Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф посетил Минск

Многовекторность в действии

В августовские дни, когда в Беларуси стоит невиданная жара, Минск посетил политический лидер страны, где подобной температурой никого не удивишь. Речь, конечно же, о Премьер-министре Пакистана Навазе Шарифе. Этот визит сулит многие выгоды обеим сторонам, но и таит некоторую геополитическую интригу. 



Белорусско-пакистанские отношения, несмотря на формальную более чем двадцатилетнюю историю, интенсивно стали развиваться относительно недавно. Наше посольство в Исламабаде открылось в ноябре прошлого года, а пакистанское в Минске еще только готовится открыть свои двери для посетителей. Безусловно, эпохальным событием стал майский визит Александра Лукашенко в Пакистан и завязавшиеся тогда добрые отношения с Навазом Шарифом.

Нужно сказать, что Пакистан — это уже не та патриархальная и даже реакционная страна, какой она представала в советских пропагандистских фильмах времен войны в Афганистане. Хотя мусульманская специфика не просто остается актуальной, а господствующей. Но и своеобразие внутреннего уклада, и крайне сложные межконфессиональные отношения, и вовлеченность Пакистана в войну в соседнем Афганистане не мешают развитию этой страны.

Прежде всего, южноазиатское государство представляет собой огромный и емкий рынок с населением около 200 млн человек. Это ядерная держава, обладающая серьезным военным потенциалом. Перечисленных показателей достаточно, чтобы понять интерес Беларуси, который стал реализовываться на практике. Уже сейчас наш взаимный товарооборот превысил 200 млн долларов, резко подскочив буквально за несколько месяцев, а в ходе визита речь велась о цифре в 1 млрд.

Нельзя не отметить атмосферу минских встреч Александра Лукашенко и Наваза Шарифа. Было заметно, что между двумя лидерами установилось полное взаимопонимание.  А это очень серьезное подспорье в межгосударственных отношениях. Причем и гарантия надежного будущего, учитывая влияние Наваза Шарифа и его партии в своей стране.

Немаловажно и то, что у Исламабада отличные отношения с нашим стратегическим партнером — Китаем. И вот здесь вполне уместен вопрос: а как же Индия? Ее президент совсем недавно посещал Беларусь, речь также шла о больших перспективах двустороннего сотрудничества. Но ни для кого не секрет, что Индия и Пакистан находятся в крайне напряженных отношениях. С момента обретения независимости две страны, до этого составлявшие единую британскую колонию, вели три полномасштабные войны и две малые. А перманентный конфликт никогда и не прекращался. Да и ядерным оружием они обзавелись, чтобы грозить друг другу. Как же верно проложить курс между южноазиатскими Сциллой и Харибдой?

Задача эта, хоть и непростая, но вполне решаемая. Во-первых, не мы первые решаем подобную дилемму. С ней сталкивались все страны, проявлявшие активность в регионе. И нужно сказать, что встречали понимание как в Дели, так и в Исламабаде. Даже Китай, на протяжении нескольких десятилетий находившийся в состоянии пограничного конфликта с Индией, а потому активно поддерживавший Пакистан, в последние годы стал проводить более сбалансированную политику.

Любопытна стратегия наших непосредственных соседей. Россия продолжила традиционную советскую линию на активное сотрудничество с Индией и несколько недоверчивое отношение к Пакистану. А вот Украина, по крайней мере в области военного сотрудничества, как раз сделала ставку на Исламабад.

Что же, наш новый партнер весьма специфичен. Достаточно сказать, что в политических кругах Пакистана бытует такая поговорка. Мол, страной управляют три А: Аллах, армия и Америка. Но в последнее время все меняется. Даже традиционная враждебность с Индией отходит на второй план. Недавно в Уфе, во время саммита ШОС, лидеры двух стран совершенно мирно соседствовали на переговорах и даже обменялись рукопожатием.

Так что Беларуси не стоит опасаться подводных камней. Ведь не только мы, но и наши партнеры заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве.

gigin@belta.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter