Многовекторный транзит. Началась конкуренция за доставку венесуэльской нефти на белорусские НПЗ.

Наша страна продолжает поиск оптимального пути транспортировки нефти из Венесуэлы. До сих пор ее возили через Одессу, а также апробировали эстонский порт Мууга. Очередным, третьим, партнером стала Литва. Уже в эти выходные ожидается прибытие танкера в клайпедский порт. Оттуда около 80 тысяч тонн черного золота в железнодорожных цистернах отправят на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод. Кстати, чтобы перевезти такое количество сырья, потребуется более 20 железнодорожных составов.

Наша страна продолжает поиск оптимального пути транспортировки нефти из Венесуэлы. До сих пор ее возили через Одессу, а также апробировали эстонский порт Мууга. Очередным, третьим, партнером стала Литва. Уже в эти выходные ожидается прибытие танкера в клайпедский порт. Оттуда около 80 тысяч тонн черного золота в железнодорожных цистернах отправят на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод. Кстати, чтобы перевезти такое количество сырья, потребуется более 20 железнодорожных составов.

Стратегия и возможности

Руководство компании “Клайпедос нафта” в интервью литовским СМИ призналось, что давно уговаривало белорусов на этот эксперимент. Взамен литовская сторона пообещала провести модернизацию терминала в Клайпеде и в перспективе рассчитывает заключить годичный контракт на перевалку около двух миллионов тонн нефти.
Когда в марте 2010 года Минск и Каракас подписали контракт о поставках в нашу страну четырех миллионов тонн венесуэльской нефти в год с последующим увеличением этой цифры до десяти миллионов, скептики только ухмылялись. Мол, накроется проект, даже не начавшись: где это видано возить нефть за тысячи километров через океан. И вот в пути уже восьмой танкер, а в Минске тем временем просчитали экономическую эффективность поставок нефти из Венесуэлы, Азербайджана и стран Персидского региона через балтийские и черноморские порты и назвали потенциальных партнеров: порты Одесса и Южный (Украина), Вентспилс (Лат-вия), Клайпеда (Литва), Таллин (Эстония).

Оптимальные варианты

Белорусская сторона стремится уменьшить зависимость от российских энергоносителей. Кроме Венесуэлы активно готовится к освоению месторождение Джофейр в Иране. За 10 лет Беларусь планирует добыть более девяти миллионов тонн иранской нефти.
— По сути, между нашими соседями уже началась здоровая конкуренция за право перевалки нефти, — объясняет белорусский экономист Алексей Беляев. — Белорусский заказ очень важен для литовцев, потому что клайпедский порт нынче переживает не лучшие времена вследствие падения грузооборота. Но и Украина не хочет уступать и пытается убедить Минск, что транспортировка через Литву не является более выгодной, чем украинский маршрут. Но тут есть еще объективные факторы. Например, железнодорожный маршрут в Беларусь из Эстонии короче, чем из Украины: между Одессой и Мозырем расстояние чуть больше тысячи километров, между портом Мууга и Новополоцком — 850 километров.  Клайпеда также ближе к месту переработки, чем Одесса.

Дело в трубе

Само собой, перекачивать нефть по трубопроводам значительно дешевле, чем доставлять ее по железной дороге. Но здесь нужно учитывать ряд нюансов, отмечают эксперты. Например, Украина не исключает возможности перевода магистрального нефтепровода Одесса—Броды в аверсный режим работы, но пока с одним условием: Беларусь должна гарантированно заполнять его более чем на девять миллионов тонн нефти ежегодно. Рассматривается также возможность строительства нескольких “перемычек” между белорусскими участками нефтепровода “Дружба” и украинским Одесса—Броды, что позволит импортировать нефть из Азербайджана. А для доставки нефти через латвийский порт Вентспилс важно обеспечить реверсное использование нефтепровода Полоцк — Вентспилс, что предполагает строительство насосной станции и дополнительную модернизацию коммуникаций.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter