Модель успеха

Беларусь убедительно доказала, что каждая страна вправе выбирать свой собственный путь развития.

Беларусь убедительно доказала, что каждая страна вправе выбирать свой собственный путь развития.

Независимость любого государства определяется многими факторами, в том числе возможностью проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Уже более двух десятков лет Беларусь выступает на международной арене как суверенное государство.

За эти годы наша страна показала, что, несмотря на все препятствия, важно сохранить свой собственный, независимый курс развития. Почему для нас выгодно проводить многовекторную политику? В чем заключается успех белорусской модели развития? Как ускорить процессы интеграции? Накануне главного праздника белорусской государственности Дня Независимости на вопросы “СВ” ответил доктор политических наук Сергей Анатольевич КИЗИМА.

Разумный выбор

– С момента обретения Беларусью суверенитета прошло уже двадцать два года. Насколько эффективной оказалась белорусская модель развития и в чем заключаются ее преимущества?

– Еще начиная с середины 1990-х формируется особая белорусская модель развития. Как и другие успешные модели развития, наибольший положительный результат она способна давать в условиях, благоприятствующих экономическому росту. Таким был, в частности, период 2000–2007 годов, когда белорусская модель позволяла прирастать экономике высокими темпами. К сожалению, в кризисные времена сохранить аналогичные темпы роста трудно. Белорусская экономика в силу своей открытости и большого оборота внешней торговли реагирует на все проблемы своих внешнеэкономических партнеров. В то же время наступивший в 2008 году кризис продемонстрировал еще одну интересную черту функционирования белорусской модели развития – она оказалась очень устойчивой, способной сохранять свои качественные параметры даже в непростых условиях. Конечно, девальвации избежать не удалось, но сохранены все серьезные предприятия, не обанкротился ни один банк, оставлены на высоком уровне социальные гарантии населению. Немногие страны Европы могут сказать то же самое о себе. В дальнейшей трансформации нашей модели экономики необходимо делать особый акцент на укрупнение и объединение предприятий для создания базирующихся на территории Беларуси транснациональных корпораций (ТНК). При такой форме ведения бизнеса легче и дешевле привлекать зарубежные кредиты, обновлять средства производства, успешно экспортировать произведенную продукцию.

– Наша страна придерживается многовекторной внешней политики. Почему такой подход считается наиболее подходящим для Беларуси? Насколько успешно нам удается проводить сбалансированную многовекторную политику?

– Многовекторная внешняя политика Беларуси – разумный выбор для любой страны в условиях глобализации. Внешняя политика является способом обеспечения национальных интересов государства, в том числе экономических. А экономические интересы Беларуси находятся по всему миру, не исчерпываясь каким-либо одним рынком. Поэтому активная внешнеполитическая деятельность нашей страны позволяет добиваться более успешных условий для развития нашей экономики в глобальных масштабах. В то же время не везде удается добиться одинаковых успехов, в частности, в отношениях с США и странами ЕС. Но тут уже можно констатировать противоречия в поведении Беларуси и данных стран Запада. Если Беларусь предлагает партнерские отношения на равных, то США и страны ЕС хотели бы видеть белорусское государство в подчиненном статусе, исполняющим самые разнообразные их пожелания. Но Беларусь как суверенное государство не может пойти на такие специфические отношения. Поэтому при успешном развитии экономических отношений со странами Запада мы все еще находимся в ожидании, когда они смирятся с тем, что Беларусь готова налаживать внешнеполитические отношения с ними только на равных партнерских основаниях.

Гарантии защиты

– Беларусь – социальное государство, обеспечивающее достойные условия жизни своих граждан, чем по праву можно гордиться. Однако существует тонкая грань между защитой и иждивенчеством, которое как явление зачастую может возникнуть при высоком уровне социальной поддержки граждан. Как Беларуси не повторить опыт, например западноевропейских стран, где эта проблема иногда проявляется очень остро?

– Действительно, проблема иждивенчества неизбежна в стране с серьезными социальными гарантиями, каковой является Беларусь. Заведомо часть граждан будет пользоваться возможностями использовать социальные гарантии, не давая ничего взамен обществу и государству. Те же самые проблемы существуют и в других странах с серьезной социальной защитой. Исходя из их опыта борьбы с иждивенчеством, главное – внедрить систему жесткого персонифицированного контроля за использованием разнообразных льгот, чтобы лица, не нуждающиеся в льготах, не могли ими воспользоваться. Отдельные шаги в Беларуси уже сделаны, но предстоит сделать намного больше. При этом важно не увлечься и в пылу борьбы со злоупотреблениями не ограничить доступа к помощи государства действительно нуждающимся в ней гражданам.

На пути к модернизации

– Беларусь – страна с огромным промышленным потенциалом, который сохранился еще со времен Советского Союза. На ряд некоторых предприятий приходится свыше 50 процентов промышленного производства страны. Эффективна ли такая модель? В условиях высокой конкуренции в каком направлении должны развиваться основные валообразующие предприятия Беларуси?

– Как показывает практика, в современных условиях именно особо крупные предприятия, на которых работают сотни тысяч человек, могут стать источником инноваций и заказов для сотен других мелких и средних предприятий. В условиях высокой конкуренции крупнейшие предприятия Беларуси должны еще активнее проникать на внешние рынки, в том числе находить и новые рынки сбыта своей продукции, вести работу по совершенствованию маркетинговой деятельности, которая часто еще далека от идеала. Важно также тщательно  продумывать логистические аспекты деятельности, находить новых партнеров, при помощи которых продукцию удастся производить дешевле и качественнее.

– Неизбежно мы возвращаемся к взаимовыгодным интеграционным процессам, способствующим росту объема торговли, эффективному использованию имеющегося производственного потенциала и ряду других положительных моментов. На пути к интеграции, в том числе и при создании Евразийского экономического союза, приходится преодолевать ряд препятствий, вследствие чего процессы объединения идут достаточно медленно. Что необходимо сделать для их ускорения и какие проблемы стоит решать в первую очередь?

– Считаю возможным отметить, что в данный момент нет необходимости подстегивать интеграционные процессы в рамках евразийской интеграции. Три достаточно серьезные экономики притираются друг к другу, на основе множества заключенных соглашений происходит консолидация интересов, но выявляются и определенные противоречия. Им, в частности, стало поспешное вступление России в ВТО, которое оставило Беларусь и Казахстан в несколько двусмысленном положении. Для решения этой проблемы и Казахстан, и Беларусь активизировали мероприятия по собственному вступлению в ВТО. В ближайшие годы важно создать равные условия для всех субъектов хозяйствования в рамках Таможенного союза, в том числе на доступ к дешевым источникам финансирования.  Не секрет, что именно это и является главной сдерживающей силой на пути модернизации российской, белорусской и казахстанской экономик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter