Модернизация образования

В Беларуси на 1.000 человек населения выпускается лишь 7 инженеров. Соответственно этому и соотношение гуманитарных и технических специальностей в университетах...

В Финляндии, занимающей в международных рейтингах по индексу «инновационности» первое место, ежегодно на 1.000 человек населения выпускается 17,4 инженера, в Швеции — 17, в Сингапуре — 16,8. В Беларуси на 1.000 человек населения выпускается лишь 7 инженеров. Соответственно этому и соотношение гуманитарных и технических специальностей в университетах. В настоящий момент пропорция между гуманитарными специальностями и техническими сложилась у нас в соотношении 70 на 30, в то время как в динамично развивающихся государствах мира пропорция обратная — 30 процентов гуманитариев на 70 процентов технарей.


Если ситуацию в ближайшее время не изменить принципиально, то отставание Беларуси от наиболее успешных стран мира будет увеличиваться.


Что уж и говорить, если даже президент США Обама запустил ряд программ поддержки инженерно–технического и математического образования, которые включают серьезные финансовые инструменты (налоговые скидки, гранты и пр.). По его словам, это необходимо для того, «чтобы Америка вернула себе лидирующие позиции в мире как высокотехнологическая и инновационная нация».


Беларусь тем более нуждается в комплексе мер по поддержке математического и инженерно–технического образования. Исходя из задачи перехода нашей страны на инновационный путь развития, предлагается:


1. Увеличить количество студентов и аспирантов инженерных специальностей за счет сокращения мест на гуманитарные специальности. Нам сделать это проще, чем многим странам Западной Европы и Америки, где университеты — независимы от государства. Там государство не может административно установить набор на определенные специальности, как и не может указывать, в каких пропорциях должны готовиться кадры.


Поэтому они прибегают к другим мерам. В развитых странах существует целый набор стимулов для инженерно–технических, математических и биологических специальностей. Так, например, в Швеции, Финляндии и Норвегии инженерное образование практически бесплатное; в то же время за медицинское и юридическое образование надо платить серьезные деньги.


2. Создать стимулы для молодых людей выбирать инженерные специальности.


Студентам технических и естественнонаучных специальностей необходимо предоставить возможность участия в проведении исследований и разработок, выделив для них самые современные и технологически оснащенные учебные корпуса. Этим студентам в первую очередь необходимо предоставлять и общежития для проживания.


Действительно. Студентам юристам, или психологам, или социологам для учебного процесса достаточно ручки и конспекта. Инженеру нужно несколько больше — по крайней мере, компьютер (для многих специальностей — это основное средство производства).


3. Следует развернуть агитацию в СМИ среди молодежи и родителей с целью стимулировать их к выбору естественнонаучных специальностей. Социальным образцом среди белорусской молодежи должен стать не чиновник–налоговик и не сотрудник контролирующих органов, а инженер–изобретатель, инновационный предприниматель. Именно они должны выставляться в качестве образца для подражания молодежи.


(В России, кстати, социальный образец выставляется в виде олигарха–бизнесмена, ловко завладевшего государственным имуществом и бессмысленно его растрачивающего, либо в образе чиновника, имеющего возможность «распиливать» бюджет.)


Да и о мировом опыте надо больше говорить. Microsoft, Oracle, Dell, Google, Facebook и т.д и т.п. были созданы студентами технических вузов, а не юристами, экономистами или политологами. И тем более не чиновниками. Социальные симпатии должны быть на стороне тех, кто создает бизнес, зарабатывает деньги и дает рабочие места другим, а не на стороне тех, кто эти деньги тратит.


4. Существенно повысить уровень оплаты труда преподавателям математических и технических дисциплин, снизить для них педагогическую нагрузку, оставив больше времени на практические исследования и разработки.


В настоящий момент педагогическая нагрузка в белорусских вузах составляет 700 — 800 часов, что не оставляет преподавателям времени на занятия научной и практической деятельностью. В ведущих университетах мира, в том числе Стэнфорде, откуда началась Силиконовая долина, педагогическая нагрузка составляет 200 — 250 часов. Зато у преподавателей есть время заниматься научными исследованиями по заказу хайтек-компаний, вовлекая в этот процесс студенчество.


На сегодня средний возраст преподавателей кафедр технических специальностей приближается к 60 годам.


Молодежь не хочет работать преподавателями в связи с низкой оплатой труда, а в педагогический университет набирают сегодня фактически всех желающих. В успешно модернизирующихся странах, например, Китае, для того чтобы получить должность преподавателя ИТ, надо выдержать серьезный конкурс.


У нас же из года в год пед-университеты недобирают студентов на математический и физический факультеты. Если не предпринимать решительных мер, то скоро некому будет готовить специалистов в вузах и учить естественным наукам в школе.


Тогда перспективой для Беларуси будет место в международном разделении труда в качестве страны с дешевой и неквалифицированной рабочей силой с низкими экологическими и социальными стандартами.


5. Включить в университетские советы по формированию учебных программ представителей реального сектора экономики. В динамично развивающихся государствах мира, таких как Япония, Корея, Сингапур, КНР, почти половина образовательных программ 3 — 5–го курсов формируется непосредственно компаниями–заказчиками.


Это позволит выстроить прямую связь между предпринимателем, преподавателем и студентом и создаст систему, которая будет производить кадры, способные воспринимать новое знание и его внедрять, а также ликвидировать разрыв между теорией и практикой в учебном процессе вузов.


(Процентное соотношение между аудиторной и практической нагрузкой на студентов в Беларуси сегодня составляет 80 к 20, в то время как в развитых странах мира — 50 на 50.)


Миссия современного университета — образование через научные исследования и практическую деятельность. Иными словами, студенты должны не просто получать готовые знания, а участвовать в создании новых знаний и применять их на практике.


Необходимо также стимулировать деятельность университетов как инкубаторов малого инновационного бизнеса, предоставив им право распоряжаться объектами интеллектуальной собственности, созданными в рамках проектов, финансируемых из бюджета. Перспектива создания собственного инновационного бизнеса будет важным стимулом для преподавателей и студентов.


6. Вернуть школы с углубленным изучением математики, физики и других предметов. Предлагается также увеличить количество часов математики и физики в школах. Крайне полезным представляется и увеличение уроков английского языка, причем как в школах, так и в технических вузах.


Все меры поддержки технического и естественнонаучного образования, по большому счету, выгодны и представителям гуманитарных профессий. Ведь успешное развитие экономики страны позволит и юристам, и экономистам, и другим гуманитариям получать более достойное вознаграждение за свой труд. Так как достойный уровень жизни в стране могут обеспечивать лишь те, кто своим трудом реально создает национальное богатство страны.


Валерий ЦЕПКАЛО,
генеральный директор
Парка высоких технологий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter