Моется тот, кому лень чесаться?

Анекдот в тему.
Анекдот в тему. "Вы уже 10 лет работаете у нас в конторе, - говорит начальник своему подчиненному, - но еще ни разу не попросили меня о прибавке к зарплате. А ну-ка рассказывайте, что вы тут "химичите", где воруете?"

Это раньше просить "для себя" было зазорно - только для коллектива, ради общественного блага. Сейчас просить, не важно о чем и кого, - явление обычное, привычное. Только вот ведь, знаете, какая штука получается? Просят нынче все больше для собственного блага, а интересы остальных - по боку.

Помню, в одном из своих недавних материалов я заступалась за жителей деревушки в Волковысском районе. На территории их сельсовета работало две бани, теперь они закрыты. Чтобы помыться, сельчанам нужно ехать с десяток километров на рейсовом автобусе до райцентра. Удобно? Справедливо? Едва ли. Наверняка можно было бы оставить одну баню на территории сельсовета, который охватывает несколько населенных пунктов. А вот совсем другое письмо, хотя проблема в нем та же: "Одна нормальная баня, с парилкой, была в Мостах, единственная радость для пенсионеров. И вдруг ее закрыли около года назад..." Далее около полусотни подписавших обращение обвиняют местную власть в бездушии, бездействии и бюрократизме. У мостовчан должны быть веские аргументы, чтобы бросаться такими обвинениями. Однако... Рискую также оказаться бездушной, но в данной ситуации я солидарна с решением местных властей о закрытии "нормальной бани" в городе. Вот выдержка из ответа администрации Мостовского райисполкома на коллективное письменное обращение в Комитет госконтроля Гродненской области об оказании содействия в решении "банного" вопроса (кстати, ответ прислали в редакцию сами просители). "Здание и оборудование бани, на основании комиссионного обследования, требуют капитального ремонта, так как не соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормативам. Необходимые на ремонт значительные денежные средства ОАО "Мостовдрев" (баня находится на балансе предприятия. - В.М.) не может выделить из-за тяжелого финансового положения. В городе имеется баня РУП ЖКХ на 100 помывочных мест. Условия ее работы удовлетворительные, но для улучшения обслуживания посетителей в 2003 году запланирован текущий ремонт без остановки эксплуатации. По итогам 2002 года она была загружена только на 35 процентов своей номинальной производительности. Исходя из вышеизложенного, выполнять дорогостоящий ремонт и открывать вновь баню ОАО "Мостовдрев" считаем нецелесообразным".

В бани я хожу редко (предпочитаю принять дома ванну), но приблизительно представляю, как должно выглядеть нормальное заведение такого типа. И лично мои представления никак не подразумевают несоответствие самого здания и всего, что внутри него (от душевых до полок в парилке и шаек), санитарным и противопожарным нормам. А что имели в виду, расхваливая редакции свою "единственную радость", авторы письма?.. Всегда трудно расставаться с тем, к чему привыкаешь, даже если оно представляет собой "мину замедленного действия". Это очевидно. Но также очевидно, что, оставь местные власти все как есть, рано или поздно в аварийном здании случилась бы беда. И тогда уже мостовчане наверняка писали бы в редакцию, в Комитет госконтроля, еще куда-нибудь письма иного содержания: "Местные бюрократы, бездушные чиновники не доглядели, не закрыли, не отремонтировали..." То есть в любом случае дело закончилось бы жалобами. Если взглянуть на теперешнее положение вещей спокойно и объективно, есть ли у написавших в редакцию столь серьезный повод для жалоб? В городе работает баня, в которой за раз могут помыться 100 человек, а в среднем ее посещают 35. Какой смысл тратить государственные деньги на содержание еще одной бани? Всем нам свойственно беречь каждый рубль из собственного кошелька. Но ведь и городская казна, и районная, и государственная - тоже наш кошелек, только размерами побольше. Увы, не привыкли мы оттуда деньги считать. Потому и беречь их как-то не привыкли. А надо бы научиться.

Но это, так сказать, "тихие" просители. С ними поговорить по-человечески можно, они выслушают и поймут. Или сделают над собой усилие и позволят экономическим расчетам и выкладкам взять верх над своими прихотями и желаниями. А есть просители буйные. Удовлетворить их просьбу априори невозможно: и то будет не так, и это не этак. Впрочем, за истошными воплями порой и разобрать-то трудно: чего же они на самом деле хотят. Одна из таких просительниц - Лариса Ивановна Данченко из Витебска. На протяжении нескольких лет женщина пишет заявления во все инстанции по вопросу возмещения вреда, причиненного ее здоровью в результате несчастного случая на производстве в 1973 году. Чисто по-человечески ее жаль - лишилась правой руки. И требования ее справедливы. Если бы не тот факт, что инстанции, в которые обращалась Данченко, неоднократно объясняли ей порядок возмещения материального и морального ущерба. Областное управление комитета по инспекции труда уверяло, что несчастный случай расследован в соответствии с действующим на тот момент законодательством, установлены виновные должностные лица, и ей, Данченко, возмещение вреда производилось в установленном порядке. Витебский горисполком в пределах своей компетенции, учитывая тяжелое материальное положение женщины, оказывал ей материальную поддержку. Все вышеперечисленное женщина подтверждает, но упрямо продолжает писать письма-жалобы, не выдвигая никаких новых требований, не сообщая новых фактов. Инстанции в соответствии с законом прекращают с ней переписку. Но Лариса Ивановна на этом не успокаивается: она решает "восстановить справедливость", простите, матеря всех, кто так или иначе причастен к рассмотрению ее вопроса. "Под раздачу" попали и журналисты... Добрый вам совет, Лариса Ивановна: если вы считаете, что с вами поступили несправедливо, обращайтесь в суд. Только эмоции и крепкие словечки лучше держите при себе...

Отказывать просящим трудно: ведь раз человек обратился с просьбой, значит, ему действительно чего-то не хватает и он всерьез рассчитывает на поддержку. Но отказывать приходится и вовсе не из-за бездушия и черствости. Как, например, минчанину Юрию Герасимовичу Бузикову ("сокращенно: Святой" - так скромно называет себя в письме автор). Он собрался оздоровить все человечество одному ему известным способом. И просит нас дать ему на это "добро"... На что, простите?

А как ходатайствовать за осужденных, которые подробно описывают свои злодеяния, но при этом безоговорочно уверены, что сидят ни за что, и просят помочь? Как?.. Впрочем, не буду продолжать. Каждый случай сугубо индивидуален и рассматривать его надо тоже индивидуально. Но и просителям к предмету просьбы следовало бы подходить, так сказать, аккуратно. Реально нужно оценивать не только свои шансы на поддержку, но и возможности других ее оказать. Тогда и просить будет не зазорно, и дать не жалко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter