Почему грибы и ягоды некоторым дороже жизни

Мобильник, спички и компас вместо болотного «авось»

Что перевесит на чаше ваших ценностей, когда вы планируете поход за дарами леса, не продумав толком меры своей собственной безопасности в случае чего? Некоторые из нас почему-то выбирают первое. И примеров тому в последние дни жизнь подкидывает немало. Вот только что нашли тело погибшего в лесу под Гомелем грибника. Инвалида, передвигавшегося с палочкой. Еще в пятницу я писала, что он пропал в лесах, его ищут, но надежда была напрасной... 

Когда речь идет о хладнокровных убийствах или ДТП, о несчастных случаях, это одно. Но когда в болотах увязают ягодники, одержимые азартом сбора даров леса, которые никак не решат всех материальных или «оздоровительных» проблем, совсем другое. Здесь беду и можно, и нужно предотвратить. Иногда случаются чудесные спасения (когда писала статью, как раз поступило сообщение о том, что заблудившихся в лесах Пуховичского района супругов нашли, спасибо сотрудникам МЧС), однако намного чаще приходится выяснять причины трагедий. Но нас будто не слышат. Хочется, чтобы те, пропавшие, вернулись и рассказали во всех деталях, чем может обернуться легкомыслие в походе за ягодами и грибами. В этом году в органы внутренних дел поступило 117 заявлений об исчезновении людей, заблудившихся в лесу при сборе грибов и ягод. За весь прошлый год таких заявлений было 188.

Наткнулась в сети на поучительный рассказ жительницы Ганцевичей, которая чудом выбралась из такой передряги. Произошло это на болоте за деревней Сукач, куда компания «клюквенников» отправилась вчетвером. «Как будто в царство Кощея попали, — пишет она. — Рвы, тропы лосиные. Федорович сначала был неподалеку и искал, как выйти из болота, а я от него отстала. Стала кричать, звать на помощь, а никто не отзывается. Несколько часов ходила, уже сил не осталось. Меня охватила паника. Я стала кричать: «Люди, спасите! Я заблудилась!» Сердце защемило от страха, думала, что погибну в этом болоте. Села и стала молиться».

Ей повезло, а если бы иначе? Почему не взяла с собой телефон, карту, компас, спички? Подумала ли о своих детях и внуках? А если бы сердце не выдержало многочасовых блужданий?

Я листаю странички поискового отряда «Ангел». Пропала Надежда Ульяновна, 1932 года рождения, деревня Голяши Дубровенского района. Исчез Михаил Петрович, 1950 года рождения, деревня Новый Строй Верхнедвинского района. Нет вестей от Надежды Николаевны из Коссово Ивацевичского района. С фото у клумбы смотрит жизнерадостная и еще не старая чья-то мама, а может, и бабушка. Почему близкие не удержат людей в возрасте от этих небезопасных походов? Хорошо, традиции, «я этот лес как свои пять пальцев знаю». Но ведь заводит в дебри ничем не оправданное желание набрать еще и еще. Кому потом отдашь ведро клюквы, если сердце не выдержит болотного холода? 

Только в этом году, по данным МВД, в лесах и на болотах искали более сотни людей. А если взять не только гуманитарный аспект этой проблемы, но и экономический? Когда на поиски одного человека отправляется порой до ста и больше профессионалов, задействуются вертолеты и прочая техника, сколько это стоит? Только вдумайтесь — за легкомыслие и бездумное, халатное поведение одного человека расплачиваемся мы все вместе, ведь поиски идут на наши налоги. Когда же мы, наконец, отделаемся от дурацкой привычки полагаться на авось? Неужели нужно самим испытать одиночество и ужас ночного осеннего леса, вместо того чтобы положить в карман заряженный телефон с навигатором?

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter