Мода на “корочку”

Как поднять статус диплома и уровень квалификации молодых специалистов

Как поднять статус диплома и уровень квалификации молодых специалистов

Александр ШПАКОВСКИЙ, политолог, директор информационно-просветительского учреждения

“Актуальная концепция”

Заявление министра образования Сергея Маскевича о грядущем подорожании платного обучения в белорусских вузах вызвало бурное обсуждение в обществе. Однако насколько обосновано подобное повышение цен на образовательные услуги и какие реальные бонусы на рынке труда приносит факт наличия диплома о высшем образовании? Обеспечивает ли высшее образование достойное трудоустройство?

Я в учителя пошел бы...

В декабре прошлого года в Беларуси насчитывалось 445 600 студентов, которые обучались в 55 высших учебных заведениях, причем около 75 процентов студентов получают образование на платной основе. При этом многие абитуриенты и их родители осознанно выбирают специальности, предложение которых на рынке труда значительно превышает спрос. Например, специальность педагога в настоящее время, в том числе и на платной основе, получают примерно 46 тысяч студентов, а около 180 тысяч студентов (!) получают образование в сфере экономики и организации производства.

Наиболее парадоксальная ситуация сложилось вокруг студентов, получающих педагогическое образование. Естественные экономические процессы, связанные со стремлением участника трудовых отношений получать наиболее высокое денежное вознаграждение за свой труд, видимо, никак не влияют на желание наших граждан получить диплом учителя, хотя реальная заработная плата в системе образования на порядок ниже, чем в иных сферах трудовой деятельности.

По статистике, в 90-х годах прошлого века в Беларуси насчитывалось около 1,5 миллиона детей школьного возраста и при этом вузами страны выпускалось около 4 тысяч педагогов в год. Сегодня школьников на порядок меньше — чуть более 900 тысяч, а педагогов выпускается в 2,5 раза больше.

Подобная масса учителей просто не востребована отечественной сферой образования, трудоустроиться по полученной специальности достаточно сложно даже в рамках государственного распределения.

Очевидно, что в современных белорусских условиях высшее образование не только стало общедоступным, но и в определенной мере утратило привычную функцию кузницы кадров для народного хозяйства страны, превратившись в инструмент удовлетворения часто необоснованных амбиций выпускников и их родителей.

Цена и качество

Доступность и легкость получения высшего образования, ложное понимание выпускниками и их родителями соображений престижа, расширение платных услуг вузов за счет снижения требований к реальным знаниям студента и качеству образовательного процесса привели к действительному падению самого статуса диплома, равно как и уровня квалификации выпускаемых специалистов.

Образование ради “корочки” стало определенной модой нашего времени. Подобные дипломы, не подкрепленные реальными знаниями их обладателей, параллельно с развитием непроизводственных отраслей экономики (сферы услуг, спекулятивного бизнеса) являются дополнительным сдерживающим фактором развития белорусской промышленности, способствуют оттоку кадров из производства. Гражданин с дипломом в кармане не пойдет работать к станку. Потому и пополняют многочисленные “экономисты”, “биологи”, “географы” армии “менеджеров по продажам”, крупье и официантов.

В то же время, несмотря на достаточно высокие зарплаты в сфере промышленного производства и наличие вакансий, профессионально-техническое образование отнюдь не пользуется большой популярностью. За последние семь лет количество принятых в профтехучилища сократилось почти на 35 процентов. Показательно, что на 10 тысяч человек населения Беларуси приходится всего лишь 161 учащийся ссузов, в то же время численность студентов в расчете на 10 тысяч человек населения составляет 453 человека.

В настоящее время стоимость образования колеблется от 10 до 15—16 миллионов рублей за год обучения в зависимости от уровня престижа и специфики вуза. Безусловно, те, которые говорят о дороговизне и недоступности отечественного высшего образования, сильно лукавят. Ситуация, когда абсолютное большинство молодежи в возрасте от 18 до 23 лет учится в высших учебных заведениях (причем на платной основе), явно опровергает эти домыслы. Говоря о высшем образовании, правильно ставить вопрос не о цене образовательных услуг, а об их качестве. Белорусское образование является доступным, дешевым, а потому не всегда качественным.

Кадры решают все

Поэтому само по себе увеличение расценок на получение высшего образования должно быть прямо пропорционально росту денежного довольствия профессорско-преподавательского состава, укреплению материальной части вузов, повышению требований к реальным знаниям абитуриентов и студентов. Полезным видится также сокращение приема на специальности, не востребованные отечественной экономикой в настоящее время, наряду с расширением количества бюджетных мест по престижным специальностям с высоким вступительным конкурсом.

Необходимо понимать, что кадры по-прежнему решают все. Наша страна не обладает богатыми запасами полезных ископаемых, потому завоевать свое место под солнцем мы можем лишь за счет создания и развития высокотехнологичного производства, внедрения принципиально новых подходов в государственном управлении. Обеспечить приток высококвалифицированных кадров, соответствующих задачам суверенного развития, сможет лишь качественная, дорогостоящая система высшего образования, когда диплом об окончании вуза — не “корочка”, пылящаяся на полке среди старых книг, а свидетельство высокой квалификации, состоятельности и успешности специалиста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter