Мода от кредитора

Рекламная публикация витебского ОАО «КИМ» на все лады расписывала преимущества новой коллекции предприятия, включающей в себя более 250 наименований...

Рекламная публикация витебского ОАО «КИМ», попавшаяся мне на глаза месяца полтора назад, на все лады расписывала преимущества новой коллекции предприятия, включающей в себя более 250 наименований. Удобное белье для малышей, мужские джемпера, уютные сорочки для дам «королевских» размеров, линии носков с необычными названиями... Прочитав ее, трудно было не поверить в то, что предприятие преуспевает. Однако информация Комитета госконтроля Витебской области оказалась диаметрально противоположной. Из нее следовало, что экономические показатели открытого акционерного общества далеки от успешных, мизерную зарплату работникам выдают едва ли не собственной продукцией, склады — затоварены. Для красивой статистики в конце месяца огромные партии трикотажа с фабрики вывозят в фирменные магазины, чтобы в начале следующего месяца нераспроданный товар вернуть обратно.


— Мы работаем стабильно, план выполняем, но журналистов руководство предприятия видеть не желает, — так ответила на мою просьбу побывать на «КИМ» заместитель директора ОАО Людмила Мирош.


Чтобы разобраться в ситуации, решил пообщаться с работниками одного из крупнейших предприятий трикотажной отрасли.


— Наша бригада шьет заказы для немецкой армии, — рассказала швея с 10–летним стажем, с которой я встретился у проходной. — В месяц зарабатываю миллион рублей, но тружусь с одним выходным. Иногда на пару часов остаюсь после смены. Продукцию беру в счет зарплаты. Когда в семье дети, это даже удобно.


— Со мной майками и носками не расплачивались, однако первые заработанные деньги я увидел лишь спустя два месяца после того, как устроился на «КИМ», — вспоминает водитель Дмитрий Соловьев. — И те выплатили после жалобы супруги в соответствующие инстанции.


Зарплата 410 тысяч рублей моего собеседника не обрадовала, но самая большая проблема для него в другом.


— Меня увольняют, — признался Дмитрий Соловьев. — Официально, говорят, — за прогул, который у меня действительно был. Но истинную причину скрывать не пытаются: не стоило, объясняют, жене жаловаться.


Примечательно, что эта жалоба — не единственная. Еще три похожих заявления с «КИМ» лежат сейчас в Витебском областном управлении департамента госинспекции труда.


— На предприятии действительно небольшую часть заработной платы выдают продукцией. У нас была жалоба по этому поводу. Но чтобы кого–то заставляли брать зарплату «натурой», подтверждений мы не нашли, — прокомментировала заместитель начальника инспекции Венета Синицкая. — А вот задержки выплат в октябре документально доказаны, за что руководству акционерного общества грозит административный штраф.


Низкая зарплата, к тому же несвоевременная, не устраивает не только рабочих. В минувшем году сразу несколько молодых специалистов — экономисты, инженеры — хотели разорвать контракты с «КИМ». Но до суда тогда дело не дошло.


— Мои старшие подруги давно не могут получить деньги за практику, отработанную на «КИМ», — сообщила мне 18–летняя швея из 4–го витебского лицея. — Я опасалась, что меня тоже туда отправят, но педагоги говорят, будто предприятие едва ли не банкрот, поэтому практиканты ему не нужны.


В хозяйственном суде Витебской области находятся почти полсотни исполнительных производств, по которым различные кредиторы (самые крупные — «Витебскэнерго», Белинвестбанк, «Витебскводоканал») пытаются взыскать с ОАО «КИМ» более 10 миллиардов рублей. Получается, что предприятие работает, но заработанными деньгами не распоряжается. Раньше ежемесячно энергетики с помощью хозсуда получали от «КИМ» около 150 миллионов рублей. Однако с 1 октября оплата их услуг перестала быть приоритетной, и они оказались в общей очереди с другими кредиторами. Чем это может обернуться, директор ОАО «КИМ» Галина Аничкина прекрасно понимает: «Отключение электроэнергии приведет к остановке оборудования и выработке брака. Если предприятие станет, это вызовет социальную напряженность в коллективе, сорвется выполнение плана».


Вот тебе и «стабильная работа»!..


— Руководство предприятия просит, чтобы деньги, поступающие на наш депозитный счет, мы, как прежде, в первую очередь отправляли энергетикам, — объясняет руководитель отдела исполнения постановлений хозяйственного суда Витебской области Алексей Бородулин. — Но ведь это нарушение закона! На днях с заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Алексеем Егоровым мы побывали на «КИМ» и заявили о готовности снять арест со счета, чтобы предприятие само рассчитывалось за электроэнергию. Однако кредиторов у него столько, что от нашего предложения фабрика отказалась.


По мнению специалистов, высокий уровень износа оборудования не позволяет «КИМ» выпускать конкурентоспособную продукцию. И при этом новые машины, приобретенные предприятием, подолгу простаивают, не вводятся в эксплуатацию. Использование давальческого сырья заведомо снижает экономический эффект, но из–за отсутствия оборотных средств поступить по–другому нет возможности.


— За 2008 — 2010 годы «КИМ» взял льготных кредитов, воспользовался отсрочкой по платежам в бюджет, а также получил налоговые кредиты на сумму более 24 миллиардов рублей, — констатирует факт начальник управления КГК Витебской области Виктор Котиков. — Однако условия предоставления такой государственной поддержки в целом предприятие не выполнило.


А без господдержки «КИМ» — банкрот. Предприятию продолжают помогать, только объемы производства и рентабельность растут медленно. У него, правда, есть бизнес–план, рассчитанный на 10 лет. Но и в нем контролеры находят слабые места. По их мнению, к планированию вышестоящая структура — концерн «Беллегпром» обязан отнестись жестче и скрупулезнее. Тем более в ситуации, когда энергетики, образно говоря, взялись за рубильник.


Комментарий


Алексей Егоров, заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда:


— Долги у «КИМ» давнишние, однако это не значит, что их не нужно гасить. Где–то мы поможем, но и предприятию нужно вести переговоры с кредиторами об отсрочках, продавать оборудование и недвижимость, которые не используются (во времена СССР здесь работали 7 тысяч человек, а сегодня — около тысячи). Отключить электроэнергию или обанкротить «КИМ» никто не позволит. Это негосударственный подход. Мы, конечно, внесем по нему предложения в Правительство, но и собственник — «Беллегпром» — обязан подключиться к решению вопроса.


Фото автора и хозяйственного суда Витебской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter