Самолет Р-5 создан под руководством Н.Н.Поликарпова в конце 1928 года.
Этот самолет представлял собой двухместный одностоечный полутораплан деревянной конструкции с мотором жидкостного охлаждения М-176. С 1930 года выпускался серийно. По существу этот самолет был многоцелевой машиной: разведчик и легкий бомбардировщик в ВВС; пассажирско-почтовый, учебный, буксировщик планеров в Гражданском воздушном флоте и летных школах. Этот самолет вышел победителем конкурса самолетов-разведчиков, проводившегося в Тегеране. В 1934 году была произведена модификация этого самолета. На самолет поставили более мощный двигатель М-17ф, улучшили аэродинамику и усилили вооружение. Так появился самолет Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный). В 1935 году Р-5 еще раз был модернизирован. У него уменьшили площадь крыльев, установили более мощный и высотный мотор М-34РН, уменьшили фюзеляж, а кабину экипажа частично закрыли прозрачным фонарем. Так появился самолет Р-Z. Он строился серийно в течение трех лет. Эти самолеты находились на вооружении с 1930-го по 1945 г. В период Великой Отечественной войны эти самолеты использовались в основном как транспортные. Всего с 1930-го по 1937 г. было построено 4914 самолетов Р-5, 111 МР-5 (морской вариант), 620 Р-5ССС и 1031 Р-Z.
Летно-технические характеристики
Самолет Р-5 Р-Z
Экипаж 2 чел. 2 чел.
Максимальная скорость
на высоте 3 км 230 км/ч 316 км/ч
Взлетный вес 2955 кг 3150 кг
Вес бомбовой нагрузки 300—500 кг 300—500 кг
Практический потолок 6400 м 8700 м
Дальность полета 1000 км 1000 км
Мотор М-17б М-34РН
Мощность 680 л.с. 820 л.с.
Длина 10,56 м 9,72 м
Размах крыльев 15,5 м 15,5 м
Вооружение: 3 пулемета 7,62 мм, бомбы