Модерн пятизвездочный

Журналисты "СБ" уже побывали в гостинице "Европа". Правда, пока виртуальной...
Журналисты "СБ" уже побывали в гостинице "Европа". Правда, пока виртуальной...

...После подземного гаража сразу покажется, что света слишком много - жилые этажи идут кругом, замыкая в себе просторный колодец атриума. Свет падает сверху - через огромный стеклянный купол. Достаточно большой, чтобы лопушистым пальмам в зимнем саду хватало естественного света. Конечно, здесь и пальмы, и бархатные портьеры, и драпировка, и ореховые мебельные гарнитуры, и величественный, как китайская стена, швейцар в золотых галунах при входе с длинным, как положено пяти звездам, козырьком... Как и подобает изящнейшему из стилей ушедшего века - модерну. Впрочем, в реальность легко возвращают стеклянные цилиндры панорамных лифтов, будто блестящие поршни сверхновой машины снующие до самого купола и обратно. А можно и глубже - в "андеграунд-фло", где элегантно, дабы не диссонировать с классическим модерном, упрятаны пятизвездочные атрибуты: бассейн с сауной, спортзал и ночной клуб. В цоколе, конечно же, ресторан подстать заведению именитого российского ресторатора Саулевича, арендовавшего в "Европе" после реконструкции 1913 года значительную часть первого этажа...

Примерно так, если призвать на помощь всю фантазию и коллектив архитекторов-проектировщиков мастерской ООО "Трайпл", работающих над созданием проекта новой старой "Европы", может выглядеть прогулка по зданию гостиницы уже через пару лет. Впрочем, чтобы лучше представить будущее, давайте начнем с прошлого.



Минский "Метрополь"

Новой, величественной и сверхмодной она пробыла всего-то год. Лишь закончилась ее реконструкция, даже не были еще погашены владельцами, братьями Поляками, все проценты по ссудам: самая большая гостиница не только в Минской губернии, но и во всем крае, только стала завоевывать популярность "бонтонной" у заезжей знати, как началась Первая мировая. Вместо праздных отдыхающих - военные начальники. По законам военного времени, за номера платить перестали, белье и портьеры обветшали и засалились. Отель, который хозяева видели минским "Метрополем", неспешно, но уверенно приходил в упадок. Сначала из него исчезли цветы, потом - ковры, а позже - и сами хозяева. В 20-е годы прошлого века отель был в ведении Минкомхоза. По воспоминаниям очевидцев, он в ту пору представлял довольно убогое коммунальное зрелище. Во время Второй мировой войны был разбомблен. До основания. В послевоенные годы городские улицы проектировали по-новому, отказавшись от старой планировки. Тогда казалось, что в новых городских рамках у "Европы" не осталось ни малейших шансов на восстановление.

Главный архитектор проекта новой "Европы" Сергей Багласов сразу расставил точки над "i"

: - Давайте не будем говорить ни о реконструкции, ни о восстановлении. Это чистой воды стилизация. Даже без соблюдения географической достоверности - по проекту гостиница будет находиться на 15 метров левее, чем стояла когда-то. После войны улицы Минска были "перечерчены" - на историческом своем месте гостиница заняла бы практически полквартала по улице Ленина. Причем движение транспорта надо было бы прекратить. Да и "красную линию" пришлось бы перейти - на территорию, относящуюся к проспекту Скорины, - памятнику архитектуры 1-й категории, исторической ценности. Радикальные перемены на таких объектах просто исключены.

Сейчас, завершив основные проектные работы, авторы уверены, что предложенный вариант компромисса напрашивался сам собой

: - "Вписав" "Европу" в угол улиц Ленина и Интернациональной, мы просто завершаем ансамбль, - рассуждает архитектор Багласов, - ведь архитектурная незавершенность этого угла площади хорошо видна даже неспециалисту.

Гостиница "врастет" в угол между Академией музыки и жилым домом по улице Ленина. Поскольку она будет достаточно высокой по сравнению с ближайшими строениями - 7 этажей плюс цоколь и вальмовая мансарда, она должна весьма удачно завершить архитектурную недосказанность этого участка. Пока на нем расположено кафе "Блюз", которому предложено сменить прописку - переехать в другое место в центре города. Правда, в самом кафе сложившуюся ситуацию комментировать отказались, сославшись на то, что надо успеть выехать - определена дата сноса: 9 октября.

Фасады восстановленной "Европы", по замыслу архитекторов, будут "скопированы" со старых фотоснимков.

- В Минске очень мало модерна, - говорит Сергей Багласов. - А вальмовый этаж - так называемый французский тип мансард с большими окнами, который был в старой "Европе", - вообще большая редкость. Думаем, новому зданию он придаст особую изысканность. Что же касается внутренних интерьеров, то, к сожалению, о них практически нет информации: не сохранилось ни фотоснимков, ни рисунков. Внутреннее убранство отеля будет произвольным, но общий стиль - модерн начала прошлого века, думаю, удастся выдержать. В сочетании с современностью, конечно. Своего рода элемент неожиданности, когда старые классические стены сочетаются со всеми техническими новшествами и современным комфортом. Ведь это все-таки пятизвездочный, высочайшей классификации, отель.

По современным меркам, "Европа" не будет большой гостиницей. По проекту в ней предусмотрено всего 65 номеров. Лучшие апартаменты расположатся в угловом пространстве, с видом на площадь Свободы. Небольшая сверхкомфортабельная гостиница - хороший европейский тон. Тем более что требования к фешенебельным отелям за сто лет, мягко говоря, несколько изменились. Нынче совсем другой комфорт нужен: отель с лифтом и телефоном на каждом этаже вряд ли получил бы на свой "мундир" и одну звезду. Все серьезные отели с мировым именем, сохранив исторический образ, пережили серьезную реконструкцию. Скажем, при реконструкции легендарного московского "Метрополя", сохранив старый "футляр", создали подземный уровень, почти равный по площади самой гостинице, - чтобы разместить все необходимые пятизвездочному статусу удобства.



Ждем новых открытий

На месте будущего строительства начинаются археологические раскопки. По прогнозам, больших сенсаций не ждут: много раз здесь все перекапывалось, да и подземных сетей на этом участке немало. Все это практически не оставляет шанса для значительных находок. Впрочем, иногда археологи говорят, что земля выносит свои сокровища людям необъяснимо. Так или иначе, а все работы в историческом центре города должны вестись под строгим археологическим надзором. Ведь, по преданию, где-то совсем недалеко проходил легендарный подземный ход. В прошлом году попытка его отыскать во время реконструкции бульвара по улице Ленина успехом не увенчалась. Если будет найдено что-то ценное, работы на этом участке сразу же приостановят.

Справедливости ради стоит вспомнить, что на пустырь в углу Интернациональной и Ленина существовали и другие планы. Была идея, даже получившая проектную разработку в 80-х годах прошлого века, пристроить к Академии музыки фасадную цитату утраченного здания дома Соломонова. Когда-то оно стояло рядом с гостиницей "Европа" - недалеко от того места, где ее собираются теперь строить. Дом этот имел для истории города большое значение - здесь в 1852 году прошла премьера первой белорусской оперы "Идиллия" на музыку Монюшко и Кржижановского. Либретто для нее написал Дунин-Марцинкевич. Историческое здание жилого дома, приспособленное под театральные подмостки, сгорело еще в 1884 году. Через год после пожара на его месте была отстроена контора Санкт-Петербугско-Азовского банка. Позже здание не раз реконструировали и перестраивали, пока в 80-х годах прошлого века не снесли окончательно. Идея восстановления дома Соломонова благополучно почила в бозе во времена перестройки. Потому восстановление "Европы" многие восприняли с недовольством.

- Что бы мы ни взялись восстанавливать - дом Соломонова или отель, ни то, ни другое здание не будет исторически достоверным, - говорит Сергей Георгиевич. - Оба здания не сберегло время, при восстановлении и одно, и другое пришлось бы "сдвигать". И если смотреть с точки зрения городской целесообразности, то, конечно, столице нужен первоклассный пятизведочный отель в центре исторической части города. Но это не значит, что дом Соломонова будет забыт: возле Академии музыки установят художественную композицию, посвященную утраченному зданию и событиям, которые здесь происходили.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter