Многоликий озон

О такой напасти, как "озоновые дыры", сейчас, пожалуй, не слышал только ленивый.
О такой напасти, как "озоновые дыры", сейчас, пожалуй, не слышал только ленивый. Тем не менее эта опасность большинством из нас воспринимается философски: мол, где они там, эти дыры, куда как более насущных проблем хватает! А вот директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Белгосуниверситета Александр Красовский убежден: подобный подход бьет не только по будущим поколениям, он губителен и для живущих сегодня. Катаракта, рак кожи, нарушения функционирования органов кроветворения - все это прямое следствие недооценки возникшей ситуации. По данным ВОЗ, например, в Беларуси количество меланом - крайне неприятного кожного заболевания - каждый год увеличивается примерно на 12 процентов. А все потому, что на территории страны очень высокий УФ-индекс, т.е. биологически активное, вредоносное ультрафиолетовое излучение попадает к нам в значительно большем, чем допустимая норма, количестве. Почему?

Беларусь в силу природных, атмосферных и климатических условий оказалась в области максимального количества озоновых мини-дыр, - говорит Александр Николаевич. - А это, в свою очередь, способствует проникновению на Землю вредного УФ-излучения, особенно активно воздействующего на людей со слабо пигментированной кожей. Действие ультрафиолета очень схоже с действием радиации. Только радиационное излучение проходит как бы сквозь весь организм, а ультрафиолетовое задерживается на его поверхности. Кроме озона в атмосфере, существует еще приземный озон. Контроль за ним необходим, ведь приземный озон является мощнейшим окислителем. На его образование сильно влияют грязные выхлопы промышленности и транспорта - фотохимический смог. В Европе все это измеряется: людей заботит среда, в которой они живут. Мы также хотим дышать свежим, здоровым воздухом. Кроме того, как известно, ветер в Беларуси дует чаще всего с запада, и значительная часть европейской экологической грязи попадает к нам. В такой ситуации было бы нелишним этот процесс контролировать, а если понадобится, иметь возможность с фактами в руках предъявить соответствующие претензии тем, кто загрязняет атмосферу. Между прочим, кое-кто из соседей это уже понимает и с опаской относится к нашим приборам...

На сегодняшний день их три. Первенец - ПИОН - прибор по измерению содержания озона в атмосфере, разработан в 1989 году по заданию Гидромета СССР. Прошел испытания, предполагалось серийное производство, но... грянул великий передел, и все остановилось. Но мы его внедрили на нашей озонометрической станции и успешно используем. Далее на свет появилась аппаратура для измерения биологически активного ультрафиолета. Она также не стоит без дела. Последняя разработка только-только завершена. Новинка предназначена для измерения приземного озона. Должен сказать, все приборы очень наукоемкие. Рыночная стоимость каждого - примерно 150 тысяч долларов. Плюс еще 25 - 50 тысяч в год требуется для эксплуатации. Теперь мы можем не только участвовать в глобальном исследовании озона, но и готовить конкретные каждодневные прогнозы УФ-излучения. Ведь их нужно сообщать людям, как и прогноз погоды.

Наш центр уже сейчас может давать общенациональный прогноз и по приземному озону. Соответствующие нормы утверждены. Но здесь необходимо содействие местных властей. А они, похоже, считают эту проблему несущественной, в то время как в Европе создана сеть специальных станций. Тем более обидно, что в целом у Беларуси на международной арене очень хорошая репутация страны - участницы соглашений по данной тематике. Наше государство выполняет все взятые на себя обязательства по мероприятиям, обеспечивающим защиту озонового слоя Земли. В самой нашей стране создана необходимая правовая база для решения многих экологических проблем. В этом году Минская озонометрическая станция вошла в мировую сеть глобального наблюдения за атмосферой, что позволяет белорусским ученым получать широкую научную информацию от своих зарубежных коллег, а также некоторую финансовую поддержку международных исследовательских фондов. Но, к сожалению, в списке приоритетных научных тем в нашей стране ни гидрометеорология, ни физика атмосферы пока не значатся. То ли оттого, что живем по принципу: "Гром не грянет - мужик не перекрестится", то ли просто здоровье какого-то там Иванова, Петрова, Сидорова чиновников от науки не волнует.

Но, господа, не волнует чье-то здоровье - так хоть о своем позаботьтесь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter