира. Много исторических ценностей было вывезено с наших земель незаконно. Вернуть на родину эти сокровища, затерявшиеся за рубежом, очень непросто. До сих пор не найдена национальная реликвия — исчезнувший из Могилева в годы Великой Отечественной Крест Евфросинии Полоцкой, хранившиеся вместе с ним в комнате–сейфе регалии королей Речи Посполитой. Их поиск осложняется тем, что, в отличие от Креста, они не были подробно описаны. По словам главного хранителя фондов Могилевского областного краеведческого музея Ольги Малашенко, неизвестно, сколько всего предметов было в той коллекции:

Подвеска с гербом Рюриковичей, датированная Х веком.

— Вместе с раритетами пропал и список... Конечно, хотелось бы вернуть многое. Помимо вышеперечисленного, золотой и серебряный ключи от Могилева, которые в 1780 году горожане подарили императрице Екатерине II.

До Великой Отечественной основной фонд этого музея насчитывал около 320 тысяч экспонатов. Сегодня их — 137 тысяч. Здесь хранились трон Екатерины II, дорожные сани Наполеона, рукописное Евангелие XV века, шитая золотом и шелком плащаница 1566 года, серебряная митра Георгия Конисского... В начале Великой Отечественной войны во время обороны города музей сгорел вместе с сокровищами. А раритеты, хранившиеся в комнате–сейфе в другом здании на улице Миронова, бесследно исчезли.

Впрочем, и ныне в фондах краеведческого есть уникальные вещи. Это — иконы известного живописца Боровиковского, алтарная скульптура униатского католического храма, датируемая XVII — XVIII веками. Предположительно — работа местных мастеров.

Музей истории Могилева недавно купил у коллекционера из Польши литургический покров с фрагментами слуцких поясов. Есть в музейной коллекции подвеска с гербом Рюриковичей, камергерский ключ последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Ее передал в дар земляк, предок которого был у Понятовского камергером.

По словам Батюкова, ежегодно музейные фонды пополняются где–то на 700 экземпляров:

— Хотелось бы приобрести иконы XVI — XVIII веков местных мастеров, литературу и гравюры могилевской школы книгопечатания. «Житие святых» 1702 года с гравюрой Могилева — очень редкий экземпляр. В мире таких книг не больше семи. Находить ценности сложно, еще сложнее вернуть их в страну. Трансфер через границу — вот где нужна реальная помощь комиссии. Ведь в частном порядке раритет не провезешь. Ну и, разумеется, нужна финансовая поддержка государства — у провинциальных музеев нет средств, чтобы выкупать сокровища на аукционах.

А возвращаться они должны. Ведь именно раритеты с привязкой к своей стране, культуре, истории представляют наибольшую ценность. Они помогают заглянуть в глубь веков и, изучив традиции предков, в который раз осознать: нам действительно есть чем гордиться.

Сокровища, которые хотелось бы вернуть:


Крест Евфросинии Полоцкой — реликвия номер один. Изготовленный полоцким мастером Лазарем Богшей, он не только материальная, но и духовная ценность. В его основание из кипариса были заложены мощи святых из Иерусалима, в специальные гнезда — частица Креста Господня, капли его крови, частицы его гроба и камень из гробницы Божией Матери. Сам Крест покрыт золотыми и серебряными пластинами, украшен драгоценными камнями и ниткой жемчуга. На обратной стороне реликвии и по бокам — надписи. Одна из них грозит страшной небесной карой тому, кто осмелится вывезти Крест из Полоцка. Не найден;

12 апостолов из золота и серебра — легендарные сокровища рода магнатов Радзивиллов, хранившиеся на территории Несвижского замка и не найденные по сей день;

уникальная коллекция картин Сапегов — вторых после Радзивиллов магнатов в ВКЛ. Находилась в их родовом замке в Ружанах. Среди семейных реликвий был кубок из цельного хрусталя «Иван» и уникальная библиотека, стоившая целое состояние. Судьба неизвестна;

слуцкие пояса XVIII — XIX веков. В 40–х годах прошлого века около полусотни уникальных поясов с золотой и серебряной нитью находились в Государственной картинной галерее БССР и бесследно исчезли в годы оккупации. Вернулись на родину лишь несколько;

библиотека рода Хрептовичей, собранная в имении Щорсы на Новогрудчине и насчитывавшая в XVIII веке около 20 тысяч книг, древних рукописей, манускриптов. Вывезена в Киев во время Первой мировой войны.

Раритеты, которые уже вернулись в нашу страну:


памятник национальной книжной культуры — «Малая подорожная книжица», напечатанная Франциском Скориной в Вильно в 1522 году. Именно ее считают первой книгой, изданной на белорусских землях. Полных экземпляров «Малой подорожной книжицы» не сохранилось. Неполные хранятся в библиотеках Москвы, Копенгагена и Санкт–Петербурга;

Слуцкое Евангелие — первая и весьма значительная культурная ценность, возвращенная в страну. Хранится в Минске. А до лета 1941–го находилось в комнате–сейфе здания Могилевского обкома партии, откуда исчезло вместе с Крестом Евфросинии Полоцкой и другими раритетами;

несколько слуцких поясов (их можно увидеть в Национальном художественном музее, Слуцком краеведческом и других).

olgak53@mail.ru

Фото автора и из фондов музея истории Могилева.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter