Модель активных действий

Правовая сфера является фундаментом построения Союзного государства

Правовая сфера является фундаментом построения Союзного государства

Анатолий КРАСУЦКИЙ, доцент кафедры теории и истории права Белорусского института правоведения, заслуженный юрист Республики Беларусь

В таких межпарламентских объединениях, как МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС и Парламентское Собрание Союза Беларуси и России есть единая главная задача – создание законодательной базы данных интеграционных объединений, содействие унификации и гармонизации национальных законодательств стран-участниц.

Работу межпарламентских структур знаю не понаслышке, поскольку на протяжении многих лет представлял белорусский парламент в МПА СНГ, работал председателем комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, в МПА ЕврАзЭС – заместителем председателя комиссии по таможенной политике, а также являлся депутатом первого состава Парламентского Собрания, членом комиссии по законодательству и регламенту, участвовал в разработке и принятии правовых актов этих организаций.

Основными формами правовых актов, принимаемых МПА СНГ, являются модельные законодательные акты (модельные законы, конвенции, концепции) и рекомендации по сближению национальных законодательств стран-участниц.

В свою очередь МПА ЕврАзЭС разрабатывает основы законодательства ЕврАзЭС, типовые проекты законодательного акта, рекомендации по гармонизации национальных законодательств участников ЕврАзЭС. И если в МПА СНГ основной акцент сделан на модельном законодательстве, то в МПА ЕврАзЭС преобладают рекомендации по гармонизации национальных законодательств на основе сравнительно-правового анализа.

Вся деятельность в этой сфере осуществляется в соответствии с утвержденным в МПА СНГ Перспективным планом модельного законотворчества и сближения национального законодательства СНГ (ранее он был ежегодным, сейчас уже на период 2011–2015 годов), которым предусматривается разработка и принятие правовых актов под каждую утвержденную программу и концепцию сотрудничества государств – участников СНГ, в свою очередь в МПА ЕврАзЭС – Программой законотворческой деятельности на 2012 и последующие годы (до 2015 года), которая определяет конкретные сферы законотворчества, формы правовых актов, основания разработки этих актов, исполнителей и ответственных за их разработку, сроки исполнения.

С сожалением приходится констатировать, что такие планы законотворческой деятельности в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России отсутствуют, хотя в первые годы своей работы они принимались. А ведь вполне реально начать разработку комиссиями Парламентского Собрания проектов правовых актов по реализации конкретных союзных программ и принятии соглашений между Беларусью и Россией.

Разработчиками проектов правовых актов в МПА СНГ выступают:

профильные комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (чаще всего) либо Госдума с участием Секретариата Совета МПА СНГ;
профильные комитеты национальных парламентов либо сами национальные парламенты, как правило, в тех случаях, когда инициатива исходит от них;
академические организации государств – участников СНГ;
государственные органы государств – участников СНГ. Например, ЦИК РФ являлась разработчиком модельного закона
“О национальном референдуме”;
специальные создаваемые Советом МПА СНГ рабочие группы из числа членов постоянных комиссий МПА СНГ, специалистов, ученых и сотрудников госорганов.

Финансирование деятельности этих рабочих групп осуществляется за счет средств на реализацию программ разработки модельных законов, рекомендаций и концепций, выделяемых на содержание МПА СНГ. Хочу сказать, что на эти цели на текущий год выделено МПА СНГ 16 млн российских рублей.

Разработчиками типовых проектов законодательных актов и рекомендаций по гармонизации национальных законодательств в МПА ЕврАзЭС являются: постоянные комиссии МПА ЕврАзЭС совместно с Секретариатом; национальные парламенты государств – участников ЕврАзЭС; рабочие группы, созданные при постоянных комиссиях ассамблеи.

Если говорить откровенно, то комитеты Совета Федерации Федерального Собрания являются разработчиками абсолютного большинства правовых актов МПА СНГ, и это понятно, учитывая, что Матвиенко Валентина Ивановна является председателем Совета МПА СНГ и председателем Совета Федерации и весьма активна.

Априори установлено, что МПА СНГ возглавляет председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – председатель Госдумы, и хотелось бы, чтобы огромный потенциал аппарата Госдумы, депутатов, ее Председателя Нарышкина Сергея Евгеньевича также был задействован в полном объеме в вопросах подготовки законодательных актов.

За двадцать один год своей деятельности МПА СНГ принято более полутора тысяч модельных законодательных актов, рекомендаций, сравнительно-правовых анализов и других правовых документов, направленных на сближение национальных правовых систем Содружества. В свою очередь МПА ЕврАзЭС за 14 лет принято 150 типовых проектов законодательных актов и более двухсот рекомендаций по гармонизации законодательств государств – членов ЕврАзЭС.

Следует отметить и такую важную форму деятельности МПА ЕврАзЭС, как утверждение планов обмена опытом правового обеспечения развития интеграции в рамках ЕврАзЭС, которым и предусматриваются регулярные заслушивания на заседаниях МПА докладов по этим вопросам представителей национальных парламентов и Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

В целях повышения эффективности работы по гармонизации законодательств проводится определенный мониторинг правоприменительной практики путем регулярного обсуждения на заседаниях постоянных комиссий МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС вопросов использования в законодательстве государств – участников этих интеграционных объединений модельных и типовых законодательных актов, а также рекомендаций, разработанных межпарламентскими ассамблеями, и через направление запросов в национальные парламенты и получение информационных писем.

Предложения Парламент-скому Собранию, реализации которых ничего не мешает:

1. Утвердить Перспективный план (программу) законотворческой деятельности на ближайшие два-три года.

2. Приступить к реализации в полном объеме своих полномочий, предусмотренных статьями 40 и 58 договора о создании Союзного государства и статьей 3 Регламента Парламент-ского Собрания. В частности, начать проведение сравнительно-правового анализа и на его основе принятие рекомендаций по унификации национальных законодательств Беларуси и России в рамках Союзного государства. Например, рекомендаций по унификации нормативно-правовой базы по вопросу утилизации автомобильного транспорта в государствах-участниках. Тема эта представляет общий интерес, поскольку в России по данному вопросу уже принят ряд нормативно-правовых актов, а в Беларуси только готовятся к их разработке. Различия в правовой базе уже сегодня ощущают на себе граждане Беларуси, которые приобретают новые автомобили, произведенные в России, поскольку цены на них уже поднялись. Или с учетом наиболее развитой формы интеграции, такой как межрегио-нальное сотрудничество (достаточно сказать, что правительством Беларуси заключены соглашения почти со всеми регионами России), и принять Парламентским Собранием Рекомендации по правовому обеспечению межрегионального сотрудничества.

3. По опыту МПА ЕврАзЭС начать разработку и принятие основ законодательства Союзного государства с целью реальной наработки общей законодательной базы. Здесь надо иметь в виду, что согласно части 3 статьи 59 договора, нормативно-правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения (основы законодательства являются именно такими актами) в любом случае реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам. Поэтому МПА ЕврАзЭС, несмотря на наличие аналогичных проблем, хотя и имеет принятый еще в 2004 году, но не действующий Договор о статусе основ законодательства ЕврАзЭС, порядке их разработки, принятии и реализации (который, кстати, ратифицирован Беларусью), уже разработала основы таможенного законодательства, законодательства о труде, налогового законодательства, которые используются парламентом Беларуси в своей законотворческой деятельности.

4. Инициировать принятие союзной программы “О разработке Концепции совершенствования правовой базы Союзного государства”, что позволило бы в концентрированном виде реализовывать все предложения по этой проблеме. Принятие такой союзной программы позволило бы привлечь к этой работе потенциал как государственных, так и негосударственных правовых институтов, создать рабочие группы. Итоги такой работы позволят реально оценить, насколько мы близки или далеки друг от друга в правовой сфере, которая является фундаментом построения Союзного государства и основой для выработки политических решений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter