Как создать участок с нуля

Модный огород

Вы можете представить заслуженную артистку Беларуси, солистку Национального академического Большого театра оперы и балета, обладающую волшебным меццо-сопрано Елену Сало в характерной позе с лопатой или тяпкой в руках вместо дизайнерского клатча? Оказывается, Елена Алексеевна очень любит копаться в грядках, выращивать огурцы и помидоры. А еще дышать чистым воздухом, любоваться закатами и слушать тишину родных просторов. 


Лет в 6—7 ей приснился сон, что станет оперной певицей: так хотелось петь! В роду по линии мамы любили петь бабушка Лена и прабабушка Лиза. Сама Елена училась по классу аккордеона: просто в музыкальном училище, куда поступала, не было вокального отделения. Когда же начала петь, потеряла голос. Многие после таких травм вообще не поют, а она поступила в консерваторию, где снова ей неправильно определили голос. Но — о, чудо! — поменялся преподаватель и голос зазвучал: диапазон в 2,5 октавы вместо одной. Сегодня в ее репертуаре разные жанры — не только опера, но и романсы, песни, оперетта.

В поисках сказки

Елена, сколько себя помнит, пела и занималась растениями. Началось увлечение садоводством с крохотного отростка камнеломки, который подарила ей подружка в детстве. Выходила, вырастила, а чтобы цветок не пропал, даже зеркалами его подсвечивала.

Елена Алексеевна считает, что она из тех людей, которым противопоказано жить в комфорте. Возможно, это и определило выбор сельского дома. 

Началась вся эта дачная эпопея более шести лет назад, когда друг и поэт Федор Боровой пригласил ее к своим друзьям в Дятловский район. Гуляя с дочерью Лизой по живописным окрестностям, набрели в лесу на вымощенную камнем дорогу, которая и привела их в заброшенную деревню. На отшибе, скрытая от глаз за разросшимися деревьями и забором-частоколом, стояла старенькая хата с голубой дверью. Чем не домик колдуньи? Именно в тот момент Елене Алексеевне захотелось иметь точно такой же. Увы, купить этот не получилось. Начались поиски чего-то подобного, старинного, с историей. На них, замечу, ушел не один год. И вот уже четыре года хозяйничает она в деревне недалеко от Мира. Места здесь заповедные, земли плодородные, а климат удивительный.

Дом и участок (23 сотки) были заброшены. Очень много сил пришлось приложить, чтобы привести все в порядок. Признается, соседи поначалу не верили, что справится. Да, было нелегко. Но именно эти четыре года артистка считает самыми счастливыми в своей жизни. Теперь уже и она свой человек в деревне. Местные называют то «певица», то уважительно «Алексеевна». И всякий раз, проходя мимо, обязательно заглянут за забор и спросят: «Чаго моднага саджаем?»
Мне снится дом с окном 
на поле, 
С широкой дверью 
и крыльцом.
И пядь земли при нем — 
не боле,
Журавлик у колодца 
над кольцом.
(Федор Боровой.)

Были мочалки, будут и веники

А модного на участке действительно немало. Черный маш и красный спаржевый салат, в котором съедобны как раз-то черешки, топинамбур и готовящийся вот-вот зацвести ананас, арбузы и съедобный кактус, вигна и санберри, китайские 40-сантиметровые огурцы и фасоль, тыквы и репа... 

 
Спаржевый салат
 
Черный маш
В теплице дружно соседствуют помидоры, баклажаны, перец и огурцы. Надо сказать, что томаты разбросаны по всему участку: где солнца больше, там и они. И в основном белорусской и новосибирской селекции. К нашему климату они наиболее подходят. Самый любимый сорт «Черный мавр». Наливаются цветом и желтоплодные помидоры. Рассаду Елена выращивает сама. Говорит, что уже в феврале руки чешутся — так хочется в земле покопаться. 

У каждой культуры своя история. Взять хотя бы санберри, эту солнечную ягоду. Мама рассказывала, что после войны паслен заменял конфеты. А варенье из него — отличное лекарство для восстановления зрения.

Есть и грядка с капустой, правда, не белокочанной, а кольраби. У листовой прожорливые гусеницы каждый год уничтожают весь урожай, а «колобки» на ножке им не по зубам. У цветной же капусты листья, как платочек, завязаны на макушке — чтобы не выгорали и не пересыхали соцветия.

В почете и пшеница. Ее Елена проращивает и добавляет в салат из вареной свеклы. Обмолачивает же, как в старину, — палками в мешке. Мечтает найти жернова, чтобы и мука была своя цельнозерновая. А еще очень хочет научиться печь хлеб в печи.

В том году на грядках росли... мочалки, то есть люффа. Посадила два семечка в теплицу и получила 15 мочалок, которые раздарила друзьям. Люффа — она же съедобная мочалка, или тыква мочалковая. Растет как огурцы, да и в начале будущие плоды-мочалки здорово смахивают на них, только более крупных размеров. К слову, пока молоденькие, их можно есть. 

Перед посевом семена лучше прорастить: очень длинный — почти полгода — у люффы период вегетации. При посеве в грунт можно мочалок и не дождаться. Чем моложе плоды, тем нежнее и мягче будет мочало! А чтобы кожица загрубела, плоды вначале хорошенько высушивают, а затем около недели вымачивают в воде. О том, что мочалка готова, подскажут постукивающие о стенки плода семена. Остается лишь обрезать кончики, высыпать зернышки и огородный мойдодыр готов.

В этом году, говорит Елена Алексеевна, вместо мочалок на Новый год всем подругам подарит по венику. Семена веничного сорго взяла с готовой метелки. Высеяла, а они и взошли. Сорго уже под 1,5 м будет. Растет оно рядом с кукурузой. И надо сказать, что на нее очень похоже: только вместо початков — метелки. Такое же теплолюбивое и нетребовательное к почве и влаге. К середине сентября, когда зерно созреет, а сами растения высохнут и пожелтеют, останется их срезать и пустить на веники.

Из леса — в сад

Несмотря на то что культур-диковинок немало, Елена Алексеевна все же отдает преимущество старинным сортам, стараясь обходить гибриды. Не использует на участке химию. 

Не менее модный у певицы и сад. Рядом с грецким орехом «Идеал» подрастают кизилы. Набирает силы лимонник и уже дали первые плоды совсем еще крохотные черные шелковицы. Они как память об украинской бабушке, у которой эти деревья росли во дворе.

Виноград, черная рябина, йошта, цидония, облепиха, красная виргинская съедобная черемуха, жимолость... Всему есть место на пока еще не до конца отвоеванном у сорняков участке.

Чудо-груша
Заложен и сад. Под старым тюлем, словно в ажуре, созревает самоплодная, высокоурожайная и зимостойкая вишенка сорта «Уйфехертой фюртош». Рядом с ней набирается сил темно-бордовая чудо-груша. Покупалась как «Кармен», но вышло что-то другое. Пока эту загадку Елена Алексеевна не разгадала. Но то, что корни у нее азиатские, — однозначно: уж очень округлые плоды похожи на груши «Наши» китайской селекции. По форме это нечто среднее между грушей и яблоком.

Под каждым деревцем по обе стороны от ствола закопаны 2-литровые пластиковые бутылки. Это — для полива, чтобы вода не растекалась по поверхности, а поступала сразу к корням. 

Очень много в саду и лесных переселенцев. На них ставку Елена Алексеевна делает потому, что они, как никакие другие сорта, приспособлены к нашим нестабильным (особенно зимой) погодным условиям. 

Что ни культура, то опыт, своего рода приручение строптивых дикарей. Так, на участке прописались принесенные из леса земляника, ирга и алыча. На дальнем болоте выкопала боярышник и золотистую смородину. В планах развести практически безусую и очень крупноплодную (ягоды — как минимум по 20 г) белую садовую землянику сорта «Белый швед», в аромате которой есть нотки земляники и шелковицы.

А еще Елена Алексеевна вводит в деревне моду на черную бузину. К слову, и она перекочевала на участок с болота. Уже целый ряд высажен. До недавних пор деревенские считали ее волчьей ягодой. А теперь и сами собирают, чтобы, как и певица, высушить для чая цветы или приготовить цветочный сироп. Очень вкусным получается и сок из бузины, разбавленный сахаром 1 к 1. 

В Европе и Америке бузина суперпопулярна. И прежде всего как натуральный активатор иммунитета. Ее антиоксидантное действие в 2 раза выше, чем у клюквы, и в 5 раз, чем у черники!

Елена просто влюблена в бузину и признается, что если бы у нее был герб, то на него обязательно нанесла бы ее цветы и ягоды. Оно и не удивительно: на языке цветов бузина символизирует трудолюбие и усердие. Как только выпадает свободная минутка, певица уже возле своих грядок.

Причем одинаково хорошо она справляется как с дедовской ручной косой, так и с лобзиком, шуруповертом. Столы, полки, стулья, карнизы — все ее женских рук дело. Елена отлично рисует аллегории, соединяя портреты с образами птиц и животных. 

Фитоферма

А еще героиня (как ботаник-любитель) мечтает создать на участке небольшую фитоферму, чтобы самой делать целебные мази, настойки и сиропы. Лекарственных растений здесь уже немало. О травах может говорить долго: это одно из главных ее увлечений. Гуляя по лесу, обязательно найдет нечто особенное и перенесет на участок. Так здесь появились лекарственная ромашка и василек. Для кого-то это обычные сорняки, а для нее — помощники. Поэтому и относится к ним совершенно иначе. Спорыш, лопух, полынь, девясил, пустырник и другие вроде бы сорные растения мирно уживаются с культурными. Главное — знать, что для чего сгодится. 

А рецептов в копилке у Елены Алексеевны немало. Чтобы поддержать здоровье глаз, настаивает, соединяя в равных пропорциях, траву очанки, цветки календулы, василька и черной бузины. Настой процеживает и закапывает в глаза. Спиртовая настойка из ноготков — отличная альтернатива покупной зеленке. 

Настоянные в течение двух недель на водке цветы белой сирени, белой черемухи и белой акации — отличное лекарство от суставных болей. Лечит суставы и мазь из корней окопника, приготовленная на жиру. 

Аллергию и дерматит великолепно снимает крем из сока дымянки и свиного жира (1:1). Для отдушки героиня добавила лепестки чайной розы, ноготков и василька. К слову, из розы каждый год готовит невероятно ароматное и не менее полезное варенье на меду.

В планах на следующий сезон — приручение заманихи и мыльнянки. Уж очень хочется попробовать настоящее растительное мыло. Ждут своего часа и добытые два семечка витекса священного, или авраамова дерева. Листья этого достаточно высокого (до 8 м) кустарника источают необычайный острый аромат, вдыхание которого (если верить легендам) способно вернуть молодость. Надо сказать, что у витекса целебно абсолютно все — листья, цветы, ветви, кора, но особенно плоды. 

Не менее модным было и наше чаепитие. Елена Алексеевна заварила ладанник. Никакого отношения к церковному ладану растение не имеет, а свое название получило за похожий на него аромат. Но и для здоровья эта травка очень полезна: укрепляет иммунитет и отлично чистит организм от шлаков и токсинов. 

— Моя дача — это моя большая любовь после семьи и творчества. Это не просто земля, не просто хатка. В них я вкладываю душу. Не бойтесь окунуться в проблемы. Рискуйте! Мечтайте! Двигайтесь вперед! Ведь это огромное счастье — сделать что-то своими руками и осуществить свои самые сокровенные мечты! — сказала прощаясь Елена Алексеевна.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter