Начала меняться обстановка на фронтах в Ливии

Многогранный ливийский калейдоскоп

Во второй половине мая начала меняться обстановка на фронтах в Ливии: войска, верные Правительству национального согласия (ПНС), получили тактический перевес над осаждающими Триполи силами маршала Хафтара. Сперва ПНС отбило несколько населенных пунктов, занятых Ливийской национальной армией (ЛНА), у границы с Тунисом, а затем силы Хафтара потеряли авиабазу Аль Ватия и были отведены на 2—3 километра от позиций, которые ранее занимали у ливийской столицы. Каковы могут быть перспективы ливийского конфликта в результате сложившегося сейчас положения? 


Осада Триполи длится уже около года. В описании военно-политической ситуации в стране эксперты сходятся в нескольких тезисах. Во-первых, отбитая ПНС авиабаза и потеря нескольких городов лишают ЛНА стратегического перевеса в северо-западной части страны на подступах к Триполи: у сил Хафтара на данный момент не остается удобной точки снабжения и опорных пунктов. 

Во-вторых, тактический перевес антихафтаровских сил был обеспечен дронами, поставленными в Триполи из Анкары, что также придало уверенности ПНС. 

В-третьих, превосходство ПНС, имеющееся на сегодня, привело к снижению уровня поддержки Хафтара среди ливийского населения. Об этом, в частности, пишет турецкая пресса. 

В-четвертых, некоторые эксперты уверены, что в ближайшее время внешние игроки, которые до сей поры поддерживали ЛНА, могут пересмотреть свое решение и либо начать договариваться с ПНС, либо ставить на раскол в противоборствующем лагере. 

А в это время в Триполи вновь заметно активизировались в политических декларациях. Так, один из ливийских министров заявил: «Шансы Хафтара и ЛНА на успех теперь равны нулю». Другой бывший ливийский чиновник отметил: «Хафтар провалил свою миссию, гарантирующую лидерам восточных ливийских племен доминирующее положение в будущей диктатуре». 

Следует, однако, отметить, что многие, в том числе политические и военные наблюдатели, склонны преувеличивать значение произошедших на фронте изменений. Не исключено, что поражение Хафтара лишь тактическое, а отвод войск на 2–3 километра был действительно связан с окончанием Рамадана, как то объясняли представители ЛНА, а не с отступлением под натиском ПНС. 

Тем более, как можно судить по сообщениям наблюдателей, прямой необходимости в таком отступлении не было. Это означает, что в ближайшее время можно ожидать начала затяжной позиционной войны. Такая война будет однозначно сопровождаться торговлей за лояльность племенных вождей и полевых командиров. Параллельно на международной арене часть внешних игроков придет к поддержке ПНС, а часть поставит на раскол сил, ему противостоящих. 

Этот раскол уже наметился. Так, поддерживавший ранее маршала Халифу Хафтара председатель палаты депутатов (из Тобрука) Агила Салех Иса перешел к критике своего бывшего соратника. Очевидно, что некоторые активные внешние игроки, настроенные против Триполи, приступят к переговорам с представителями политических кругов Тобрука. 

Тот факт, насколько долго затянется позиционное противостояние ПНС и ЛНА, покажет и дальнейшее развитие во внутриполитическом урегулировании. Если маршал Хафтар сможет доказать военное превосходство над стратегами из Триполи, то с ним по-прежнему будут разговаривать как внешние игроки, так и внутренние. Скорого же поражения ЛНА (и шире – блока восточных племен) едва ли следует ожидать: пока поддержка Хафтара кажется достаточно сильной как внутри, так и извне. А внешние силы пока лишь теоретически показывают приверженность Берлинскому процессу по урегулированию в Ливии.

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter