Мода из старого комода

Наверное, случись нашим предкам увидеть современные женские наряды, они бы повергли их в настоящий ужас.
Наверное, случись нашим предкам увидеть современные женские наряды, они бы повергли их в настоящий ужас. Одна только 12-сантиметровая "шпилька" чего стоит! Но, смею уверить, у меня, особы своего времени, экскурс в гардеробную предков из XI - XVII веков тоже вызвал легкий шок. Впрочем, в этой самой гардеробной "копались" исследователи, художники - члены Белорусского союза мастеров. Они-то и реконструировали наряды пращуров. А увидеть собственными глазами, как госпожа Мода над своими адептами в разные века подтрунивала, можно на выставке, которая открылась недавно в Минске, в библиотеке Пушкина.

Помимо всего прочего, здесь впервые можно увидеть белье, которое носили наши предки. Это полная и достоверная реконструкция, которую сделала фирма - производитель современного женского белья. Здесь, наверное, мало что изменилось. Разве что вместо лайкры и кружев - веревки да ручные швы. Дамы, кстати, носили как бикини, так и пикантные штанишки из мягкого и тонкого льна (для реконструкции был использован не промышленный, а ручного ткачества лен! - Авт.). Да и легкие пастельные тона - при реконструкции использовались только натуральные красители - не чета современным "кислотным" оттенкам.

Впрочем, по словам Ирины Штефан, исполнительного директора союза мастеров, остальные костюмы выставки - всего лишь стилизация. И ткани, и материалы для них использованы вполне современные. Но историческая достоверность выдержана: подбиралась даже плотность ткани - 9 - 12 ниток на сантиметр, чтобы костюм струился и сидел так, как 400 - 500 лет назад.

Меня все тянет "покопаться" в нижнем белье. Потому я продолжаю тему. Помимо средневекового бикини, весьма забавная штука - шоссы. Прообразы современных чулок. Их носили уже все горожане - и женщины, и мужчины. У мужчин они были высокие, привязывались к белью на поясе, у женщин завязывались над коленом. У простых людей шоссы были шерстяные или из грубого хлопка, а у людей побогаче - шелковые. Последние, кстати, настоящим сокровищем считались. Еще и потому, что на шелке вредители не приживались - соскальзывали. Поутру стряхнул "хищников" - и шоссы снова чистые! Такое вот средневековое "ноу-хау" для тети Аси.

А вот верхняя одежда практичностью, кажется, не отличалась. В начале XIV века кота (верхнее платье) шилась настолько узкой, что для того чтобы ее натянуть, как минимум надо было намылиться. Тогдашние кутюрье не знали ни вытачек, ни припусков. Крой просто повторял контуры фигуры. Потому нередко по бокам или на спине были разрезы, которые зашивались уже на человеке. А красота, по нашим понятиям, была понятием весьма относительным. Пышные женские формы считались... дефектом. У платья XIV века на грудь нет никаких припусков. Красавицы того времени прилагали немало усилий, чтобы ее нивелировать. Первое подобие бюстгальтера появилось лишь в "фривольном" XVI веке. До этого же существовали поистине инквизиторские приспособления, чтобы "угнетать" женские прелести. Стоит ли говорить, что прелестницы того времени были весьма чахлые - имели все возможные заболевания груди и грудной клетки. Куда как вольготней простолюдинам жилось: одна исподняя рубаха, которая даже в бане не всегда снималась, мылась вместе с хозяином.

Регламентировался не только крой, но и цвет. Скажем, толпа горожан в массе своей всегда была "тусклой", ибо на такие цвета, как красный и золотистый, был наложен официальный запрет. Это были "королевские" цвета. И чем выше на социальной лестнице стоял вельможа, тем больше в декоре его одежды было пурпурных и золотых деталей.

А вот сарматские костюмы - яркие, порой до несуразности. И здесь наша аристократия была весьма консервативной: костюм оставался практически неизменным несколько столетий. Верхний камзол, дэлию шляхтичи стали носить с конца XV века. Она щедро декорировалась камнями, золотом, мехами. И порой из-за особой пышности убранства была по-настоящему неподъемной - весила до десятка килограммов. Через столетие ее стали просто накидывать на плечи и застегивать пряжкой. А еще через столетие на смену этим парадным "веригам" пришел кунтуш - более облегченный и более короткий. Техника кроя и дэлии, и кунтуша очень близка восточному костюму - сарацинскому. Всякий шляхтич верил в то, что является потомком легендарных сарматских воинов, пришедших когда-то с востока. И упрямо носил свой кунтуш, невзирая на модные тенденции. Впрочем, современные исследователи сарматский стиль считают куда более гуманным, ведь в то время, когда наша шляхта щеголяла в сарматских нарядах, при дворе в Европе царило барокко. И когда вся Европа "душилась" в корсетах и задыхалась в кринолинах, наша аристократия ходила в одеждах пусть и простоватых, зато свободных...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter