Мобильно жить не запретишь

На днях расстроенная коллега призналась, что очередная поездка в переполненном автобусе стоила ей мобильного телефона.
На днях расстроенная коллега призналась, что очередная поездка в переполненном автобусе стоила ей мобильного телефона. Аппарат, кстати, не торчал из раскрытой сумочки, а находился в чехле на поясе. Но это не помешало профессионалу бесшумно открыть чехол и достать телефон. Впрочем, сотрудники милиции с помощью оператора сотовой связи вычислили вора менее чем за две недели...

Как это ни удивительно, но найти украденный телефон можно в 90 (!) процентах случаев, утверждают сотрудники управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Беларуси. Ведь каждый аппарат имеет свой уникальный идентификационный электронный номер IMEI, присвоенный на заводе-изготовителе. При повторном подключении аппарата этот номер автоматически определяется оператором сотовой связи. Но...

90 процентов - цифра скорее теоретическая. Практика свидетельствует, что возвращаются украденные телефоны к своим владельцам крайне редко. Почему?

В службах безопасности предприятий сотовой связи рассказали, что к ним достаточно часто обращаются сотрудники милиции с просьбой помочь установить нового владельца аппарата. Кроме того, часть украденных или утерянных телефонов своим клиентам компании находят сами. Доходит до того, что поиск отнимает весь рабочий день. Не хватает, что называется, людских ресурсов, да и уровень технических средств для такого рода операций у белорусских сотовых операторов отличается от западных. Там, например, некоторые компании имеют специальное дорогостоящее оборудование, которое не просто фиксирует повторное подключение, но даже устанавливает местонахождение обладателя телефона.

- В нашей стране нет законодательства, четко регулирующего систему отслеживания всех повторных подключений телефонов и взаимодействия органов внутренних дел с мобильными операторами, - говорит начальник управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Беларуси Игорь Черненко. - Сейчас отношения правоохранительных органов и операторов мобильной связи основаны больше на личных контактах. Для эффективной же работы по поиску мобильных телефонов необходимо создание соответствующей базы данных.

В общем-то свои базы данных украденных телефонов сегодня существуют и у правоохранительных органов, и у операторов сотовой связи. Есть и так называемый общественный список "черных" телефонов, составленный по частной инициативе по согласованию с МВД: на сайте www.onliner.by каждый человек может разместить данные о своем пропавшем телефоне или при покупке с рук проверить электронные номера уже занесенных в этот список аппаратов. В настоящее время в нем числится около 400 утерянных и украденных "мобильников". Но нет единой системы.

Необходимость ее создания обусловлена еще и тем, что зачастую сотовый телефон становится реальным средством для раскрытия преступлений. Помните убийство известного банкира в Минске, серию разбойных нападений на российских "дальнобойщиков", похищение раритетов из Национальной библиотеки? Общее между этими преступлениями не только то, что все они были успешно раскрыты. Оказывается, далеко не последнюю роль в раскрытии этих и десятков других преступлений сыграли мобильные телефоны.

Кстати, за последний год в нашей стране кражи мобильных телефонов стали происходить в пять с половиной раз чаще, чем в предыдущем! За девять месяцев этого года, например, в органах внутренних дел зарегистрировано 1.460 подобных инцидентов. И это только официальная статистика.

Сегодня мобильные телефоны есть почти у миллиона белорусских граждан. И с каждым днем число любителей современного и удобного средства связи, как, впрочем, и связанных с ним преступлений, стремительно растет.

Три излюбленных способа отъема красивой "игрушки"

Способ N 1. Им пользуются "мобильные" карманники, которые работают в основном в метро и наземном общественном транспорте. Жертву выбирают заранее - как правило, у входа в "подземку" или на автобусной остановке. Внимательно изучают модель телефона и поведение жертвы. Чаще всего "мобильник" вытаскивают из сумки или нагрудного кармана. Особое внимание уделяют тем, кто носит телефон на шее, на шнурке: это проще всего. Шнурок мгновенно перерезают бритвой или скальпелем.

Способ N 2. "Развод лоха". Эти работают группами по 3 - 4 человека. Один из преступников - как правило, симпатичная, хорошо одетая девушка - бросается к заранее выбранной жертве с криком о помощи. Мол, срочно надо позвонить... Трудно отказать человеку, особенно симпатичному. А как только телефон оказывается в руках воровки, девушка, сетуя на плохую связь, начинает потихонечку отходить. Если жертва пытается идти за ней, кто-то из сообщников "случайно" сбивает ее с ног.

Упрощенный вариант этого способа - с вашим сотовым в руках человек, попросивший его на "всего один звоночек", срывается с места и исчезает. Промышляют таким образом обычно молодые шустрые парни.

Наконец, способ N 3. Прост, как три копейки: к вам подходят на тихой улице и без лишних уговоров оставляют без "трубы". Ежедневные сводки происшествий по Минску, к примеру, просто пестрят сообщениями о подобных преступлениях. "Открыто завладел...", "открыто похитил...", "отняли..." - это формулировки милицейских протоколов. Шанс расстаться с "мобильником" возрастает ближе к ночи, но перестраховаться в этом деле почти невозможно. В эту среду, к примеру, в Минске у парня отобрали сотовый телефон в самом центре города, на проспекте Скорины у "МакДональдса". Часы показывали 17.30...

Каждый шестой пользуется...

ворованным телефоном?

По сообщению газеты "Московский комсомолец", в Москве доход барыг от всевозможных махинаций с "мобильниками" превышает 30 миллионов долларов год. Треть этого гигантского оборота приходится на долю банальных воров и грабителей, которых почти никто не ловит и ловить не собирается.

Ежедневно в Москве срезают со шнурков, вытаскивают из сумок, отнимают обманом в среднем 150 телефонов. Причем регистрируется официально только 30 процентов подобных преступлений. Все остальные - так называемые латентные (скрытые). Откуда о них известно? А по сообщениям мобильных операторов о заблокированных сим-картах. В милицию пострадавшие не идут, но и дарить денежки со своего счета ворюгам не желают. Вот и звонят операторам с просьбой заблокировать номер.

Памятка для всех

Самыми любимыми моделями телефонных воров в Беларуси являются аппараты "Siemens" и "Nokia". Любители чужих сотовых в последнее время не обязательно промышляют в переполненных автобусах и троллейбусах, они могут просто подойти и сорвать телефон, находящийся на видном месте (на шее, ремне, сумке, одежде). Кроме этого, многих подводит душевная доброта, когда доверчивый человек не может отказать постороннему, попросившему сделать один звонок, и сам лично передает "мобильник" вору.

Номер IMEI телефона напечатан на наклейке под батареей аппарата и на коробке. Он состоит из 15 цифр. Если телефон утерян или украден, можно сразу заблокировать исходящие звонки. Однако найти "заблокированный" телефон, по словам сотрудников правоохранительных органов, гораздо сложнее. Можно также попытаться позвонить на свой телефон. Возможно, его просто вернут за вознаграждение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter