Много сыра и... ничего

Отечественное продовольствие теряет конкурентоспособность на внешнем рынке, что особенно видно на примере молочной продукции.
Отечественное продовольствие теряет конкурентоспособность на внешнем рынке, что особенно видно на примере молочной продукции. Еще несколько лет назад ее в неограниченном количестве поглощали российские потребители - только официальные поставки доходили до нескольких сот миллионов долларов. Но времена, когда сыр с маслом приносили солидные валютные суммы, похоже, канули в Лету. В России цена на аналогичную продукцию сопоставима с нашей, а ассортимент шире. Экспорт для большинства белорусских производителей убыточен и интересен им только как дополнительный канал сбыта продукции.

К примеру, Любанский сыродельный завод возобновил поставки своей продукции на внешний рынок, реализовав ее в 2000 году на 377,6 тысячи долларов - вдвое выше, чем в 1999-м. По словам главного экономиста предприятия Людмилы Ющени, весь товар ушел по белорусским ценам. В итоге из трех экспортных позиций прибыльными оказались лишь две - твердый сыр и сухое обезжиренное молоко. От поставки же сливочного масла на российский рынок производители получили 654 тысячи рублей убытков. Прибыль от продажи там сыра не превысила сумму, которую завод получил бы, реализовав эту продукцию в Беларуси.

Увы, после летнего затоваривания на предприятии с готовностью пошли и на такие условия. Спрос на продукцию сыроделов летом и осенью практически отсутствовал, склады были завалены продукцией. Завод не мог рассчитаться с поставщиками сырья. В июле, августе и сентябре он производил только по 85 тонн сыра, хотя выросшие заготовки молока позволяли выпускать почти вдвое больше. Но даже имеющийся товар уходил на рынок по ценам, ниже расчетных. Вместо предполагаемой рентабельности в 20 процентов она составила 5 - 7.

Только в четвертом квартале предприятие разгрузило сырные полки - сезон большого молока закончился и в России, а спрос на него к зиме традиционно возрос. Сегодня сыродельный завод имеет оттуда массу заявок, причем на выгодных условиях. Другое дело, что удовлетворить их мешает сезонный дефицит сырья. Ежедневно завод принимает до 57 тонн молока, тогда как мощности рассчитаны на переработку 210 тонн. Но откуда ему взяться, если, несмотря на 700-граммовый плюс, в среднем от коровы в любанских хозяйствах получают по 5 литров молока?

На Любанском сыродельном заводе, как и на других перерабатывающих предприятиях, выход видят в снижении себестоимости продукции, улучшении ее качества и товарного вида. Только так можно рассчитывать на закрепление на внешнем рынке. Сегодня же он практически утерян для всех отечественных предприятий. По данным Минсельхозпрода, за 11 месяцев экспорт молокопродуктов составил 430 тысяч тонн на сумму около 60 миллионов долларов. Учитывая, что примерно половину в этой сумме занимает бартер, живых денег предприятия получили крайне мало. Нет и внешних инвестиций. Между тем большинство подобных заводов работает на устаревшем и изношенном оборудовании, а на белорусском рынке активный маркетинг уже начали российские производители.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter