Многоуважаемая вагоновожатая

Среди сотен, тысяч, десятков тысяч ничем не примечательных поездок в трамвае, которые были в моей жизни и еще предстоят, эта запомнится навсегда.
Среди сотен, тысяч, десятков тысяч ничем не примечательных поездок в трамвае, которые были в моей жизни и еще предстоят, эта запомнится навсегда. Заняв место в кабине рядом с носительницей почетного звания "Минчанка года" - водителем трамвая Раисой Небреевой, - я и сама чувствовала себя не пассажиром, а почти вагоновожатой.

- Осторожно, двери закрываются, - продекламировала Раиса Ивановна, и мы двинулись в путь.

Сегодня уже невозможно себе представить, что когда-то в столице не было этого вида транспорта. А ведь трамвайное движение в Минске появилось всего 75 лет назад. В октябре 1929 года, к удивлению жителей всего города, трамвай начал свою неутомимую работу. Уже вскоре, курсируя с шести утра до часу ночи, вагончики ежедневно перевозили десятки тысяч пассажиров. А стоимость проезда, независимо от количества остановок, составляла 10 копеек (8 - для рабочих, 5 - для студентов и красноармейцев). Правда, в первый день работы трамваи катали всех желающих до позднего вечера абсолютно бесплатно. Для народа появление нового вида транспорта стало настоящим праздником. Неудивительно, что многие в то время мечтали освоить новую для города профессию вагоновожатого.

- Вы тоже мечтали об этой профессии? - спросила я Раису Ивановну.

- Не то чтобы именно об этой. Просто хотела быть водителем. Наверное, это наследственное. Ведь мои отец и старший брат работали шоферами. Правда, папа не разделял этого моего увлечения. Он очень хотел, чтобы я связала свою жизнь с медициной. Пришлось послушаться и поступить в медучилище. Но проучилась я там меньше года. Почувствовала, что не мое. Приехала из Могилевской области, где жила наша семья, в Минск к старшей сестре. Учиться идти было некуда: март месяц. Устроилась по ее совету на стройку. Тогда-то, каждый день добираясь до работы на трамвае, которым так ловко управляли девушки, я и решила, что обязательно должна попробовать. Закончила курсы. И знаете, мне очень понравилось.

- А что понравилось-то?

- Не знаю. Люди, которые куда-то спешат. И мы их развозим, помогаем вовремя добраться до места. Иногда бывает, человек не успевает. Вижу в зеркало - бежит. А мне так хочется, чтобы успел. Если график позволяет, постою, подожду. А он впрыгивает в вагон и спасибо говорит.

- А помните мультик "Ну, погоди!"? - спросила я. - Когда волка дверями зажало. У вас таких ситуаций не бывает?

- У меня - нет. Хотя, вообще, всякое случается. Транспорт есть транспорт. Можно и не заметить. Особенно когда пассажир появляется в самый последний момент неизвестно откуда. Так что нужно быть постоянно начеку.

Я никак не могла решиться подойти к самой щепетильной теме разговора. Помните, недавно мы писали, как в Минске столкнулись два трамвая, а еще раньше - о том, как трамвай сбил человека?.. Не спросить не могла.

- Тьфу-тьфу-тьфу, - Раиса Ивановна сплюнула через левое плечо. - Никаких серьезных происшествий в моей практике не было. Меня даже пару лет назад наградили почетным знаком "Без аварий" за безаварийную работу. Но по своим коллегам знаю, что после ДТП, а тем более наезда на людей, очень трудно успокоиться. После серьезных аварий, бывало, что наши сотрудницы неделями не могли водить трамвай, а другие и вовсе просили перевести их на другую работу. Ведь это же колоссальный стресс. Жмешь на тормоз, пытаешься предотвратить столкновение, а не успеваешь. В такой момент страшно уже не за себя, ведь за спиной целый вагон пассажиров и на тебе ответственность за их жизни.

- А что, если водителю вдруг станет плохо? Тогда, получается, столкновения не избежать?

- Неправильно. У нас есть специальная педаль безопасности, - собеседница держала на ней левую ногу. - Если вагоновожатая теряет сознание и уже не может управлять трамваем, нога съезжает с педали и трамвай останавливается. Правда, тоже не мгновенно.

И все же моя собеседница сказала, что за годы, которые она водит трамвай, приятных моментов в работе было многим больше неприятностей. А недавно случился еще один приятный сюрприз... "За высокие достижения в труде, значительный личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие столицы" в этом году Раиса Небреева была удостоена почетного звания "Минчанин года".

- Эта новость была для меня очень неожиданной и, безусловно, очень приятной. Всегда важно, когда твои старания и усилия на работе кто-то заметил и оценил. Тем более на таком высоком уровне. Я ведь за 30 лет в трамвайном депо ни разу не опоздала на работу. И учеников этому же учила: в нашей профессии ответственность, собранность, пунктуальность - очень важные качества.

- Почти треть века? Это ведь огромный срок?

- Да, но не самый большой... У нас есть водитель Тамара Таланкова, которая работает уже полвека, с 18 лет, а до сих пор очень молодая и энергичная.

- Вы сказали, что никогда не опаздывали. А как же вы добираетесь на работу, если ваш трамвай должен первым покинуть депо? Это же, наверное, часов в пять утра?

- В 4.40. Все очень просто, около 4 утра за нами приезжает рабочий автобус. Он же развозит по домам, если мы заканчиваем работать в час ночи. А вообще я работаю 4 дня в первую смену, 2 выходных, а потом 4 дня во вторую, 2 выходных.

- А что же ваша семья - не против такого графика работы? Утром просыпаются - вас уже нет, вечером ложатся стать - вас еще нет?

- Но ведь это так здорово: пока город спит, мы встречаем рассвет и провожаем закат. А семья... Дети уже выросли. А муж никогда не был против. Да и к тому же именно трамваю мы обязаны нашей встречей.

- ?

- Давно это было. Я тогда работала по 7-му маршруту Автозавод - Республиканская. А он ехал вечером с работы домой. Подошел и начал спрашивать, на какой остановке выходить? Хотя и сам знал прекрасно. Но я-то сразу поняла, чего он хотел. Так и познакомились...

Оказывается, очень многие наши вагоновожатые повстречали свои половинки именно в трамваях. Неудивительно, что они так любят свою работу. Несмотря на всю ее монотонную специфику, сложность, а порой и опасность. Наш маршрут подходил к концу и у меня оставался еще один вопрос: а если бы была возможность начать все сначала?

- Я бы снова стала водителем трамвая, - не задумываясь, ответила Раиса Ивановна. - Наверное, это судьба.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter